По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Варшава и Вашингтон обсуждают планы создания американской базы в Польше. Под видом учений к российским границам стягиваются войска НАТО. Усиливается давление Соединённых Штатов на КНР. К провокациям в Южно-Китайском море добавилась объявленная Пекину торговая война.
Антироссийская петля
Совета Россия — НАТО, прошедшего 31 мая в Брюсселе на уровне послов, многие ждали с нетерпением. После 2014 года отношения Москвы с Североатлантическим альянсом были сведены до минимума. Это касалось и встреч с формате Совета Россия — НАТО. Если прежде они проводились не реже одного раза в месяц, то за последние четыре года состоялось всего несколько заседаний. Нынешняя встреча стала первой с октября прошлого года. Однако расчёты на какие-либо прорывы оказались тщетными. Стороны лишь обменялись мнениями по наиболее болезненным вопросам, включая Украину, а также обсудили предстоящие крупные военные учения.
Подобный результат был предсказуем. НАТО не собирается отказываться от антироссийской политики, которая принимает всё более разнообразные формы, а интенсивность её увеличивается. Уже несколько лет альянс нарушает положения Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, предусматривающего отказ от «постоянного размещения существенных боевых сил» на территории Восточной Европы. В действительности в Прибалтике, Польше и Румынии уже расквартированы тысячи солдат НАТО и сотни единиц техники, стянутых туда под предлогом противостояния «российской угрозе». Как утверждают в Брюсселе, многонациональные боевые группы находятся на ротационной основе, что, дескать, не противоречит соглашениям. Вот только смена подразделений не отменяет факта постоянной дислокации, а сам механизм ротации приобретает характер агрессивной демонстрации силы. В начале мая через Германию и Чехию в Польшу и Прибалтику проследовала бронетанковая бригада США в составе 3,3 тысячи военнослужащих и 90 танков. В течение девяти месяцев она среди прочих частей будет «защищать» восточные рубежи альянса, пока ей на смену не придут другие подразделения.
Но даже эти лицемерные оправдания в НАТО, видимо, считают лишними. Всё чаще поднимается вопрос о создании полноценных военных баз. В начале года министерство обороны Польши подготовило «Предложение о постоянном американском присутствии», в котором содержался план строительства базы для размещения бронетанковой бригады или «равноценного соединения». Все расходы в Варшаве готовы были взять на себя.
Несмотря на смену руководства, в минобороны от плана не отказались. 28 мая ведомство выступило с официальным заявлением о «настоятельной необходимости в постоянном размещении военной дивизии США». В тот же день президент Польши Анджей Дуда на заседании Парламентской ассамблеи НАТО назвал Москву «главной угрозой для альянса». «Мы должны помнить о важности нашего трансатлантического единства», — заявил он.
Судя по всему, появление американской базы — вопрос решённый. Конгресс США уже потребовал от Пентагона в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о целесообразности такого шага. О готовности Вашингтона к расширению военного присутствия заявил недавно министр обороны Джеймс Мэттис. Называются и наиболее вероятные пункты размещения новой базы — Торунь либо Быдгощ. Объединяет их то, что расположены они на севере страны, в относительной близости (менее 200 км) от границы Калининградской области.
Но Польшей планы по созданию баз не ограничиваются. 16 мая советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон принял глав МИД Литвы, Латвии и Эстонии. Министры не только попросили добавить к расквартированным батальонам НАТО подразделения военно-морских сил и создать на их территории мощную систему ПВО, но и подняли вопрос о размещении «филиалов военных баз». Особенно трагикомично такие просьбы выглядят на фоне стенаний о «советской оккупации»!
Важное место в стратегии Североатлантического альянса играет наращивание военно-морского присутствия у берегов России. В прошлом месяце в Чёрное море вошли его корабли во главе с британским ракетным эсминцем «Дункан». В течение недели два десятка боевых судов, 10 самолётов и 2,3 тысячи военнослужащих из стран НАТО и с Украины отрабатывали оборонительные и наступательные операции. Всё более активное участие в демонстрации силы принимают ВМС США. В феврале черноморскую акваторию бороздили эсминец «Росс» и эскадренный миноносец «Карни», вооружённые крылатыми ракетами «Томагавк» и «Гарпун». Как заявил американский телеканал Си-Эн-Эн, России пора привыкнуть к военному присутствию США в Чёрном море.
