Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
«Реформы по созданию новой высокоэффективной экономики на основе высоких технологий и инноваций успешно провалены во всех отраслях народного хозяйства» — с этого вывода, подкрепив его множеством фактов, начал своё выступление в часе политических заявлений на пленарном заседании Госдумы 7 июня член фракции КПРФ Николай Арефьев. А на «правительственном часе» с участием министра экономического развития Максима Орешкина депутат, обобщив аргументы, ещё раз убедительно доказал, что эти несостоявшиеся реформы, трансформирующиеся то в «модернизацию», то в «оптимизацию», привели лишь к широкомасштабной ликвидации.
«ИТОГИ 25-летнего словоблудия просто удручающие», — подчеркнул депутат-коммунист. Жонглируя малопонятными, а иногда просто абсурдными терминами, такими, как «инвестиционный климат», «конкурентная среда», «электронное правительство», «умные школы» и, наконец, «цифровая экономика», горе-реформаторы добились того, что школ осталось две трети, столько же поликлиник и больниц, средних учебных заведений профтехобразования — и вовсе четверть, а вузы сокращаются по сто единиц в год. Правила ВТО заставляют Россию не только снижать пошлины, но и ограничивают производство. За годы членства в ВТО Россия потеряла 800 миллиардов рублей прямых доходов и около 4 триллионов косвенных. 90 процентов торговли принадлежит иностранным торговым сетям, которые не берут на реализацию российскую продукцию. Об импортозамещении уже никто и не помышляет. По данным таможенной статистики, импорт из дальнего зарубежья за четыре месяца нынешнего года увеличился на 23 процента.
«Динамика развития экономики ужасающая», — констатировал Н. Арефьев и привёл целый ряд не внушающих оптимизма цифр. Рост ВВП в 2012 году был 3,5 процента, в 2013-м — 1,3, в 2014-м — 0,7, в 2015-м — минус 3 процента, в 2016-м — минус 0,7. Рост промышленного производства в 2012 году составил 3,4 процента, в 2013-м — 0,4, в 2014-м — 1,7, в 2015-м — минус 3,4 процента, а в 2016-м этот показатель едва натянули до 0,4 процента. «Задний ход» сделала обрабатывающая промышленность: если в 2012 году она выросла на 5 процентов, в 2013-м — на 0,5, в 2014-м — на 2,1, то в 2015-м и 2016-м годах ушла в область отрицательных значений. За четыре месяца нынешнего года рост промышленного производства составил 0,7 процента, то есть меньше, чем математическая погрешность. Есть отрасли, где показатели, казалось бы, весьма внушительные. Например, производство автобусов увеличилось на 36 процентов, металлорежущих станков — на 20, тракторов — на 16 процентов. Но если перевести эти успехи в абсолютные цифры, то величины станут микроскопическими. Автобусов было выпущено всего 7900 штук, металлорежущих станков — 1200 штук, тракторов — 2400. Для сравнения: в 1990 году за аналогичный период было выпущено 18 тысяч автобусов, 27 тысяч металлорежущих станков и 71 тысяча тракторов.
На «правительственном часе» Николай Арефьев в присутствии министра экономического развития Максима Орешкина подчеркнул, что удивляться плохим результатам социально-экономического развития не приходится, когда кадровая политика являет собой образчик выдающегося идиотизма. Нас приучили к тому, что сельским хозяйством может руководить врач, здравоохранением — менеджер, обороной страны — директор мебельного магазина, в губернаторах ходят строевые генералы, а армейских генералов заменили дамы с собачками, заметил депутат, напомнив заодно, что экономикой все эти годы руководили финансисты, банкиры, но отнюдь не опытные производственники. Кстати, новый глава минэкономразвития — тоже из этой же когорты. Окончив Высшую школу экономики, он вращался исключительно в банковской и финансовой сферах. Николай Арефьев заявил:
— Это они (финансисты и банкиры. — Ред.) создали модель российской экономики, которая уже 25 лет работает только в двух направлениях: если есть деньги — их кладут на депозит в Соединённые Штаты, а если нет, то продают последние активы. В результате объявленная модернизация даже не начиналась. Майские 2012 года указы президента страны выполнены лишь на 15 процентов. Правительственные антикризисные меры за год выполнены лишь на четверть. Председатель правительства умножает собственные богатства, а экономика героически преодолела все препятствия и легла на дно, чтобы забуриться ещё ниже… Министерство экономического развития вместо руководства экономикой занимается, подобно гидрометобсерватории, прогнозами: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет. Но ни один прогноз никогда не сбывался.
