По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
Действующая Конституция Российской Федерации не отвечает элементарным требованиям, предъявляемым к Основному закону государства как по содержанию, так и по форме.
Принятию Конституции на так называемом «референдуме» 12 декабря 1993 года предшествовали драматические события сентября-октября 1993 года, связанные с расстрелом парламента. Те страшные события не могли не сказаться на референдуме по Конституции. Из 106 миллионов избирателей около 33 миллионов проголосовали за нее, 23 против, а 40 вообще не пошли на голосование. И вот уже свыше трех десятков лет идет спор, что если не пошли голосовать, значит, согласны с Конституцией, либо не пошли, потому что против нее.
В 2020 году нарушена процедура принятия поправок, предусмотренная ст. 136 Конституции и Федеральным законом № 33-ФЗ от 04 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Одна общая поправка, принятая Государственной Думой в первом чтении 23 января 2020 года, содержала более 40 самостоятельных поправок, многие из которых не взаимосвязаны друг с другом. Невозможно без голосования по каждому изменению текста Конституции определить, что депутаты и граждане поддержали, а что нет.
Спешка в подготовке новой Конституции и законов, изданных в ее развитие, привела к неувязкам, неопределенностям и противоречиям в Основном законе. Нарушения правил юридической техники зачастую выглядели как элементарная неряшливость.
В отличии от того, что мы имеем сейчас советские Конституции, и в первую очередь Конституция 1936 года, отличались последовательной системой, определенностью, лаконичностью.
VII Съезд Советов СССР (проходил в период с 29 января по 6 февраля 1935 г.) принял решение о создании Конституционной комиссии, которую И.В.Сталин возглавил лично.
К работе в комиссии были привлечены практически все слои общества: ученые, политики, военные, представители культуры, профсоюзов и т.д. Долгое время проект новой конституции обсуждался на всех возможных «площадках» и в итоге был представлен к обсуждению на Чрезвычайном VIII съезде Советов СССР, где были внесены дополнительные поправки, расширявшие демократические основы государственной системы и гарантии равноправия советских республик.
5 декабря 1936 года проект был принят, и эта дата стала всенародным праздником принятия Конституции СССР. Принципиальным было решение о скорейшем формировании органов государственной власти по новой избирательной системе.
В юридическом сообществе принято считать Конституцию СССР 1936 года самым демократичным в мире конституционным актом рассматриваемого исторического времени. Нельзя не согласиться, что в ее формате произошли значительные юридические изменения и были внесены серьезные новации в советскую правовую систему.
Текст Конституции 1936 года спустя 90 лет мог бы стать добротной базой для современной Конституции государства социалистического типа. Поэтому наш анализ посвящен преемственности этой Конституции.
- По Конституцию 1936 года экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
В действующем Основном законе РФ крайне слабо закреплены основы экономической деятельности государства. На первое место поставлена частная собственность. Согласно статье 35 Конституции только «право частной собственности охраняется законом», насчет других форм собственности подобных охранных предписаний нет.
Конституция 1993 года отменила обязательную государственную собственность на средства производства. Начался неуправляемый процесс приватизации государственной собственности. Последние два года экономисты и юристы стали все больше говорить о необходимости проведения деприватизации основных средств производства, свой вклад в эту работу вносит Генеральная прокуратура РФ. Однако отсутствие необходимой правовой базы в этой сфере становится все более ощутимым.
Фракция КПРФ в Государственной Думе 24 июля 2025 года внесла законопроект, предусматривающий расширение полномочий прокурора в сфере гражданского судопроизводства, которым предполагается решить некоторые из возникающих проблем.
- В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в СССР, а затем и в Российской Федерации было отменено директивное планирование хозяйственной сферы государственной деятельности. На смену пришла так называемая «саморегулируемая» экономика. Эта ситуация была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Между тем, статья 1 Конституции гласила: «Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности». В соответствии со статьей 70 Конституции в стране был создан государственный плановый Комитет Совета министров СССР. Существовавшее в СССР планирование обеспечивало советской системе возможности мобилизации и концентрации ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.
В Конституции, разумеется, не нужно прописывать формы и методы планирования, которые следует установить в России. Очевидно, что будущее планирование должно находиться между директивным планированием СССР и современным индикативным планированием.
- Назрела потребность установления юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в главе 2 ныне действующей Конституции.
Как раз в годы якобы претворения в жизнь очередного мифа – президентской программы «Доступное жилье» оно стало недоступным по цене даже для среднего сословия. В г. Москве стоимость одного квадратного метра жилья в настоящее время в среднем составляет 200 000 руб. Что же касается малоимущих, то надо сказать, что в большинстве городов и поселков России граждане, признанные нуждающимися в жилище, ожидают его получения в течение 15-30 лет.
