По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
Автор статьи — Татьяна Офицерова
19 ноября, в то самое время, когда готовился к выпуску номер газеты «Правда» с материалом нашего брянского корреспондента о надвигающемся мусорном коллапсе, представитель Брянской областной думы докладывал с парламентской трибуны на Охотном Ряду о законодательной инициативе своих коллег-депутатов, предложивших продлить срок эксплуатации временных полигонов для размещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО).
«Час икс», согласно действующему закону, должен наступить 1 января 2026 года. Предполагалось, что к этой дате во всех регионах страны мусорные полигоны, введённые в эксплуатацию до 2019 года и не имеющие предусмотренной законодательством документации, будут обустроены и рекультивированы.
Депутаты Брянской областной думы, вынужденные признать, что альтернативы свалкам в их регионе пока нет, предложили внести в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» поправку, продлив ещё на три года так называемое переходное положение. Авторы законопроекта обосновали свою инициативу тем, что строительство полигонов в регионах, где действует режим контртеррористической операции (КТО), ведётся в условиях повышенной опасности и ограничений, затрудняющих своевременное завершение необходимых мероприятий. Но, наверное, дело не только в этом, раз «мусорная реформа», нацеленная на сбор, переработку и утилизацию отходов, топчется на месте вот уже почти семь лет. И все эти годы платежи с населения за обращение ТКО исправно собираются и так же исправно растут.
Правительство согласилось пойти навстречу регионалам при условии, что срок будет продлён не на три года, как предполагает законопроект, а на два. Непонятно, конечно, откуда у правительства такая уверенность, что за два года субъекты Федерации наверстают упущенное, если за все годы «реформы» из 700 запланированных заводов построено меньше половины — 300.
Законопроект поддержали 38 регионов, в том числе и те, где никакого режима КТО нет и в помине. К тому же срок допустимого использования временных мусорных полигонов переносится уже второй раз. В 2022 году с аналогичной инициативой выступали томские законодатели. Но и за эти три года мало что изменилось: многие регионы всё так же утопают в отходах, что подтвердили депутаты Госдумы, обсуждая законодательную инициативу брянских коллег.
Олег Михайлов, депутат от Коми, сообщил, что в республике порядка 350 таких временных объектов размещения ТКО, из которых документально оформлены и включены в реестр девять, из них нормально функционируют только два, а все остальные не отвечают нормативным требованиям.
Депутат от Самарской области Михаил Матвеев заметил, что существенное повышение тарифов в ряде регионов обосновывается исчерпанием возможностей крупных полигонов и грядущим изменением транспортной логистики. Так, в Самарской области с 1 января должен закрыться крупный полигон «Преображенка», и местные власти заявили, что это обойдётся примерно в 8 рублей с человека. При этом тариф за обращение ТКО в регионе уже повышен на 35%, а к концу года повышение может составить более 50%. Депутат поинтересовался у замминистра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дениса Буцаева, приведёт ли продление сроков эксплуатации полигонов к пересмотру тарифов в сторону уменьшения. Ответ чиновника был расплывчатым. Это приведёт, по его словам, к «определённой оптимизации возможных перекосов с тарифом», а реализация двух концессионных сделок, которые сейчас обсуждаются, позволит Самарской области в будущем сбалансировать тариф.
«В Новосибирской области «мусорная реформа» свелась к тому, что увеличили в два с половиной раза тариф для граждан. Региональный оператор 3 миллиарда рублей вывел неизвестно куда. Заведено уголовное дело, но от этого ничего не сдвинулось и деньги не вернулись людям», — проинформировал высокое собрание Ренат Сулейманов. Заместитель министра выказал отличную осведомлённость по этому вопросу, очень своеобразно интерпретируя действия регоператора, ставшего фигурантом уголовного дела: «Действительно, вы правы, тот предыдущий, который функционировал по результатам отбора в регионе частного регионального оператора, не справился, был сейчас заменён».
В Ростовской области, прогремевшей на всю страну по части массовых уголовных дел в отношении судей и должностных лиц от муниципального уровня до уровня первых замов губернатора, ещё более мутная история. Здесь было восемь операторов, осталось семь, но никто не знает, куда дели деньги, которые собрали, потому что «зарегистрированы первично были в Волжском Волгоградской области, а счета были в Краснодаре», поведал депутат Николай Коломейцев. Однако аховая ситуация с утилизацией и переработкой мусора везде, уверен парламентарий, поскольку обязательства, спущенные сначала в регионы, а потом в муниципалитеты, не обеспечены финансово.
«Раньше был комбинат благоустройства в каждом районе, каждый район и город отвечал за свои полигоны ТБО (твёрдых бытовых отходов. — Ред.) и была чёткая плановая работа, — заметил депутат. — Потом мы сделали два закона по «мусорной реформе», которые являются базовыми. Вроде все было расписано правильно: построить площадки для сбора, сделать новое оборудование для того, чтобы был раздельный мусор, купить новую технику, — но потом вмешалась частная собственность, и все пошло сикось-накось».
«Реформа» провалилась. Планировалось, что к 2024 году будет перерабатываться 36% отходов, а к 2030 году — 100%. Но сегодня из 70 миллионов тонн твёрдых бытовых отходов перерабатывается только 13%.
Коммерческим структурам проще собрать мусор и ночью куда-нибудь выкинуть, чем действовать официально, заметил Николай Коломейцев. Вторсырье и оборотная стеклянная тара не собираются. Повсеместное использование пластиковой упаковки привело к настоящей экологической катастрофе.
Парламентарий не верит в то, что за два года здесь удастся навести порядок. Создана «система освоения денег», а не решения проблемы. Региональные операторы, эти ООО «Рога и копыта», собирают деньги со всех — от младенцев до стариков, — но при этом не несут никакой ответственности за то, что мусор не убран и нет оборудованных полигонов. Ни региональные операторы, ни федеральный экологический оператор ничего не сделают без государственного участия и контроля, убеждён депутат. Должен быть план мероприятий, в котором надо чётко расписать, кто отвечает и срок исполнения. Вот тогда и будет результат, которого все ждут.
К такому же выводу пришли и участники «круглого стола» по «мусорной реформе», проведённого фракцией КПРФ в конце октября. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов, выступая на этом форуме, обратил внимание собравшихся, что монополизм в этой сфере, отсутствие должного контроля со стороны общества и государства привели к необоснованному росту тарифов на вывоз мусора. В 36 регионах страны проблемы с утилизацией мусора вызвали активный протест граждан.
Возможно, после этого правительство зашевелилось. В заключении на законопроект брянских парламентариев оно указало: «Требуется также проработать вопрос об обязательствах субъектов Российской Федерации по созданию замещающей инфраструктуры по обращению с ТКО, установить сроки выполнения соответствующих мероприятий и определить порядок действий при неисполнении таких обязательств…» Остаётся обратить внимание правительства на одну из основополагающих рекомендаций «круглого стола»: организовывать вывоз ТКО только через учреждаемые региональными властями компании-операторы с преобладающим участием государства.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.