Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья, в которой речь идет об угрозе многолетнего застоя российской экономики. В начале статьи автор ссылается на прогноз Минфина РФ, который прямо сделал данный прогноз. По мнению министерства, это обязательно произойдет, если структурные реформы не будут проведены.
Далее изложены основные пункты инерционного сценария. Так, сказано о возможном сохранении мировой цены на нефть на уровне 40 долларов за баррель, но при этом – отсутствие каких-либо структурных преобразований. А для преодоления нынешнего двухлетнего экономического спада понадобиться четыре года. О возобновлении роста ВВП может идти речь в 2017 году, который достигнет уровня 2014 года лишь к 2020 году. Также подчеркнуто, что за период 2014 – 2030 гг.. российская экономика вырастет всего на 13%, а уровень зарплат достигнет уровня 2014 года лишь в 2025 году. В указанный период среднегодовые темпы экономического роста составят 0,8%.
Согласно прогнозам, цена не нефть превысит 50 долларов за баррель лишь в 2028 году. Следовательно, в 2016 году прекратится рост добычи нефти, начнется его снижение, стагнация экспорта. Говорится о возрастании импорта на 3-4% в год. А экспорт не достигнет номинального уровня 2014 года в ближайшие 14 лет.
Прогнозируется замедление инфляции в 2017 году до 4%, снижение её уровня в 2030 году до 2,6%.
Таким образом, представленный сценарий не внушает оптимизма. В то же время в Министерстве финансов РФ рассчитывают, что не будет 15 летнего застоя из-за повышения мировых цен на нефть до 50 долларов за баррель. В случае данного варианта развития событий экономический спад будет преодолен в 2018 году, а к 2030 году вырастет на 44%. Уровень зарплат россиян восстанавливается на уровне 2014 года в 2022 году, а затем начнут расти на 3% в год.
Однако в Минфине подчеркивают, что для того, чтобы всё это реализовалось, следует ожидать не только увеличение стоимости нефти, но и провести структурные реформы в экономике. Прежде всего, речь идет о принятии мер, направленных на повышение производительности труда и об увеличении доли инвестиций в ВВП.
О том, насколько оценки Минфина являются реалистичными, объяснил директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов. По его словам, «прогнозы Минфина резко расходятся с майскими указами президента Владимира Путина». Публикуем весь остальной текст его интервью, данного порталу «Свободная пресса».
— Указы, напомню, задают гораздо более высокую планку в части параметров экономического роста. Получается, либо те, кто писал проекты этих указов, лукавили и неадекватно оценивали ситуацию. Либо нынешний Минфин неспособен выполнять свою работу с точки зрения выстраивания стратегии развития, которая позволит достичь заданных показателей.
Я склоняюсь ко второй версии. В нынешнем экономическом блоке правительства стратегических идей развития на столе нет, кроме абстрактной мантры про структурные реформы. При этом под реформами понимается все, что угодно, в зависимости от ситуации. Это может быть приватизация, сокращение государственных расходов, согласие на банкротство крупных предприятий в отдельных отраслях.
Однако все эти меры, которые в либеральном сообществе понимаются под структурными реформами, экономического роста твердо не сулят.
Проблема в том, что у нас нет структуры экономического управления, которая была бы ответственна за выстраивание стратегии развития и рост экономики. Минфин — влиятельная и в целом компетентная структура, но только в части текущего менеджмента, поскольку он, совместно с Центробанком, отвечает, прежде всего, за текущий бюджетный процесс.
Развитием формально «заведует» Минэкономразвития, но оно является одним из самых слабых министерств — как с точки зрения компетенций, так и реальных полномочий. По сути, у нас даже в чисто аппаратном смысле стратегия экономического развития — ни кому не нужное дитя.
«СП»: — Чем чревато следование инерционному сценарию?
— Оно обрекает Россию на десятилетия депрессии. Мне, например, не понятно, почему Минфин ожидает оживления в экономике через 15 лет. А почему не через 20 лет, или через 30? На деле, во всех случаях речь идет о горизонте, который выходит за пределы аналитического воображения экономистов Минфина, и события на этом горизонте представляются по формуле «когда-нибудь что-нибудь изменится».
Правда, Минфин считает, что изменения будут в лучшую сторону. А вот на мой взгляд, как раз в течение 15 лет нынешние разговоры о переходе на новых технологический уклад, скорее всего, станут явью. И если мы будет следовать нынешней монетарной политике, плюс беспомощной научно-технической политике, то станем аутсайдерами этого нового уклада, окажемся на глубоких задворках мировой экономики, а наше системное отставание только усугубится.
На мой взгляд, сохранение статус-кво в экономической политике просто обрекает Россию на программируемую отсталость, и на увеличение разрыва между нами и лидерами развития.
«СП»: — Что может изменить ситуацию?
— Только чрезвычайные меры, связанные с изменением экономического курса и формированием системы стратегического планирования. Плюс, конечно, новая монетарная политика, которая позволит создать источники инвестиций внутри страны, и поставит под контроль трансграничное движение капитала.
