Почти полтора года пытаются притянуть за уши вину авиадиспетчеров за катастрофу французского «Фалькона», происшедшую 20 октября 2014 года. Водитель снегоуборочной машины отстал от колонны, не заметил, как выехал на взлётную полосу. Шедший на взлёт частный французский самолёт задел крылом машину и загорелся. Водитель Мартыненко рассказывает: «Я его практически не видел и не слышал: вокруг техника работает. И даже фонарей не было». Следственный комитет заявил, что Мартыненко был пьян. Однако водитель утверждает, что не пьёт совсем: у него больное сердце. Заблудился, как в лесу. А как же связь? Где старший инженер, который командовал колонной из нескольких машин? Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов назвал это «обычным раздолбайством».
ОБВИНЕНИЕ по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ (действие или бездействие, повлёкшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц) предъявлено прежде всего авиадиспетчерам. Старший следователь Михаил Гуревич в июне 2015 года решил, что вина уже доказана, все подозреваемые за решёткой, а ему за раскрутку сложного дела пора давать орден. «Комсомольская правда» опубликовала его победный рапорт под названием «Как авиадиспетчеры погубили «Фалькон» с французским магнатом под Москвой». Гуревич подменил собой суд, публично назначил и осудил подозреваемых, нарушив тем самым принцип презумпции невиновности.
В сентябре прошлого года всех обвиняемых отпустили под подписку о невыезде: прокуратура не утвердила обвинительное заключение, подготовленное следствием, а срок содержания подозреваемых под стражей истёк. Вернули дело следователям. Эти ответственные люди, можно сказать, опозорили страну. По всему миру разлетелась весть, что в московских аэропортах творится тотальный бедлам: пьяный водитель угробил нефтяного магната, а руководила взлётом диспетчер-стажёр, совсем девочка. Ну и порядочки!
Для того чтобы понять, как обращались следователи с подозреваемыми по этому громкому делу, нужно проникнуться трагедией стажёра Светланы Кривсун, которая была в этот день как раз на смене. Она из авиационной семьи, её родная сестра работает вторым пилотом в авиакомпании «Якутия». Родители тоже отдали жизнь лётному делу. Светлана только что окончила с красным дипломом Ульяновское высшее авиационное училище и приступила к стажировке за пультом во Внуково.
Она всего второй раз вышла на смену. За безопасность полётов отвечает инструктор, он для этого сидит рядом. Если стажёр ошибается, то инструктор тут же подправляет. Никаких самостоятельных решений Света не принимала и принимать не могла.
Её ни под каким предлогом не имели права арестовывать. Тем не менее пришли и надевают на неё наручники. Она упала в обморок. Вызвали «скорую помощь». Допросы длились почти двое суток, допрашивали, фактически не выпуская подозреваемых из служебного помещения. К Свете, как к очень опасному преступнику, приставили двух полицейских. Они постоянно сопровождали её. Возили на экспертизы, на сдачу тестов на алкоголь и наркотики… Допрашивали до двух часов ночи. Затем дали немного поспать — и опять целые сутки допросы. Диспетчеров допрашивали без присутствия адвокатов. Два дня без еды.
Затем привезли в Басманный суд. Фемида решила, что Кривсун может скрыться от следствия или оказывать давление на свидетелей. Назначили ей домашний арест. Запретили покидать квартиру, получать и отправлять корреспонденцию, разговаривать по телефону. Вы можете себе представить, как девушка, только что пришедшая работать учеником, может давить на свидетелей?! Удивительные фантазии сложились в головах у следователей и судьи. Ведь по инструкции стажёр — это просто второе лицо, которое в случае нештатных ситуаций не может нести ни уголовной, ни даже дисциплинарной ответственности.
Вчерашняя студентка выглядит в этой истории скорее не виновной, а потерпевшей. Кривсун пыталась в суде доказать, что никаких самостоятельных решений по управлению воздушным движением она не принимала, она только училась. Несмотря на то, что работодатель готов был внести за неё залог, Кривсун находилась под домашним арестом с 24 октября 2014 года.
На втором заседании суда, где решался вопрос о продлении её заточения, она не присутствовала: врачи рекомендовали постельный режим. Оказывается, во время ареста она уже была беременна. Из-за стрессовой ситуации и сложности в получении медицинской помощи в условиях домашнего ареста организм не выдержал нервного напряжения, Светлана потеряла ребёнка.
В декабре прошлого года прокуратура не приняла отработанную следствием версию уголовного дела по катастрофе во Внуково.
Она, в частности, не согласилась с тем, что диспетчер-стажёр должна предстать перед судом. Следственный комитет РФ вынужден был закрыть в отношении неё уголовное дело.
Кто же виноват, что молодая женщина при полной своей невиновности столько натерпелась и потеряла ребёнка? С самого начала авиационная общественность, ведущие эксперты отрасли указывали на невиновность диспетчера-стажёра. Представитель прокуратуры при решении вопроса в суде об избрании меры пресечения неизменно возражал против ограничения свободы Кривсун, но следователи с настойчивостью, достойной лучшего применения, держали больше года девушку взаперти.
Вопрос об иске по компенсации за перенесённые страдания пока не решен. А он должен быть! Только иск к кому? Лично к старшему следователю Михаилу Гуревичу, под руководством которого бригада дознавателей пыталась обвинить заранее невиновного человека и убила ещё не родившегося ребёнка? Наверное. Хотя скорее всего за допущенные промахи опять будет расплачиваться государство… За то, что не может контролировать таких следователей?