Арктика является ещё одним регионом, к которому обращено повышенное внимание Североатлантического альянса. Недавно стало известно о возвращении США на исландскую авиабазу Кеблавик, покинутую в 2006 году. Пентагон уже запросил бюджетное финансирование на расширение объекта. Там планируется разместить самолёты «Посейдон», предназначенные для выслеживания и уничтожения подводных лодок. Чьих именно — очевидно, тем более что на севере граничащей с Россией Норвегии укрепляется база морской пехоты США Вернес, страна закупила 52 новейших американских истребителя-бомбардировщика F-35. С 25 октября по 23 ноября в Норвегии пройдут беспрецедентные по размаху учения НАТО «Единый трезубец» с участием 40 тысяч человек и всех родов войск.
В целом же масштаб военных манёвров увеличивается с каждым годом. Со 2 по 14 мая в Эстонии прошли крупнейшие за годы её независимости учения «Ёж-2018». Согласно их легенде, 15 тысяч солдат НАТО, включая морских пехотинцев из США, сопротивлялись агрессивным вылазкам восточного соседа — некоего вымышленного государства Муринус. Ещё больше военнослужащих участвуют в учениях «Удар сабли», стартовавших 3 июня в Польше и Прибалтике. Их главная цель — отработать переброску войск НАТО в случае начала конфликта с Россией. Одновременно на полигонах Латвии, Литвы и Польши в рамках манёвров «Быстрый ответ» моделируется высадка воздушных десантов. Ареной для военных игр стало в эти дни Балтийское море, где в понедельник начались морские учения «Балтопс-2018». По мнению экспертов, их задачей является отработка сценария захвата Калининграда. Но и это не всё. В самом разгаре манёвры «Твёрдый кобальт» и «Молния Перкунаса» (Литва), «Летний щит» (Латвия) и т.д.
Между тем, как сообщили в начале недели европейские СМИ, руководство НАТО собирается создать новый оперативный резерв на случай «нападения России». В его распоряжении будут 30 тысяч военнослужащих, сотни боевых самолётов и кораблей. Тем самым общая численность сил быстрого реагирования альянса достигнет 50 тысяч человек.
Всё это сильно напоминает политику Вашингтона на Корейском полуострове, где под видом учений происходит настоящее развёртывание войск у линии разграничения с КНДР. В любой момент игра мускулами может превратиться в настоящее вторжение. Возможность России на адекватный ответ пытаются свести до минимума, чему служит развёртывание системы ПРО. Американские комплексы «Иджис Эшор» уже размещены в Румынии, аналогичные работы продолжаются в Польше. Кроме того, Варшава и Вашингтон подписали соглашение о поставках системы ПВО «Пэтриот».
География враждебной активности НАТО нарастает. О намерении вступить в альянс уведомляют в Киеве и в Тбилиси. Как заявил премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили, «есть большая надежда сделать это к 2021 году». В стране развернулась усиленная пропаганда, частью которой стали «Дни НАТО». В марте подразделения береговой охраны Грузии провели совместные манёвры с морскими пехотинцами США. Учения с участием офицеров НАТО прошли в мае в Азербайджане. Всё заметнее присутствие альянса в Молдавии, где полгода назад открылось Бюро по связям с НАТО…
Угрозы для России, таким образом, абсолютно реальны. Тем абсурднее выглядит продолжающееся сокращение оборонного бюджета. Если страны НАТО увеличили в 2017 году расходы на армию в среднем на 5 процентов (при этом Польша — на 25, а Румыния — на 50 процентов), то в России военные траты сократились сразу на 20 процентов, что стало первым снижением с 1998 года. Это ставит под вопрос всю программу перевооружения и возможность ответа на серьёзнейшие вызовы безопасности.
Провокации и пошлины
Методы, используемые для давления на Россию, всё шире применяются и против КНР. Новая американская администрация усилила военное и политическое сотрудничество с Тайванем. В марте Дональд Трамп подписал закон, разрешающий как поездки на остров официальным лицам всех уровней, так и приглашение тайваньских чиновников. Это решение стало ревизией договорённостей конца 1970-х годов, по которым Вашингтон согласился уважать «политику одного Китая» и разорвал с Тайбэем официальные дипотношения.
Месяцем позже госдепартамент одобрил продажу Тайваню военных технологий для производства подводных лодок, а в мае на острове прошёл первый за много лет совместный оборонный бизнес-форум. Руководители американских предприятий ВПК обсудили с местными властями сотрудничество в области судостроения, аэрокосмической промышленности и т.д. Кроме того, на рассмотрении конгресса находится законопроект о всеобъемлющем «сдерживании» Пекина, предусматривающий регулярные поставки оружия Тайваню. «Мы имеем возможность устранить влияние Китая по подрыву международной системы», — заявил один из его авторов — сенатор Эд Марки. Ободрённые поддержкой Вашингтона, тайваньские политики начали кампанию за проведение референдума о государственной независимости.