Надо возвращаться к твёрдому планированию, убеждён депутат. А резервы для развития экономики есть, причём без дополнительных финансовых затрат, заметил он. Достаточно посмотреть на статистику уровня использования среднегодовой производственной мощности в разных отраслях: в пищевой промышленности уровень загруженности мощностей около 60 процентов, в производстве тканей — 30, обуви — 59, в машиностроении — меньше 30 процентов, на 20—30 процентов недозагружены мощности производства из дерева, пластмасс, шин, металлургического производства. «Займитесь оздоровлением предприятий, остановите их банкротство», — призвал министра депутат, заметив, что за последние три года в одной только Волгоградской области было закрыто 18 предприятий.
«Бредовая идея Кудрина и Гайдаровского клуба приватизировать нефтегазовый сектор должна найти противодействие у минэкономразвития, — настоятельно потребовал депутат-коммунист. — Во-первых, сейчас не время по низким ценам продавать активы, а во-вторых, это безумие — продавать едва ли не единственный источник дохода. Надо подумать, как ускорить развитие таких базовых отраслей, как авиастроение и судостроение, которые обладают мультикативным эффектом и способны потянуть за собой развитие других отраслей».
«К сожалению, мы просто трагически упускаем время», — заметил в заключение своего выступления на «правительственном часе» Николай Арефьев, призвав министра прислушаться к мнению оппозиции. КПРФ предлагает конкретную программу «Десять шагов к достойной жизни», где каждый пункт подкреплён отраслевыми программами.
Вопросы министру Максиму Орешкину от фракции КПРФ задали Олег Смолин, Вера Ганзя и Алексей Куринный. Олег Смолин поинтересовался, как исполнено поручение председателя правительства Дмитрия Медведева проработать вопрос по возврату к индексации пенсий работающим пенсионерам с низкой заработной платой и инвалидам, которое он в ходе своего отчёта перед парламентом дал трём министерствам, в том числе и минэкономразвития, и Пенсионному фонду, установив срок исполнения поручения 24 мая. Проработка вопроса, оказалось, свелась к рассуждениям о важности идти по пути повышения МРОТ.
В вопросе Веры Ганзя «может быть, имеет смысл отказаться от программно-целевого метода формирования бюджета, который показал свою неэффективность?» прозвучало утверждение. Однако министр с этим не согласился.
Бюджетную тему, только с другого ракурса, затронул и Алексей Куринный. Он спросил, какие меры планирует принять минэкономразвития совместно с минфином для вывода из тени 20 миллионов граждан трудоспособного возраста, которые неизвестно где работают и, соответственно, не платят налоги в бюджет. По словам министра, для разрешения этой проблемы предлагаются упрощённая регистрация самозанятых и упрощённая патентная система. Кроме того, глава ведомства подчеркнул в связи с этим важность постепенного снижения нагрузки на региональные бюджеты.
Однако вслед за этим был принят Госдумой в первом чтении правительственный законопроект, который вносит изменения в Лесной кодекс и, напротив, увеличивает нагрузку на региональные бюджеты. Согласно этому законопроекту, городские леса выделены в отдельную категорию защитных лесов. При этом отнесение лесов к защитным, установление или изменение их границ будет осуществляться региональными исполнительными органами власти. Передаётся им и часть федеральных полномочий по выделению особо защитных лесов, установлению их границ, а также упразднению таких участков. По мнению членов фракции КПРФ Владимира Кашина и Николая Коломейцева, этот законопроект вслед за так называемой лесной амнистией стал ещё одним шагом в либерализации лесного законодательства. Очень сложный вопрос охраны, воспроизводства и развития городских и защитных лесов правительство просто-напросто сбрасывает со своих плеч на регионы, у которых уже сегодня из 108 полномочий 64 не финансируются. А значит, деградация лесной отрасли будет нарастать.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.