В ДЕНЬ КАТАСТРОФЫ в Московской области был сильный туман. Во Внуковском аэропорту не могли приземлиться 18 рейсов. Видимость в тот момент была не больше 350 метров, а от диспетчерского пункта до взлётной полосы, где делала манёвр одичавшая машина, целый километр. Диспетчера, который раньше находился рядом со взлётной полосой и мог визуально фиксировать, что происходило в этом районе, теперь сократили ради экономии средств.
Хорошо, если бы следственная группа взяла за основу дела в качестве свидетельских показаний выступление руководителя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина на пленарном заседании Совета Федерации. Вот что он рассказал там о своём видении катастрофы во Внуково:
«Горько и больно смотреть на то, что происходит в нашей авиации, перевозящей наших пассажиров. Даже во Внукове взлетают, вы знаете, какие самолёты. В этом пункте управления аппаратура старая, за пультом управления сидела стажёр. Аудиоконтроля и видеоконтроля, который должен быть, там нет.
Я спрашиваю начальника центра: «В чём проблема, почему у вас такое всё старое, несовершенное? Посмотрел монитор: глядя на него, не понять, что и как передвигается. Особенно когда кругом туман. Ни визуального, ни телевизионного просмотра». Начальник центра говорит, что им задолжали за аренду. «У нас договорные отношения с аэропортом Внуково, мы не можем купить аппаратуру, у нас нет денег».
Я спрашиваю девочку и всех остальных диспетчеров: «А если вы не видите самолёта (я ведь утром ехал, тоже был туман, не сумел увидеть взлетающего самолёта, и здесь я ничего не понимаю), что вы должны делать?» Они говорят: «А мы не знаем, что мы должны делать». И правильно, даже в инструкции это не написано».
Отпущенные из клеток диспетчеры пришли в октябре на съезд профсоюза авиадиспетчеров. Руководитель полётов во Внуково Роман Дунаев поблагодарил на съезде коллег: «Мы благодарны вам за поддержку, за ваши митинги, за ваши усилия. Мы внимательно следили за борьбой, которая шла за наше освобождение, и это очень укрепляло наши душевные силы. Нас переполняют чувства благодарности вам за работу, которую вы вели, доказывая нашу невиновность».
«От имени съезда хочу поблагодарить вас за стойкость, которую вы проявили во время следствия», — сказал в ответ ему президент Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалёв.
Автору этих строк удалось побывать в качестве гостя на этом съезде, поговорить со Светланой Кривсун, приободрить её. Профсоюз боролся и не перестаёт бороться за своих товарищей. По всей стране прошли митинги в поддержку арестованных диспетчеров. Светлану выпустили на свободу, а для оставшихся фигурантов этого уголовного дела, в том числе для трёх авиадиспетчеров — Дунаева, Круглова и Архиповой — сочинили обвинение в новой редакции.
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ФПАД России, состоявшийся 3 февраля 2016 года, вновь рассмотрел обстоятельства авиационного происшествия от 20 октября 2014 года и пришёл к выводу об отсутствии вины авиадиспетчеров и состава преступления в их действиях. Отправлены письма Генеральному прокурору и руководителю Следственного комитета РФ. В них на основе убедительных аргументов доказывается, что следователи пытаются построить обвинение вопреки утверждённому и опубликованному заключению Межгосударственного авиационного комитет (МАК) о причинах происшедшей катастрофы. Трудно даже представить такой исход, что судебный приговор вступит в противоречие с заключением МАК о причинах трагедии.
Заметим: в обвинении указано, что авиадиспетчеры должны были использовать в своей работе соответствующее оборудование, позволяющее им обнаружить опасность и передать информацию экипажу воздушного судна с целью предотвращения столкновения. Под таким оборудованием следствие подразумевает локатор обзора лётного поля, который предназначен для отслеживания перемещений на площади маневрирования аэродрома. Действительно, в ночных условиях, особенно при тумане, именно такой локатор является глазами диспетчеров и главным сигналом для принятия решений. К сожалению, локатор, которым должны пользоваться авиадиспетчеры Внуково, давно уже даёт некорректные показания, то есть неисправен. Несмотря на неоднократные замечания диспетчеров, ответственные за это лица не спешат его ремонтировать и настраивать.
Проверка Ространснадзора также показала, что имеющееся оборудование не обеспечивало необходимого контроля движения на рабочей площади аэродрома. В сложных метеоусловиях, которые были в момент катастрофы, говорить об имевшейся возможности предотвратить столкновение самолёта «Фалькон» со спецмашиной аэродромной службы, выехавшей на взлётно-посадочную полосу без разрешения диспетчера, не представлялось возможным. По итогам проверки в адрес ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», в частности её филиала, было выдано предписание об устранении указанных нарушений, препятствующих обеспечению безопасного воздушного движения.
Госкорпорация попыталась оспорить данное предписание, но решением Савёловского суда г. Москвы от 24 июня 2015 года оно оставлено в силе.
В марте прошлого года следователи подготовили какое-то обвинение (его содержание, вопреки привычке, Михаил Гуревич не сообщил прессе) и против руководителя Московского центра «Госкорпорации по организации воздушного движения» Владимира Ужакова и его заместителя Александра Повалия. Специалисты сходятся на том, что на совести этих лиц неотремонтированное, неотрегулированное оборудование на рабочих столах авиадиспетчеров. А к катастрофе в туманный день привело как раз то, что оно находилось в нерабочем состоянии. Но следствие, судя по его действиям, очень хочет свалить всю ответственность на рядовых работников и не касаться руководителей авиаузла.
А у меня предложение: стоит пригласить на судебное заседание в качестве главного свидетеля руководителя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Он уже один раз дал свои показания на заседании Совета Федерации и, надеюсь, не откажется от них и в суде. А пока вслед за профсоюзом остаётся просить Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ более тщательно разобраться в этом уголовном деле и принять решение об изменении квалификации действий обвиняемых и прекращении их уголовного преследования.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.