По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Москва в очередной раз пошла на уступки Вашингтону в санкционной войне. Вопреки опасениям США, что их авиакомпаниям закроют небо над Россией, Минтранс РФ продлил разрешения на транзитные перелеты американским перевозчикам. Об этом 17 апреля заявил официальный представитель Госдепартамента.
«Минтранс проинформировал, что продлит до конца октября 2018 года срок действия разрешений американским авиакомпаниям, касающихся операций на трех маршрутах. Кроме того, продлил по 20 апреля срок действия разрешений на грузовые авиарейсы американских компаний из Азии в Европу, и предлагает одобрить альтернативный этим перелетам маршрут после 20 апреля. Наша цель заключается в том, чтобы обеспечить как можно больше преимуществ американским авиаперевозчикам», — отметилпредставитель Госдепа.
Так и хочется сказать — отличная работа. США наносят ракетный удар по Сирии и выбрасывают нас с мирового рынка алюминия, а мы заботимся о том, чтобы американские авиакомпании не потеряли деньги, облетая территорию РФ.
Надо думать, такого оборота не ожидали даже сами янки. Потому что буквально накануне агентство Bloomberg сообщало: американские авиакомпании умоляют Госдеп помочь добиться продления разрешения на приемлемых условиях, поскольку Москва может ввести запрет на транзитные перелеты в качестве ответа на санкции.
И возникает вопрос: зачем мы подставляем Вашингтону вторую щеку? Ради «денег из воздуха»? Сколько Россия получает за воздушный транзит, разумеется, коммерческая тайна. Экспертами называется цифра в $ 500 млн. ежегодно, из них доля европейских и американских авиакомпаний, по данным американского интернет-ресурса Quartz.com — $ 170 млн. долларов. По мнению западных экспертов, если данные авиакомпании пошлют свои лайнеры в обход РФ, это обойдется им в $ 200−300 млн. дополнительных расходов ежегодно.
Другими словами, денег на предоставлении воздушного коридора мы зарабатываем не бог весть сколько. Но терять их, тем не менее, не хотим.
Жаба душит нас и на других возможных контрсанкционных направлениях. 17 апрелявице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу РБК заявил, что поставки ракетных двигателей в США могут быть прекращены в любой момент. Но тут же оговорился, что «всегда надо взвешивать плюсы и минусы». «Надо понимать, где чистая политика, которая даже может привести к стрельбе себе в ногу, а где на самом деле экономический прагматизм», — сказал вице-премьер.
Как утверждает «Коммерсант», на практике такая позиция означает, что ранее заключенные контракты и соглашения между РФ и США в космической сфере не будут разорваны. Россия будет и дальше осуществляет доставку американских астронавтов на борт МКС (за отправку 36 американцев в космос в 2012—2017 годах NASA заплатило «Роскосмосу» в общей сложности $ 2,276 млрд.), поставлять США ракетные двигатели РД-180/181 производства «Энергомаша» (контракты рассчитаны до 2019 года, их стоимость свыше $ 1 млрд.), а также ракеты-носители «Союз-СТ» для запуска спутников с космодрома Куру (Французская Гвиана).
Если так пойдет и дальше, контрсанкции России ограничатся запретом на американские таблетки и виски. Кстати, в общем объеме импорта виски в РФ продукция США составляет 12%. Это более полумиллиона девятилитровых ящиков, причем половину этого объема делает Jack Daniel. Но и здесь дьявол, что называется, в деталях. Так, самый популярный бурбон Jim Beam и ряд других элитных марок бурбонов принадлежат японской компании Suntory, а бурбон Wild Turkey — итальянской группе Campari. Получается, продукты вроде американские, а их владельцы — нет, вдобавок эти страны не поддержали бомбардировку Сирии.
В итоге Штаты могут спать спокойно: ответ России на санкции все больше напоминает 101-е китайское предупреждение.
— Россия потеряла бы не так много, запретив транзитные полеты американцам, — отмечает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов. — Надо понимать: речь идет, в основном, о пассажирских чартерных рейсах. Американские грузовые авиарейсы через территорию РФ совершаются достаточно часто, но все же не являются основными каналами доставки регулярных грузов, например, почты.
В целом, транзитные перелеты через воздушное пространство РФ действительно очень удобны американцам, если надо лететь из Китая, Индии, Афганистана в Европу, дозаправляться там, и дальше идти — в Америку. Деньги от воздушного транзита, включая аэронавигационные и аэропортовые сборы, поступают на счет Минтранса РФ. Далее Росавиация распределяет часть этих средств по авиационным структурам, а часть отправляется в бюджет государства.
Но возникает вопрос: стоит ли нам в контрсанкциях связываться с такой, прямо скажем, мелочевкой? Только ради того, чтобы продемонстрировать Вашингтону, что мы проводим ответные санкционные мероприятия?
«СП»: — Почему мы проявляем явную осторожность в контрсанкциях?
— 15 апреля газета The Washington Post сообщила, что президент США Дональд Трамп не собирается пока вводить новые санкции против России. По информации источников издания в Белом доме, несмотря на то, что вопрос об экономических санкциях рассматривается наряду с другими возможными мерами против РФ, Трамп не дал окончательного разрешения на их применение.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.