Татьяна Офицерова. Обещать — не значит жениться

Татьяна Офицерова. Обещать — не значит жениться

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

На первый взгляд, принятое Госдумой 3 апреля заявление «О недопустимости ликвидации школьного образования на языках национальных меньшинств Латвии» выбивалось из общей финансово-экономической повестки дня пленарного заседания. Но это не так.

ЗАЯВЛЕНИЕ было инициировано Комитетом по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками в ответ на «языковые» законы Латвийской Республики, в соответствии с которыми среднее образование в старших классах полностью, а в средних классах в значительной степени (до 80 процентов) к 2021/2022 учебному году будет предоставляться только на латышском языке. Таким образом, треть русскоязычного населения Латвии лишается возможности сохранить свою национальную идентичность.

В заявлении, призванном объединить усилия парламентов демократических государств для защиты нацменьшинств от принудительной ассимиляции, осуждаются действия латвийских властей, нарушающих международные правовые нормы, а также выражается солидарность с протестами русскоязычной общественности в Латвийской Республике против дискриминационной реформы школьного образования.

Понимая, что рассчитывать на отмену принятых в Латвии законов или их осуждение со стороны западных государств не приходится, Госдума, пожалуй, впервые за свою историю предлагает подкрепить политическую оценку применением специальных экономических мер в отношении Латвийской Республики, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №281-ФЗ «О специальных экономических мерах», подчеркнул председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. В соответствии с этим законом решение о применении специальных экономических мер в ответ на противоправные действия иностранного государства принимается президентом по предложению Совета безопасности, палат Федерального собрания или правительства, а перечень конкретных действий устанавливается кабинетом министров. Воспользовавшись своим правом, Госдума и внесла такое предложение.

Член фракции КПРФ Александр Кравец считает, что должна быть персональная ответственность политиков. «Когда мы предлагаем общие санкции, нация принимает оборонительную стойку, а если мы будем работать персонально по лидерам страны, ответственным за такие законы, по тем парламентариям, которые инициировали их, эффект может быть другой», — обосновал свою позицию депутат. Его поддержали и другие парламентарии. По мнению Сергея Шаргунова, точечные санкции могут быть распространены и на бизнесменов, которые «крышуют» политические партии, проводящие оголтелую нацистскую линию. Владимир Бортко, однако, заметил, проведя параллель с Украиной, что санкции останутся фикцией, пока в Москве сидят люди, заинтересованные в этом.

Обсуждение в Госдуме латвийских «языковых» законов заставило задуматься о так называемых успехах России во внешней политике. На наших глазах происходит стремительное вытеснение русского языка, свидетельствующее о разрушении русского мира вообще. Ещё на рубеже 80—90-х годов прошлого столетия на русском языке говорили 350 миллионов человек. Сегодня — только 270 миллионов. Памятна программная статья кандидата в президенты России Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», с которой он выступил в феврале 2012 года, в преддверии предыдущих выборов главы государства, обозначив в ней цели внешней политики России. Там, в частности, говорится: «Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский».

Как реализовалась эта установка, можно судить по тем процессам, которые происходят на постсоветском пространстве. Казахстан начал в минувшем году поэтапный переход с кириллицы на латиницу. Украина объявила войну всему русскому: фильмам, книгам, национальным школам. В Молдавии в открытую говорится о том, что русский язык должен перестать быть языком межнационального общения. Молдавский парламент планирует ввести карательные меры по отношению к Гагаузской автономии, которая, вопреки запретам, смотрит российские каналы. Латвия приравняла воевавших на стороне гитлеровской Германии к героям Второй мировой войны и одновременно лишила многих заслуженных воинов, являющихся «негражданами» и даже ставших гражданами в порядке натурализации, статуса ветеранов Второй мировой войны. Теперь здесь завершается демонтаж системы образования на русском языке. Куда же дальше? «Мы будем самым решительным образом добиваться выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств», — писал Владимир Путин в упомянутой статье. Но пока мир меняется не в пользу России.

В часе заявлений по актуальным вопросам член фракции КПРФ Павел Дорохин напомнил о намерениях первых лиц государства и в области внутренней экономической политики. Так, 19 мая прошлого года президент и премьер-министр обсудили план развития страны до 2025 года. «…Страна должна иметь ясный и понятный план развития экономики и социальной сферы», — подчеркнул тогда глава государства. Пора уже переходить от констатации проблемы к конкретным действиям, заметил Павел Дорохин. Момент как раз подходящий. Впереди — формирование нового правительства. КПРФ настаивает на создании в структуре исполнительной власти органа, ответственного за стратегическое планирование, аналогичного советскому Госплану, заявил депутат.

Несколько лет назад при активной поддержке фракции КПРФ Госдума приняла Федеральный закон «О стратегическом планировании». В нём закреплены принципы целевого индикативного стратегического планирования при развитии всех отраслей государства, от экономики и социальной сферы до безопасности и обороны. Однако орган власти, который воплощал бы их в жизнь, так и не появился. Да и сам закон требует определённой доработки, настройки под нужды сегодняшнего дня, заметил Дорохин. Было бы целесообразно включить в него положения о разработке и принятии важнейшего документа среднесрочного планирования — пятилетнего индикативного плана развития. Именно с помощью таких планов многие промышленно развитые страны — к примеру, Франция и Япония — успешно решали и решают общенациональные задачи. Кстати, бизнес не менее государства заинтересован в появлении детально разработанной среднесрочной программы развития страны, которая даёт хозяйствующим субъектам понимание предсказуемости экономической политики государства на пятилетку, подчеркнул Павел Дорохин.

