По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Правительственный законопроект о «совершенствовании» механизма залога земельных участков сельхозназначения — как чемодан без ручки: и нести неудобно, и бросить жалко. Внесённый ещё в октябре прошлого года, он только теперь, на заседании Госдумы 14 июня, еле-еле, со скрипом был принят в первом чтении.
И НАДО СКАЗАТЬ, что это уже второе первое чтение. В январе палата, обсудив правительственную инициативу, решила, что в столь важном деле, как ипотечное кредитование под залог земельных участков, горячку пороть не стоит. Разработка минсельхоза при всей правильности постановки проблемы содержала в себе весьма опасные элементы. Она предоставляла банкам возможность изымать заложенные земли во внесудебном порядке и до завершения сельхозработ. А это чревато новым переделом земли. В то же время из-за низкой ликвидности и длительного срока обращения взыскания на земельные участки банкам невыгодно кредитовать сельхозпроизводителей. Особенно страдают при этом фермерские хозяйства, не имеющие других активов, кроме земли.
Из 117 миллионов гектаров пашни сегодня обрабатывается меньше 80 миллионов гектаров, заметил председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. Обеспеченность хозяйств техникой в два с половиной раза ниже необходимого. Из-за этого посевная растягивается на два научно обоснованных срока, уборка ещё продолжительнее. В этом году очень много площадей вообще не засеяли по той же причине. Без кредитов крестьянам не обойтись. Одним словом, закон нужный. Вот только должен он быть обоюдовыгодным для крестьян и банков, а правительство явно переусердствовало в отстаивании интересов последних.
Тогда, в январе, была создана рабочая группа, которой предстояло решить, что же с этим минсельхозовским продуктом законотворчества делать. Были сформулированы замечания и выработаны основные направления по доработке законопроекта ко второму чтению. Пока это лишь пожелания. Законопроект никаких изменений не претерпел и был принят в первом чтении всё в той же правительственной редакции.
— Мы, как законодатели, должны сделать всё, чтобы принятый закон не стал «ящиком Пандоры», открывшим путь к растаскиванию земель, и ещё одним способом оказания давления на малый и средний бизнес на селе, — заявил Владимир Кашин и обозначил схему доработки законопроекта. — Ко второму чтению надо определить залоговую цену — она должна быть весомой, справедливой, учитывающей кадастровую стоимость участка, наметить банки, которые могут работать только с залоговыми активами, чтобы не было манипуляций с залогом земель, направленных на их захват, определить состав заложенного имущества, в отношении которого сохраняется запрет на удовлетворение требований залогодержателя (банка) во внесудебном порядке. Закон должен обеспечить защиту прав залогодателя (собственников и владельцев земель) на сельскохозяйственную продукцию, произведённую на земельном участке, в случае обращения взыскания на него до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Продукция, доходы, полученные на заложенном участке, принадлежат залогодателю, сельхозтоваропроизводителю и не должны переходить к кредитору. Мы неоднократно говорили об увеличении минимального срока договора аренды земельного участка из состава земель сельхозназначения как в целях повышения его привлекательности в качестве залогового обеспечения, так и с точки зрения повышения устойчивости, плановости, стабильности сельскохозяйственного производства.
С этими вот условиями фракция КПРФ в первом чтении законопроект о залоге сельхозземель поддержала.
В свою очередь «условное» одобрение палаты получили парламентские запросы Государственной думы Генеральному прокурору Ю.Я. Чайке и министру внутренних дел В.А. Колокольцеву «Об активизации деятельности по выявлению и расследованию случаев преднамеренного и фиктивного банкротства юридических лиц, а также иных неправомерных действий при банкротстве», инициированные членом фракции КПРФ Валерием Рашкиным. Комитет по безопасности и противодействию коррупции, концептуально поддержав предложение депутата-коммуниста, выдвинул ряд замечаний, в том числе относительно указания в запросах конкретных предприятий. Подчеркнув, что обобщения делаются на основе конкретных случаев, Валерий Рашкин, тем не менее, с рекомендациями комитета согласился, поскольку эти предприятия указывались в качестве примеров возможного нарушения закона. А всего в 2017 году зафиксировано свыше 13,5 тысячи банкротств.
При этом эффективность процедур банкротства находится на очень низком уровне, отметил Валерий Рашкин, лишь 5 процентов требований кредиторов удовлетворяется. Нередко процедура банкротства начинается тогда, когда уже практически все активы выведены. Однако привлечённых к уголовной ответственности немного. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, за 2016 год и первое полугодие 2017-го число осуждённых по статье 195 УК РФ («Неправомерные действия при банкротстве») равнялось восьми, по статье 196 («Преднамеренное банкротство») — семидесяти трём, по статье 197 («Фиктивное банкротство») — нулю (последний приговор по этой статье был вынесен в 2010 году). А это в конечном итоге свидетельствует и о слабой защите прав работников предприятий, признанных несостоятельными.
Парламентские запросы были приняты за основу. После внесения поправок они по рекомендации профильного комитета получат одобрение палаты в целом.
В часе заявлений по актуальным вопросам от имени фракции КПРФ выступил Александр Ющенко. Он остановился на некоторых моментах внешней политики России в зонах традиционных жизненных интересов нашей страны. Укрепление экономических и политических связей с бывшими советскими республиками имеет крайне важное стратегическое значение, подчеркнул депутат. Просчёты на этом направлении обернулись тем, что Прибалтика, Украина, Грузия, Молдова проводят откровенно провокационную политику по отношению к России. Кроме, как провокацией, нельзя назвать и недавний арест по надуманному предлогу лидера Компартии Приднестровья Олега Хоржана и его семьи.
Касаясь вопросов сотрудничества с народными республиками юго-востока Украины, а также с признанными Российской Федерацией государствами Абхазией и Южной Осетией, депутат отметил, что нужно снимать все торгово-экономические барьеры, включать их предприятия в российскую цепочку кооперации. С 2014 года действует Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнёрстве. Среди прочего он предусматривает формирование «общего социального и экономического пространства». Однако за четыре года даже намёка на единое пространство нет. Надо переходить на более упрощённый формат прохождения приграничных формальностей, подчеркнул депутат. Живой и действенный пример здесь — Белоруссия.
Как известно, абхазская экономика состоит из трёх составляющих: туризм, сельское хозяйство и экспорт сырья, перешёл к вопросам экономического сотрудничества А. Ющенко. Почему Абхазия не может поставлять на российский рынок свои инертные материалы — камень, щебень, песок, как это было при строительстве олимпийских объектов в Сочи? — задался он вопросом. А потому, что в 2015 году правительством РФ были введены ограничительные меры через дополнительное лицензирование. В результате наш стратегический партнёр Абхазия попал в это постановление, которое продлевается каждый год. Для Абхазии это означает потерю единственной возможности проводить берегоукрепительные и руслорегулирующие работы для обеспечения экологической безопасности. Россия же при строительстве Крымского моста столкнулась с нехваткой качественных инертных материалов. А самая удобная логистика как раз из Абхазии. Мы считаем, что необходимо исключить Абхазию из данного постановления, заявил Ющенко. Импорт абхазских овощей и фруктов также пошёл бы на благо и России, и Абхазии, полагает депутат. Но вопреки всякой целесообразности, российские прилавки завалены турецкой и китайской сельхозпродукцией.
— Грузия в этом году приступила к реализации масштабной программы «Шаг к лучшему будущему», в которой прописаны инициативы социальной привязки абхазских граждан к Грузии через медицину, образование и культуру, бизнес и упрощённые экономические взаимоотношения. Остаётся только удивляться, почему мы не выступили с подобной инициативой за прошедшие 10 лет? — заметил депутат-коммунист. Он заявил, что России пора изменить формат взаимоотношений с Абхазией и перейти из статуса гаранта внешней безопасности республики, оказывающего финансовую и социально-экономическую помощь, в формат активного экономического и политического партнёра.
Комментарий редакции: Несомненно, вопросы экономической и финансовой дисциплины носят актуальный характер. Никто не спорит с этим. Другое дело, что при решении данного вопроса надо создавать нормальные условия для функционирования сельскохозяйственных производителей. Например, в условиях низкого уровня финансирования АПК, при нагруженной налоговой системе, при непрерывно растущих тарифов на энергоносители и на транспорт, существует огромная вероятность нарастания задолженности субъектов сельского хозяйства, со всеми вытекающими последствиями. А добавить сюда кабальные условия предоставления банковских кредитов и станет понятно, как село (и не только) пускают под нож. Вот и следовало бы изменить аграрную политику, плюс поставить деятельность банковских структур под жёсткий государственный контроль. В противном случае АПК искусственно толкают к окончательному развалу. Это во-первых. Во-вторых, практика показывает, что спрашивают соблюдение законодательных норм, как правило, с мелких и средних экономических субъектах. А крупные акулы капитализма чувствуют себя как рыбы в воде. Следовательно, никто не помышляет об укрощении деятельности земельных спекулянтов. Поэтому предлагаемый правительством закон ничего в корне не изменит.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.