Среди людей, искренне озабоченных судьбами социализма, пожалуй, не встретить таких, кого бы не волновал вопрос: как могло случиться, что социалистический строй, за короткий исторический срок раскрывший свои неоспоримые преимущества, потерпел поражение в СССР, а великая союзная держава оказалась разрушенной. Самое обидное здесь то, что об опасности, грозившей социализму, предупреждали трезвомыслящие политики, учёные, деятели литературы, но к их голосу, к их предостережениям тогдашние руководители КПСС и Советского государства не прислушались.
ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ глубоких аналитиков сложных процессов, происходивших в советском обществе, убеждённым борцом против беспечности в отношении империалистических планов уничтожения социализма был писатель Всеволод Анисимович Кочетов, автор целого ряда произведений, каждое из которых вызывало большой общественный резонанс (романы «Журбины», «Братья Ершовы», «Молодость с нами», «Секретарь обкома», историческая эпопея «Угол падения» и другие). Особое место в этом ряду занимает опубликованный в сентябре—ноябре 1969 года в журнале «Октябрь» публицистический роман «Чего же ты хочешь?», посвящённый опасным явлениям, нараставшим в Советском Союзе.
Он вызвал ожесточённые споры в литературных кругах, острую полемику среди широкой общественности, негативную реакцию в партийных верхах. Автора обвинили в нагнетании страстей, обострении обстановки. Отдельной книгой произведение было издано скромным тиражом только в Белоруссии — с разрешения тогдашнего первого секретаря ЦК республиканской Компартии П.М. Машерова. Тем неожиданнее была публикация произведения в прошлом году в «Роман-газете» (№15 и №16). Редколлегия проявила гражданскую смелость, сочтя необходимым в наше время сделать достоянием общественности написанный более трети века назад роман со скандальной репутацией.
Главной линией, по которой наши классовые противники вели работу по демонтажу советского общества, было и остаётся разложение молодёжи, которую манили возможностью полного освобождения от всяких ограничений, от каких-либо обязанностей перед обществом, перед родителями, перед старшими поколениями. Своих сторонников они искали прежде всего среди хорошо обеспеченных, избалованных, распущенных, жаждущих удовольствий молодых людей. Провоцировалось брожение умов в университетах. Распространялись подпольные журналы, листовки. Крушились прежние авторитеты. За доблесть выдавались дерзость и откровенное хамство. Одним из оружий были — и остаются! — дивы, умеющие трясти обнажёнными бёдрами на эстраде… «Свободный диалог Запада с Востоком беспощаден: кто кого, или они нас (Запад) своими скрипачками и пианистами, или мы их (Советский Союз) нашими секс-бомбами! Человек всегда остаётся человеком. Природа в нём сильнее привнесённого идеологической обработкой. Значит, ставка на инстинкт самца и инстинкт самки» — так откровенно формулировали западные идеологи свои подходы и планы в борьбе с коммунизмом.
В. Кочетов бил тревогу. К сожалению, к его предупреждениям не прислушались даже в ЦК КПСС: там после смерти И.В. Сталина вопросами идеологии очень часто ведали карьеристы, не знавшие жизни, не видевшие опасных процессов, набиравших силу в обществе. Когда же в августе 1991 года был совершён антисоциалистический переворот, именно они оказались в первых рядах могильщиков социализма и Советской власти.
Конечно, во всех поколениях нашего общества было много тех, кто остался верен коммунистической идее. Их не удалось взять ни религией, ни накопительством. Поэтому противник поставил цель скомпрометировать таких в массовом сознании, объявив «сталинистами» (этот термин подбросил ещё Л. Троцкий), «фанатиками», «консерваторами», «рутинёрами». Сложившуюся в то время обстановку В.А. Кочетов образно выразил словами: «Молнии бьют по вершинам».
ОТКЛИКНУВШИСЬ НА ПРОБЛЕМЫ, приобретавшие в 1960—1970 годах в советском обществе наибольшую актуальность и остроту (именно о процессах той поры, происходивших в рабочем классе, чаще всего ведут дискуссию под рубрикой «Ключевой вопрос» авторы полосы «Рабочий фронт»), Всеволод Кочетов заявлял своё отношение к судьбе и роли рабочего класса, классовой борьбы, диктатуре пролетариата, художественной интеллигенции. Он показал несостоятельность и вредность попыток противопоставить рабочие интересы интересам общества в целом. Он опровергал приобретавшую моду идейку о том, что в условиях научно-технических и информационных революций, с развитием кибернетики и электроники отпадёт-де необходимость в рабочем классе, а управлять технологическими процессами будут счётные машины. В этих условиях классовая борьба будет якобы затухать, так как самих рабочих не будет.
Без рабочего класса — могильщика капитализма, без завоевания им политической власти, подчёркивается в романе, никакие прогрессивные преобразования невозможны, как невозможна без человека труда, который производит все материальные ценности на земле, и духовная жизнь. Основа всего в стране — «они, беззаветные труженики, а не те путаники — и от искусства, и от хозяйствования, голос которых часто слышится назойливей и громче, чем голос людей, честно, без шума и треска, делающих своё трудовое дело».
Эту истину марксистско-ленинского миропонимания мы никогда забывать не вправе. Поэтому серьёзным уроком для подлинно революционных партий должно служить перерождение некоторых организаций, создававшихся как партии рабочего класса, но утративших чувство реальности и перспективы, отказавшихся от классового подхода в своей деятельности и растворившихся в обывательских массах. Своё ренегатство эти партии и их вожди прикрывают рассуждениями о своём псевдореализме, хотя на деле они просто приняли идеологию мелкой буржуазии. В таких партиях сосредоточились деятели, которые «мечтали быть избранными в парламент, пользоваться депутатскими правами, выступать с оппозиционными, но, в общем-то, очень умеренными речами и, занимая приличные, доходные должности, постепенно сколачивать капиталец». А измена — прямое следствие отказа от опоры на рабочий класс, на пролетариат, то есть современный класс наёмных, эксплуатируемых работников физического и умственного труда.
Всеволод Кочетов предупреждал: «В мире натянуто, как струна, вот-вот загудит. На нас идут походом, который, может быть, пострашнее походов тех четырнадцати государств, которые кинулись на Советы в девятнадцатом».
Не получая отпора со стороны властей, наглеют откровенные противники социализма не только на Украине, но и в России. На серьёзные размышления наводит то, что безосновательные нападки на В.И. Ленина, на И.В. Сталина, на КПСС, на советский период в жизни наших народов прозвучали недавно из уст президента Российской Федерации. Это трудно истолковать иначе как политическую ориентировку в связи с предстоящим вековым юбилеем Великого Октября.
В этих условиях обращение к историческому опыту отстаивания коммунистических идей, сплочение прогрессивных сил в борьбе за их защиту приобретают важнейшее значение. Роль гегемона этой борьбы всегда играл рабочий класс. На рубеже 1980—1990-х годов его сбило с толку предательство тех, кто должен был его вести на защиту социалистических высот. То отступничество началось не в августе 1991 года, а тогда, когда руководство КПСС стало выдавать за социалистические ценности блестящие конфетные упаковки капиталистического жизнеустройства.
«Молнии бьют по вершинам», — писал В.А. Кочетов. А духовной вершиной современности является идеология рабочего класса — марксизм-ленинизм.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.