Обращаем внимание, что глава X Конституции 1936 года провозглашала право на труд (гарантия — ликвидация безработицы), бесплатную медицинскую помощь трудящимся, всеобщеобязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, а статья 125, провозглашавшая свободу слова, устанавливала, что это право граждан обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для осуществления этого права.
- Необходимо от провозглашения народовластия как принципа конституционного строя (ст. 3 Конституции РФ) сделать шаги в направлении реального обеспечения народовластия.
В этих целях требуется, прежде всего, перейти от принципа разделения властей к принципу полновластия представительных органов власти. Основой власти должны стать Советы народных депутатов как политическая база многопартийной системы государства. Исполнительная и судебная власть при этом производны от власти представительной. Предполагается, что новая Конституция введет вертикаль представительных (законодательных), исполнительных и контролирующих органов от федерального до местного уровня. Надлежит прекратить господство исполнительной бюрократии. Президентская власть должна быть существенно ограничена в пользу парламента.
Прообразом для таких преобразований должна стать глава III Конституции 1936 года. Здесь установлено, что высшим органом государственной власти является Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат. Он осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР. В том числе отменяет постановления и распоряжения Совета министров СССР, в случае их несоответствия закону, объявляет состояние войны, в случае нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии, объявляет военное положение, назначает следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Совет министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Кстати, Правительство СССР или министр СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны были не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.
- Судебная власть в России не является защитницей прав и свобод человека. Налицо помимо равнодушия и чванства, неуважение к гражданину и обыкновенное хамство в угоду исполнительной власти. Учреждая принцип несменяемости судей, авторы Конституции хотели обеспечить их независимость от исполнительной власти, а получилась независимость от граждан, безответственность и полная зависимость от исполнительной власти, которая их назначает.
Необходимо, как в Конституции 1936 года, установить выборность судей всех уровней и введение определенного срока пребывания их в должности, в том числе и судей Конституционного Суда РФ. Многие лица в нашем государстве избираются, назначаются на конкретный срок, и ни у кого эта практика не вызывает протеста. Профессора и доценты ВУЗов каждые пять лет проходят новый конкурс, но работают до преклонных лет.
Статьи 104, 105 Конституции 1936 года гласили: «Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет».
Происшедшая в 2020 году на основании «обновленной Конституции» реформа Конституционного Суда РФ не имела научного обоснования, не обсуждалась юридическим и судебным сообществом. Многократно усложнилась процедура обращения в этот суд и рассмотрение в нем дела.
Ярко прослеживается тенденция снижения способности Конституционного Суда эффективно защищать основные права и свободы граждан, о чем отчасти свидетельствует принятое в 2019 году решение об отказе в рассмотрении жалобы 98 депутатов Государственной Думы на неконституционность пенсионной реформы. Фракцией КПРФ подготовлен законопроект, направленный на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда, он будет внесен в ближайшие дни.
В Конституции надлежит повысить статус и независимость прокуратуры. Прокуратура должна быть органом, который осуществляет от имени государства высший надзор за соблюдением законов. Такой статус был у советской прокуратуры по Конституции 1936 года, однако в 1993 году прокурорский надзор был поставлен в один ряд с санитарным надзором. Полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства в 2007 году были существенно урезаны. Это существенно ослабило защиту прав граждан в этой сфере.
Генеральный прокурор и его заместители должны назначаться на должность парламентом и быть ему подотчетны.
- В российской Конституции нет отдельной главы (статьи) об избирательной системе, как это было в Конституции 1936 года (глава XI). При этом законодательство о выборах весьма изменчиво и противоречиво. Стабилизации этого законодательства способствовало бы внесение в Конституцию положений, касающихся избирательной системы и принятию Избирательного кодекса РФ, который фракция КПРФ в Государственной Думе подготовила и внесла на рассмотрение 22 февраля 2023 года.
В последнее время исследователи все чаще высказываются о том, что для принятия новой Конституции имеются достаточные основания. Представляется, что с учетом этого уже в ближайший год следовало бы в принципе решить вопрос о принятии нового Основного закона, тем более что для этого усилиями КПРФ создаются необходимые условия. Напомню, фракция подготовила и внесла в Государственную Думу проект закона о Конституционном Собрании. И хотя в июне 2023 года большинством депутатов Государственной Думы этот законопроект был отклонен, он по-прежнему является базой для начала конституционной реформы. На сегодня фракцией собран добротный материал к новой Конституции Российской Федерации.
Ю.П.Синельщиков
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.