Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
У газет бывают номера, которые становятся необычными, раритетными уже в день выхода. К их числу, несомненно, относится «Правда» за 10 (23) июня 1917 года. Вместо ёмких первополосных статей почти на всю полосу обращение «Ко всем трудящимся, ко всем рабочим и солдатам Петрограда»: «Ввиду того, что Съезд Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, к которому присоединился Исполнительный Комитет Совета Крестьянских Депут., постановил, признавши обстоятельства совершенно исключительными, запретить всякие, даже мирные, демонстрации на три дня, Центр. Комитет Росс. С.-Д. Рабочей партии постановляет отменить назначенную им на два часа дня, в субботу, демонстрацию. Центральный Комитет призывает всех членов партии и всех сочувствующих ей провести это постановление в жизнь».
НА ФОНЕ ЭТОГО ОБРАЩЕНИЯ почти все остальные материалы номера оказались «вчерашними». Некоторый свет на случившееся проливает статья Г. Зиновьева «Кому выразил доверие Всероссийский съезд Советов». Она — о перипетиях последних заседаний Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, где предметом острых дебатов был пункт о доверии: кому его выражать? В подготовленном проекте резолюции говорилось, что съезд «выражает своим делегатам в правительстве полное доверие», то есть одобрялась работа 6 министров-«социалистов». Но меньшевики стали требовать доверия всему Временному правительству, и это предложение тоже поддержал съезд. Однако спор не прекращается, и после очередного голосования доверие выражается только социал-соглашателям. Но меньшевики и эсеры продолжают настаивать. В итоге доверия от съезда Советов удостоились и 10 министров-капиталистов.
Неудивительно, что и съезд, и Исполком меньшевистско-эсеровского Петросовета испугались рабочей демонстрации, назначенной большевиками на 10 июня. Большевики же, постоянно требовавшие передать власть Советам, не могли выступить против решения съезда Советов отложить демонстрацию. Вот и пришлось им уговаривать своих сторонников проявить дисциплинированность.
Следующий, воскресный номер «Правды» полон комментариев и аналитики. Он открывался заявлением ЦК РСДРП «О демонстрации». В нём дана хроника событий. Так, решение о публикации нового извещения в «Правде» было принято уже ранним утром субботы. ЦК подчёркивал: в заявлении съезда, отменявшего демонстрацию, содержалось утверждение, заслуживающее особого внимания. «Нам известно, — говорилось в нём, — что нашим выступлением хотят воспользоваться контрреволюционеры». Поэтому вполне логичными были выводы заявления ЦК большевиков: «Демонстрация отменена. Но вопрос о борьбе против поднявшей голову контрреволюции не может быть отсрочен. Этот вопрос стоит неотступно перед каждым рабочим и революционным солдатом, требуя ответа, требуя действий, а не слов. Товарищи рабочие! Вы тысячу раз правы, желая начать серьёзную борьбу против контрреволюции. Будем же сплачивать и готовить силы для этой борьбы».
Ленинская статья посвящена этой же теме. О поведении Временного правительства Владимир Ильич пишет без малейшего почтения, скорее пренебрежительно: «Запутавшиеся и запуганные» (его статья так и называлась). Саркастически звучит и короткая заметка Ленина «Загадка». Приведём её полностью:
«Чем отличается обычное буржуазное правительство от необычного, революционного, за буржуазное себя не считающего?
Говорят, следующим:
Обычное буржуазное правительство может запрещать манифестации, лишь считаясь с конституцией и вводя сначала военное положение.
Необычное и почтисоциалистическое правительство может запрещать демонстрации без всяких условий и ссылаясь на «факты», известные только ему одному».
Была ещё одна причина, способствовавшая неумеренной нервозности и буржуазного правительства, и социал-соглашателей из Советов. О ней напоминает председатель полкового комитета 80-го полка прапорщик Благонравов: «Заявление фракции большевиков и фракции объединённых социал-демократов и интернационалистов, предлагающее в первую очередь обсудить на Всесоюзном съезде Советов Рабочих и Солдатских Депутатов вопрос о грядущем наступлении, было, к сожалению, отвергнуто большинством съезда… Никакие самые авторитетные заявления большинства съезда не в силах двинуть это наступление и принять его как факт, необходимый для спасения России и укрепления боевой мощи русской армии. Нельзя чёрное сделать белым…»
Демонстрация 10 июня намеревалась заявить решительное «нет!» наступлению, направленному не столько против иноземного врага, сколько против продолжавшейся революции, требовавшей передачи власти от капиталистов к Советам рабочих, солдатских, батрацких и крестьянских депутатов.