Парламентарий отметил, что КПРФ последовательно предлагает к применению в России экономической модели, основанной на сочетании государственного регулирования экономики, плановости и поддержки малого и среднего бизнеса. Теория и мировая практика говорят о том, что наиболее успешное и эффективное хозяйствование возможно там, где обеспечивается максимальное интегрирование собственности, труда и управления. То есть там, где работают народные предприятия, опыт которых КПРФ пропагандирует уже больше десяти лет. Важнейшей опорной структурой коллективного предпринимательства призван стать Национальный союз народных и коллективных предприятий, появившийся в апреле 2017 года. Этот союз, президентом которого является Павел Дорохин, стал первым общероссийским межотраслевым объединением компаний, работающих на принципах кооперативного хозяйствования.

«150 лет назад Карл Маркс писал: «Рабочий свободен лишь тогда, когда он является владельцем своих средств производства; это возможно в индивидуальной или коллективной форме; индивидуальную форму владения экономическое развитие преодолевает и с каждым днём будет преодолевать всё более; остаётся, стало быть, лишь форма коллективного владения». Сейчас, следуя этому завету, успешно развиваются страны, когда-то сильно отстававшие от мощного Советского Союза. Теперь Россия вынуждена плестись в хвосте экономического и социального прогресса. Чтобы восстановить наши позиции в мире, следует незамедлительно внедрять в практику давно доказавшие свою незаменимость инструменты — стратегическое планирование и коллективные формы собственности», — подытожил Павел Дорохин.

Повестка дня пленарного заседания Госдумы была насыщена финансовыми, экономическими, хозяйственными вопросами. Нижняя палата парламента рассмотрела два альтернативных законопроекта, предлагающих новый подход к налогообложению в нефтяной отрасли. Один был внесён Думой Ханты-Мансийского автономного округа, другой — правительством РФ. В результате альтернативного голосования принят в первом чтении правительственный законопроект, который заместитель финансов Илья Трунин охарактеризовал как одну из самых фундаментальных реформ в сфере налогообложения нефтедобычи в России за последние 15 лет. Законопроектом вводится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), предполагающий существенно более низкую налоговую нагрузку, чем при действующей системе налогообложения. Установление и исчисление такого налога производятся с учётом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит, по словам И. Трунина, ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы. В первые годы налог, переход на который для определённых групп недропользователей будет добровольным, пройдёт обкатку в пилотном режиме.

Фракции ЛДПР и «Справедливой России» заявили о том, что не будут поддерживать рекомендованный Комитетом по бюджету и налогам к принятию правительственный законопроект, поскольку он содержит немало рисков, главный из которых — выпадающие доходы бюджетов.

Депутаты-коммунисты, напротив, поддержали оба законопроекта. Инициатива Ханты-Мансийской думы заслуживает одобрения уже по той причине, что она сдвинула с мёртвой точки обсуждение очень актуального вопроса, считают во фракции КПРФ. Ну а правительственный законопроект суммировал предложения специалистов и нефтяной отрасли, и налоговой сферы. Необходимо искать способы, которые позволили бы вернуть природную ренту обществу, и введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — путь к решению этой задачи, полагает первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Валентин Шурчанов. Если нормы прибыли ниже, чем среднесложившиеся по стране, капитал вкладывать невыгодно, а нефтедобыче, где ресурсы ограничены, без капиталовложений развиваться уже просто невозможно. Новый метод налогообложения будет стимулировать нефтедобытчиков проводить геолого-разведывательные работы, отметил депутат. Он обратил внимание официального представителя правительства И. Трунина на необходимость тщательных расчётов рентабельности производств, чтобы не допустить искусственного завышения нефтедобытчиками затрат. Новый метод налогообложения можно было бы распространить и на другие добывающие отрасли, и на аграрный сектор, подчеркнул Валентин Шурчанов. Ведь и сельское хозяйство финансируется из бюджета по тем же самым нормам прибыли. Поэтому и для аграрного сектора надо создавать условия, при которых на худших участках земли можно было бы получать прибыль, заметил депутат.

Кстати, тема сельского хозяйства прозвучала на заседании палаты не только вскользь. Единогласно был одобрен правительственный законопроект о производстве органической, или, что синонимично, экологически чистой, продукции. Законопроектом предлагается сформулировать основные понятия, ввести единое графическое изображение этой продукции, определить основные принципы её производства, сертификацию, создать единый государственный реестр производителей органической продукции. Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что впереди большая работа по подготовке законопроекта ко второму чтению. Необходимо продумать систему экономических мер этого начинания. Николай Харитонов заметил, что в мире сегодня 50 миллионов гектаров площадей охвачены производством экологически чистого продовольствия, в России — только 2,5 миллиона гектаров. При этом в Европе на такой гектар вкладывается 800 евро. «Так что сегодняшний законопроект должен прозвучать набатом в наших сердцах тогда, когда будем утверждать бюджет», — с пожеланием, а может быть, с тревожным предчувствием не столь благостной судьбы сельского хозяйства, как её изобразило в своём документе правительство, завершил своё выступление Николай Михайлович.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *