По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Американский сенатор Джон Кеннеди, недавно посетивший с визитом Россию, считает, что работать с властями страны — это как «иметь дело с мафией».
Законодатель рассказал журналистам, что встречи с официальными лицами периодически были очень нелепыми, а самая трудная оказалась с главой МИД Сергеем Лавровым. Кеннеди заявил, что дипломат — задира. «Мы, конечно, не называли друг друга невежественными шлюхами или как-то так, но всё же обменялись резкими словечками», — отметил он.
По словам дипломата, в России нет политической философии: «это как говорить о политической философии мафии». «Их философия — это деньги и власть. Такова философия Владимира Путина. Он правит железной рукой. Он диктатор», — полагает сенатор.
В то же время Кеннеди считает, что никаких прорывов от встречи президентов России и США ожидать не стоит. «Нельзя доверять Путину, — убежден Кеннеди. — Думаю, лучшее, что мы можем сделать, — это попытаться сдержать его».
Сенатор добавил, что в России нет свободной прессы, очевиден разрыв между элитами и обычными гражданами и россияне «заслуживают лучшего».
Напомним, визит американских сенаторов, в число которых входил и Джон Кеннеди, длился с 30 июня до 5 июля. В ходе поездки они посетили Москву и Санкт-Петербург, встречались с российскими коллегами. Причём в Госдуме американских сенаторов приветствовали стоя.
— Я думаю, что заявление Джона Кеннеди было сделано под воздействием сразу нескольких факторов, — говорит руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв. — Конечно, сам сенатор, который является заметной политической фигурой в США, не мог открыто выступить против антироссийского тренда в своей стране. Понятно, что любые дружелюбные высказывания в адрес Владимира Путина и Кремля соратники Кеннеди по партии, да и подавляющей частью всего американского истеблишмента были бы приняты крайне резко. Поэтому он говорил то, что принято сейчас говорить в Америке, что считается эталоном восприятия России.
Кроме того, Джон Кеннеди играет на стороне противников Дональда Трампа. К этому лагерю сейчас относится большая часть политического бомонда США. Можно по-разному оценивать деятельность самого Трампа, но очевиден факт, что даже внутри Америки недоброжелателей у него более чем достаточно. И понятно, что подобного рода заявления создают негативный информационный фон для предстоящей в ближайшие дни встречи президентов России и США. Посыл Трампу такой: с кем ты встречаешься, с главой мафиозного государства?! Потому, конечно, такого рода заявления имеют свой политически подтекст. Кроме того, мы должны иметь в виду, что в США скоро состоятся выборы в Конгресс. В такой ситуации говорить комплименты в адрес России, а тем более её нынешнего руководства не может себе позволить ни один конгрессмен, желающий переизбраться.
В целом же стоит задуматься, а есть ли смысл принимать у себя представителей американского истеблишмента, тем более на высшем уровне, как это произошло недавно, когда Владимир Путин встречался как раз с делегацией американских конгрессменов. Притом, что мог этого не делать. Путин оказал сенаторам США большую честь, но они явно не оценили этого жеста доброй воли. Как говорится, протянутая для рукопожатия рука была отвергнута. Из этого просто надо делать соответствующие выводы.
«СП»: — Вспоминается, что в Государственной думе американских коллег депутаты приветствовали стоя…
— Конечно, у кого-то из политиков в России были завышенные ожидания от этого визита конгрессменов. Казалось, что приехали адекватные американские законодатели, готовые разобраться в причинах противоречий между Россией и Соединёнными Штатами. Мы им объясним, они всё поймут и донесут правильную точку зрения до американского истеблишмента. Однако этого не случилось, и, видимо, не могло случиться. Политический бомонд США настроен на конфронтацию. По крайней мере, подавляющая его часть.
Я понимаю, что Россия заинтересована в нормализации отношений с США и с Западом в целом, поскольку для нас это имеет важное значение. Конфронтация с Западом, особенно в условиях нерешённости многих социально-экономических проблем ничего хорошего России не несёт. Однако, несмотря на это, иллюзий питать не надо. От наших дружеских жестов или удачно проведённых футбольных чемпионатов западный истеблишмент не перестанет видеть в России врага. Особенно это относится к США, элита которых не настроена на компромисс с Россией. Практически все основные политические силы в Соединённых Штатах настроены на жёсткую конфронтацию с Россией, на то, чтобы заставить нас капитулировать.
«СП»: — Это реально?
— В преддверие встречи Путина с Трампом мне вспоминается встреча президента Советского Союза Михаила Горбачёва и президента США Джорджа Буша в декабре 1989 года на Мальте. Именно тогда Горбачёв пошёл на серьёзные уступки Западу — в частности дал «добро» на уход СССР из Восточной Европы, после чего распался Варшавский договор, а потом и сам СССР.
