Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Советская Россия».
Приближение президентских выборов (март 2018 года) требует от В. Путина решений, которые нравились бы электорату, регионам, губернаторам. Особенно – губернаторам, так как им предстоит обеспечить желаемые результаты для кандидата №1, сохраняющего за собой главный государственный пост в стране.
Путин активно перетасовывает глав регионов. Стариков, растерявших авторитет в глазах граждан (Шанцев, Меркушкин), меняет на молодых. По велению Путина значительно омолодился губернаторский корпус на недавних сентябрьских выборах. Президент-кандидат делает ставку на свежую вертикаль. Вместе с тем он признает, что новым губернаторам досталось тяжелое наследство – долги регионов, превышающие 2 трлн рублей, «долги брали предшественники, а иметь с ними дело предстоит новым руководителям». Но Путин их не бросит…
Поддержать регионы президент пообещал с помощью «реструктуризации» долгов. На президиуме Госсовета в Ульяновске Путин рассказал, что с 1 января 2018 года запускается программа реструктуризации региональных долгов. Программа рассчитана как минимум на 7 лет, но может продлиться и на 12 лет. В первые два года регионы будут выплачивать по 5% долга, что позволит субъектам высвободить 428 млрд рублей. А общий объем программы составит 730 млрд рублей, участвовать в ней будет более 70 регионов.
Решение Путина вызвало бурю восторгов: беспрецедентно, программа высвободит в субъектах средства, которые можно будет направить на развитие…
А почему раньше такая умная мысль не приходила руководству страны?
Свою оценку президентским решениям дает депутат фракции КПРФ, первый зам. председателя думского комитета по бюджету и налогам Валентин Сергеевич Шурчанов:
– Долги реструктурировать надо. Мы, коммунисты, давно и неоднократно предлагали это сделать. Но к нам не прислушались, хотя все понимали, что нельзя регионы держать в состоянии вечных должников. Никакой должник не будет развиваться, работать на перспективу. В то же время реструктуризация, списание – это полумера. Она не избавляет наши губернии от новых долгов. Понятно, что внезапное появление президентской программы напрямую связано с подготовкой власти к президентским выборам. Что ж, пусть хоть по этой причине совершится шаг навстречу регионам. Но если начать реструктуризацию региональных долгов и одновременно продолжать прежнюю бюджетно-финансовую политику – гайдаровско-чубайсовско-кудринскую, то долги будут снова нарастать, а потенциал регионов снижаться. Развития не будет, от предвыборного пряника останется только горький привкус.
– Откуда берутся эти долги? В советское время немного было дотационных регионов, а теперь почти все не могут обходиться без помощи федерального бюджета. Регионы разучились зарабатывать деньги?
– Когда начинались межбюджетные отношения, то доходы регионов делились половина на половину – 50% шли в бюджеты регионов, 50% – в федеральный бюджет. Сегодня соотношение изменилось. Две трети доходов забирает центр в свое распоряжение, и чуть больше трети, около 40%, остается регионам и органам местного самоуправления.
Налоговая система в РФ сформирована таким образом, что большую часть налогов центр забирает в федеральный бюджет: НДС (налог на добавленную стоимость), НДФЛ (налог на доходы физических лиц), акцизы, все неналоговые доходы в виде таможенных пошлин за ввоз-вывоз. Это самые собираемые и значимые по суммам налоги.
В региональных бюджетах остаются: налог на собственность юридических лиц, включая землю по кадастровой оценке, на имущество, движимое и недвижимое, транспортный налог, экологические сборы и прочие мелочи, не составляющие крупных сумм. Местному самоуправлению вообще достаются крохи. В местные бюджеты идет налог на имущество физических лиц и налог на землю, находящуюся в собственности физических лиц.
Федерация передает в регионы 100% налога на доходы физических лиц. Из них 85% остаются в региональных бюджетах, а 15% делятся пропорционально между муниципальными образованиями разных уровней.
Сборы от пошлин, нотариальных услуг, штрафов делятся между субъектами разных уровней. Есть еще внебюджетные фонды – пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования. Их тоже надо наполнять.