Фактически других сценариев, кроме мобилизационного, чтобы начать наверстывать разрыв, в обозримой перспективе не существует. Либералы правы, когда критикуют мобилизационную экономику, в том, что она не должна быть постоянным, вечным режимом. Это действительно так, и всегда важен переход от мобилизационной модели к более либеральной. Но сейчас время именно для введения мобилизационного режима — по крайней мере, на ближайшее десятилетие…
— Если посмотреть на биржевые сводки, нефтяные котировки и динамику показателей российской экономики, то станет очевидно: наиболее плохой сценарий Минфина — уже действительность, мы уже в нем живем, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— В этом смысле Минфин честно интерпретирует то, что видит.
При этом я бы не слишком уповал на рост нефтяных цен. По текущему году среднегодовая цена Urals явно не дотянет до $ 40 за баррель, и, скорее всего, не превысит отметки $ 35. Кроме того, сегодня сохраняются значительные инфляционные риски. Можно уповать, конечно, что в 2017 году инфляция упадет до 4−5% в год, но ситуация может развернуться и в прямо противоположную сторону.
Но Минфин абсолютно прав в главном — когда говорит о ключевом значении реформ. Я бы сказал, без структурных преобразований в экономике и системе государственного управления, без перенацеливания экономической политики, никакая нефть нас не спасет.
Даже при лучшем раскладе — если нефть подорожает до $ 70−80 за баррель, плюс Запад полностью отменит антироссийские санкции, — наша экономика, в условиях ограничений, которые сегодня внутри нее существуют, не сможет расти быстрее 2% ВВП в год. Это существенно ниже прогнозируемого темпа роста мировой экономики, что означает неизбежное сокращение позиций России в глобальном хозяйстве.
Кроме того, государство уже приняло на себя достаточное количество социальных, оборонных и прочих обязательств. Чтобы уверенно их выполнять, темпы роста российской экономики должны начинаться от 3,5% ВВП в год и выше.
Словом, Минфин свою работу выполнил — по поручению правительства честно спрогнозировал сценарии развития. И теперь кабмин должен сделать из этого документа выводы с точки зрения практической политики.
«СП»: — Какие первоочередные шаги следует предпринять?
— Прежде всего, нужно заняться повышением эффективности государственных расходов, в которых много как избыточных трат, так и серьезных дисбалансов. В частности, сейчас налицо недофинансирование человеческого капитала — сфер здравоохранения, образования, научных исследований, культуры. Между тем, человеческий капитал — это основа будущей конкурентоспособности России.
На деле, структуру госрасходов необходимо менять, а многие обязательства — в том числе социальные и оборонные, — пересматривать. Это не означает, что эти обязательства следует немедленно снижать. Но требуется трезво оценить и решить, каким образом кабмин будет финансировать пенсию в условиях, когда в 2016—2017 годах с рынка труда уйдет около 1 миллиона человек, и этот дефицит рабочих рук не удается компенсировать мигрантами. При таком раскладе нынешняя пенсионная система превращается в воронку, которая с каждым годом будет затягивать в себя все больший объем бюджетных ресурсов.
Есть и другие вызовы, требующие безотлагательных мер. Например, улучшение инвестиционного климата, корректировка политики развития финансовых рынков и инфраструктуры, повышение качества государственных институтов.
Мы без конца откладываем необходимые преобразования, по сути, прячем голову в песок. Прогноз Минфина — это сигнал, что дальше так продолжаться не может. Причем, это уже не тревожный звоночек, а гул набатного колокола…».
Следует понимать, что ожидание возможного улучшения ситуации на международных сырьевых рынках – ущербная позиция. Напомним, что в 2000-ые годы сидели на нефтегазовой игле, полагая, что мировой финансовый кризис якобы не затронет российскую экономику. Однако в 2008 году, когда мировая экономическая ситуация ухудшилась, российское народное хозяйство стало переживать тяжелые времена. Дело дошло до того, что Россия выпала из числа быстроразвивающихся стран – государств БРИКС. На аналогичные грабли наступили наши власти в дальнейшем, когда между двумя волнами экономического кризиса Кремль и правительство на деле исходили из целесообразности отложить переход к новой модели развития на неопределенный срок. Причем, формально говоря о модернизации, нисколько не уделяли внимания развитию промышленности, а стремились в один миг перепрыгнуть в постиндустриальный инновационный мир. В результате мировая волна экономических потрясений, нахлынувшая в 2013 году, ударила и по России.
Всё это также является дополнительным аргументом в пользу того, что разговоры должны идти не просто о развитии экономики, а о проведении новой индустриализации, об опоре на собственные силы, о прекращении ориентации на иностранный капитал. А для последовательного решения обозначенных задач нужно не просто проведение промышленной политики, восстановление системы планирования, но и выход из ВТО, а также национализация банковских и топливно-сырьевых компаний. В условиях, когда основные отрасли экономики выведены из российской юрисдикции, когда они постепенно переходят в собственность зарубежного капитала, когда данные структуры затягивают петлю на шее как населения России, так и национальной экономики, о последовательном проведении модернизации можно не мечтать.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.