Думаю, что теперь Запад не устроит ничего, кроме полного выхода России из геополитической игры, превращения её из субъекта мировой политики в объект. Да и сам факт существования России в нынешних границах не устраивает многих политиков на Западе. На это, учитывая ошибки советского времени, российское руководство не пойдёт. А значит, России надо настраиваться на длительную жёсткую борьбу с Западом. Там, где можно идти на договорённости, на них надо идти. Но по принципиальным вопросам согласия у нас с Америкой в ближайшее время не будет. Да, может быть на предстоящих переговорах будут достигнуты какие-то договорённости, но мы уже не раз видели на примере Китая, Северной Кореи, Ирана, что Дональд Трамп готов легко нарушить любые договорённости, если они перестают отвечать интересам США, как он их понимает. Поэтому нам надо настраиваться на длительное противостояние, модернизировать свою экономику, проводить грамотную социальную политику, а не ту, что проводится сейчас. В частности, необходимо отказаться от планов по повышению пенсионного возраста, что на практике будет просто означать очередное ограбление большого количества людей.
«СП»: — Джон Кеннеди считает, что в России нет «политической философии и свободы СМИ». Можно ли с ним согласиться?
— Что касается политической философии, то она формируется в России. Под этим надо понимать видение России себя, своего места в мире. Концептуальные основы под этим есть. Кстати говоря, глава МИД России Сергей Лавров как раз на встрече с конгрессменами США критиковал политику Запада, высказывая некоторые элементы российской политической философии. И понятно, что американцам это не понравилось. И заявление Кеннеди — это в том числе ответ и на критику Лаврова. Что касается свободы СМИ, то они у нас, впрочем, как и на Западе, не могут говорить всего того, что считают нужным, контролируются. И всё же самые разные издания, как патриотические, так и либеральные позволяют себе критику власти и порой довольно жёсткую. Поэтому я бы не говорил о несвободе СМИ в России. Другое дело, что у нас, в том числе у наших журналистов есть некая внутренняя самоцензура, мы часто боимся выступать с конструктивной критикой власти там, где она нужна, и, наоборот, присоединяемся к общему хору ругани, когда разрешено. Это говорит о том, что общество ещё не дозрело до равноправного разговора с властью. А он нужен.
— Мне есть с чем сравнить, я помню и времена Брежнева, и времена Ельцина, —говорит публицист и политолог Евгений Бень. — Так вот, нынешняя российская власть представляется мне наиболее конструктивной за последние десятилетия, особенно в сфере геополитики. Сейчас российский внешнеполитический курс точно и грамотно учитывает различные общемировые тенденции, чего нельзя сказать о позднесоветских времена и о ельцинском периоде. Тогда был полный отрыв от реалий. Можно много предъявлять претензий к нынешней власти, но для меня большим её плюсом как раз является именно то, что она настаивает на сохранении национальной самоидентификации России. А вот это как раз не нравится Западу. Впрочем, там не особо утруждают себя изучить, какова же на самом деле политика России, и какова её власть. Гораздо проще жить стереотипами сорокалетней давности. Многие там уверены, что никакой разрядки с Россией невозможно достичь, поэтому надо «сдерживать Путина», а не пытаться добиться улучшений отношений с нами. Вот от лица этих людей или, вернее, стереотипов и говорил Джон Кеннеди.
Комментарий редакции: Открытое пренебрежение всеми дипломатическими нормами, наглое вмешательство во внутрироссийские дела, — всё это в очередной раз выдаёт с головой американский империализм. Правда, некоторые «умники» могут начать защищать их, заявив, что американские сенаторы якобы покритиковали путинский режим, но не Россию. Во-первых, какое их дело оценивать процессы, происходящие внутри нашей страны? Мы что, колония США?! Конечно нет! Во-вторых, если говорить о самих претензиях, касающихся отрыва «элиты» от народа и отсутствия «свободной прессы», то почему же западные политики молчали в трубочку во времена ельцинской «семибанкирщины»? На каком основании «борцы за демократию и права человека» ни слова не говорят об аналогичных процессах, разворачивающихся в настоящее время на Украине? Ни для кого ни секрет, что для западного капитала «демократом» является лишь тот, кто пляшет под его дудку. А любой, кто хоть в чём то переходит ему дорогу, записывается в «диктаторы», в «экстремисты» и т.д. Между прочим, отставные американские государственные деятели не скрывают этого.
Разумеется, к действующей российской власти множество претензий. Однако и американский империализм ничем не лучше нынешнего олигархического режима. К примеру, украинцы тоже поверили в байку, будто взятие их страны «под опеку» западных «демократий» приведёт к справедливости и к процветанию. Но только ленивый не говорит сегодня о всевластии узкой кучки жуликов и воров на Украине, о террористической диктатуре.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.