Только что в Думе подводились итоги исполнения бюджетов и фондов за 2016 год. За прошлый год израсходовано всеми бюджетами 31 трлн 30 млрд рублей. Федеральный бюджет исполнил 16,4 трлн рублей, внебюджетные фонды – 10 трлн рублей, консолидированные бюджеты субъектов РФ – 9,9 трлн рублей, территориальный бюджетный государственный фонд – 1,6 трлн рублей. Из всех расходов 31 трлн 30 млрд рублей – только 37% – приходится на регионы, остальные используются через федеральный бюджет.
– Другими словами, львиной долей средств распоряжается правительство? Эффективно ли распоряжается?
– Судя по тому, как определил премьер Медведев: «денег нет, но вы держитесь», об эффективности говорить не приходится. В РФ практически все бюджеты – дефицитные. Центр, с одной стороны, стягивая в федеральный бюджет наиболее доходные налоги и уменьшая региональные бюджеты, в то же время сбрасывает на территории массу расходных социальных обязательств. По итогам 2016 года 38 бюджетов РФ – дефицитные. Профицитных бюджетов у нас совсем мало. Это Москва, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, они могут со своих бюджетов все оплатить. Но большинство сидят на голодном пайке.
Возьмем Майские указы президента 2012 года. Согласно им, бюджетникам необходимо было повысить зарплату до уровня средней по промышленности в данном регионе. В большинстве регионов указы не выполнены. Сегодня мы узнаем, что правительство РФ направило субъектам 80 млрд рублей на повышение зарплат. Это также предвыборная милость центра. Неудобно главному кандидату переизбираться, оставляя Майские указы на уровне обещаний. А обязаны были поднять оплату труда учителям, врачам, работникам культуры еще в 2013 году. Ждали очередных выборов…
– У регионов масса иных расходных обязательств. Как регионы выходят из положения?
– По сути, с 2013–2014-го регионы начали залезать в долги. Они вынуждены идти в коммерческие банки и брать деньги в долг – в среднем под 8%. Есть закон, которым устанавливается лимит долгов. Но ограничений не всегда придерживаются. 74 региона вынуждены идти на поклон к коммерческим банкам и покрывать свои расходы за счет кредитов.
Видя трудное финансовое положение в субъектах, правительство ввело бюджетные кредиты. Они выдаются из федерального бюджета всего под 0,1% годовых. Это выгодно регионам. Но таких кредитов тоже не хватает на все потребности.
Что в итоге? В 2016 году, по данным Счетной палаты, долги регионов на 1 января 2017 года возросли до 2,7 трлн рублей. Из них долги субъектов – 2,4 трлн рублей, 364 млрд рублей – долги местного самоуправления.
Долг ряда регионов превысил 100% их доходов. Долг Мордовии – 176%, Хакасии – 146%, Костромской области – 143%, Астраханской области – 136%, Карелии – 115%, Смоленской области – 113%, Марий Эл – 101%, Еврейской АО – 100,6%. У 16 субъектов госдолг превышает годовую сумму доходов, уровень долговой нагрузки превысил 85% годовых бюджетных доходов, 46 регионов имеют долги, составляющие больше половины их доходной части. И задолженность год от года увеличивается. Могут ли такие регионы развиваться? Ответ один: нет! И спасет ли их реструктуризация от долгов в будущем? Сомневаюсь.
– Может, стоит вернуться к предыдущему соотношению при делении доходов – 50% на 50%? А лучше бы регионам оставлять большую часть доходов и дать им толчок к развитию?
– Споры идут. Мы, коммунисты, настаивали на более справедливом распределении. Но главная проблема в том, что денег катастрофически не хватает. Поэтому надо думать не о том, как делить, а как зарабатывать, как получать доходы. Рецепты перечислены в программе КПРФ «10 шагов к достойной жизни». Если бы она реализовалась, то регионам удалось бы выйти из долгового коллапса. А президентская реструктуризация лишь маленький предвыборный пряник, да и тот с горчинкой.
Записала Галина ПЛАТОВА
От редакции: Чтобы президент и его команда не обещали бы перед выборами, они ни за что всерьёз не станут менять курс. Причем это не в первый раз наблюдается. А могло ли быть иначе? Ведь они — ставленники буржуазии, которой на руку нынешняя ущербная модель. Между прочим, степень искренности обещаний можно распознать не только по прошлым действиям, но и по отношению к базовому вопросу — к вопросу о собственности. Соответственно, тот, кто формально выдает себя за защитника интересов народа, но также и говорит о «незыблемости» итогов приватизации, является своеобразным «шакалом в овечьей шкуре».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.