Активизируются провокационные действия США в Южно-Китайском море. 27 мая к островам Сиша (Парасельским) подошли американский эсминец «Хиггинс» и ракетный крейсер «Энтитем». В минобороны КНР назвали это «серьёзным и бесцеремонным нарушением территориального суверенитета Китая». Однако Вашингтон, отрицающий принадлежность островов Сиша и Спратли Пекину, не только заявляет о продолжении патрулирования Южно-Китайского моря «для защиты свободы судоходства», но и требует от КНР немедленно вывести свои вооружения с архипелагов. В ответ министр иностранных дел Китая Ван И указал, что страна размещает на своих островах объекты и средства, необходимые для обороны. Причём в масштабах гораздо меньших, чем делают это США на своей территории.
Одновременно с военно-политическими нападками Китай подвергается экономическим атакам. Ещё в апреле Белый дом опубликовал список из 1,3 тысячи китайских товаров, на которые будут введены 25-процентные таможенные пошлины. Пекин пошёл на симметричные шаги, представив свой перечень ограничений. Последовавшие за этим переговоры, казалось, свели на нет вероятность полномасштабной торговой войны. 20 мая стороны сообщили об отказе от взаимных пошлин и намерении развивать сотрудничество в энергетической, фармацевтической и финансовой сферах.
Как и много раз прежде, Вашингтон легко переступил через собственные обещания. 29 мая администрация Трампа снова объявила о введении пошлин, а также об ограничениях для китайских инвестиций и дополнительном контроле над экспортом в КНР американских технологий. Конкретный перечень товаров и мер будет обнародован до конца месяца. Как сообщила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс, США намерены «остановить несправедливую торговую практику, которой Китай занимается на протяжении десятилетий», а также «прекратить кражу Пекином интеллектуальной собственности». С 11 июня для граждан КНР вводятся новые правила выдачи виз. Теперь американская сторона сможет ограничивать срок их действия. Как отмечается, делается это в рамках реализации стратегии национальной безопасности.
Жёсткие шаги Вашингтона могут быть вызваны серьёзными успехами Пекина на дипломатической арене. В конце апреля в Китае прошла встреча глав КНР и Индии, снизившая накал напряжения между странами. В мае делегация во главе с премьером Госсовета Ли Кэцяном приняла участие в китайско-японско-южнокорейском саммите в Токио. В ходе встречи стороны договорились работать над созданием зон свободной торговли. Кроме того, японское правительство согласилось создать экспертную группу для изучения проекта «Один пояс — один путь» и установить с Пекином линию связи для исключения «недоразумений» в морском и в воздушном пространстве.
Для США, пытающихся слепить некое подобие азиатского НАТО и натравить его на Китай, подобные события вызывают плохо скрываемую досаду. Как подчеркнул влиятельный американский журнал «Стратег», Вашингтону следует, во-первых, разработать всеобъемлющий план эффективной региональной конкуренции с Китаем, а во-вторых, превратить отношения с Юго-Восточной Азией в приоритет своей внешней политики. Скорее всего, эти рекомендации и лягут в основу нового этапа давления на Пекин, который в Вашингтоне считают стратегическим противником.
Комментарий редакции: Несмотря на смену руководства Белого дома, Вашингтон не просто продолжает экспансионистскую политику, направленную против народов Земного шара (в том числе и против России). С приходом к власти Дональда Трампа данная линия приобрела более агрессивный характер. А его предвыборные декларации изначально ничего не значили. Что ещё можно было ожидать от представителя американского бизнеса — прослойки, заинтересованной в поиске новых источников сырья и рынков сбыта как в наиболее лёгком для неё способе минимизации последствий финансово-экономического кризиса?! Поэтому становится понятным, почему США разрабатывают новые способы нанесения ударов по России. Во всех областях. Неизвестно, какой оборот в дальнейшем могут принять события. Но многое зависит от позиции руководства нашей страны. Известно, что наибольшему риску подвержена та страна, власти которой фактически идут на поводу у противника. Последний, воспринимая это как слабость, переходит к более агрессивным действиям. Особенно это касается стран, у власти которых стоит компрадорская «элита», экономически работающая на Запад.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.