В 80-м номере «Правды» продолжен анализ последних событий. Общая их оценка дана уже в названии ленинской статьи: «На переломе». В ней происшедшее рассматривается через призму классовой борьбы империалистической буржуазии и пролетариата. Ленин пишет: «В России эта борьба дошла до той ступени, когда империалисты пытаются — рукой вождей мелкобуржуазной демократии, Церетели, Черновых и т.д. — одним резким и решительным ударом покончить с растущей силой пролетарской партии… Они в ажитации, в испуге, под хлыстом своих господ решились: теперь или никогда».
Накалённость атмосферы передаёт «Заявление Всероссийскому съезду Советов». Оно было ответом на раскручивание атаки против ленинцев. Обращаясь к меньшевистско-эсеровскому большинству съезда, ЦК партии большевиков и бюро большевистской фракции на съезде Советов заявили: «Вы поставили в порядок дня ваших работ суд над нашей партией. От имени назначенной вами комиссии гражданин Дан выдвинул проект резолюции, осуждающей партию за «тайные», т.е. независимые от официального большинства Совета, действия, запрещающей в дальнейшем уличные манифестации без разрешения Совета, т.е. по сути дела Временного правительства, и угрожающей ослушникам исключением из Совета… Гражданин Церетели объявил резолюцию Дана недостаточной и потому несостоятельной», обвинив партию в заговоре. В заявлении делается вывод: «Революция переживает момент высшей опасности. Мы призываем рабочих к стойкости и бдительности».
Статья А. Гина «Контрреволюционные планы Временного Правительства» повествует о репрессивных заготовках коалиционного кабинета. Заместитель министра внутренних дел Д. Щепкин предложил (а правительство одобрило) преследовать за принадлежность к «ленинцам», за аграрные беспорядки и за призывы к… «республике».
В номере также опубликованы обращение ЦК и призывы, предназначавшиеся к несостоявшейся 10 июня демонстрации.
Эти призывы, но уже в расширенном варианте, опубликованы в открытие 81-го номера «Правды» за 14 (27) июня. Дело в том, что съезд Советов был вынужден считаться с настроением масс и назначил демонстрацию на 18 июня. «Демонстрация должна стать, — отмечается в редакционной статье «Новые лозунги на предстоящей демонстрации», — не просто прогулкой, а политическим смотром сил. Демонстрация должна стать орудием давления со стороны революционного пролетариата и революционных солдат для практического проведения в жизнь их требований. За работу! Время не ждёт!»
Сталин в статье «Против разрозненных демонстраций» убеждает трудящихся не поддаваться на призывы анархистов, ибо залог успеха — в единодействии. Об этом же заявляет и Петроградский комитет большевиков, ибо «всякие разрозненные действия отдельных частей солдат и рабочих могут нанести глубочайший вред делу революции».
В 82-м и 83-м номерах «Правды» была напечатана знаменитая речь Ленина на I съезде Советов. Это в ней прозвучали облетевшие мир слова: «предыдущий оратор… говорил, что нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя. Я отвечаю: «есть! Ни одна партия от этого отказаться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком».
В 83-м номере, вышедшем 16 (29) июня, напечатана статья Ленина «Из какого классового источника приходят и «придут» Кавеньяки?» И сегодня сохраняют актуальность ленинские слова: «Было бы болото, а черти найдутся. Была бы шаткая, колеблющаяся, боящаяся развития революции мелкая буржуазия, — появление Кавеньяков обеспечено… Исключительно от стойкости и бдительности, от силы революционных рабочих России зависит то, победа или поражение ждёт русских Кавеньяков, неизбежно порождаемых контрреволюционностью русской буржуазии, с кадетами во главе, и шаткостью, боязливостью, колебаниями мелкобуржуазных партий эсеров и меньшевиков».
Этот выпуск «Правды» примечателен ещё и тем, что впервые большевики, выступая за созыв Учредительного собрания, заявили, что они видят его задачу в передаче всей власти Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А переход власти от Временного правительства к Советам позволит ускорить созыв Учредительного собрания.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.