Кинотротил под мостом правды

Кинотротил под мостом правды

Стивен Спилберг, знаменитый и очень успешный американский кинорежиссёр, неоднократный номинант и победитель известнейших международных кинофестивалей, работает буквально во всех жанрах. Боевик, триллер, фантастика, психологическая и музыкальная драма — всё ему подвластно. Серьёзные картины чередуются с блокбастерами. К тому же он ещё и автор множества компьютерных игр.

ПОРОЙ складывается впечатление, что кинематограф для него тоже своего рода виртуальная игра. Чаще всего наводят на эту мысль упражнения в его любимом жанре «ненаучной фантастики». Но признание мировых киноакадемий давно создало ему репутацию подлинного художника экрана. Впрочем, то и дело вспыхивают споры на тему: конъюнктурщик Спилберг или нет? Уж очень быстро отзывается этот режиссёр на все запросы американской системы верховной власти.

Работа над его последней картиной «Шпионский мост» пришлась на время резкого охлаждения общественно-политических отношений между США и Россией. В унисон нынешним реалиям действие фильма происходит в конце 50-х — начале 60-х годов минувшего века, в самый разгар «холодной войны». Сюжет почерпнут из реальной истории: 10 февраля 1962 года на Глиникском мосту в разделённом Берлине состоялся обмен советского резидента Рудольфа Абеля, арестованного в Нью-Йорке, на американского лётчика-разведчика Фрэнсиса Пауэрса, сбитого над Свердловской областью.

К этому событию хроникально подводит фильм, преимущественно сосредоточившись на фигуре главного героя. Нет, не Абеля и не Пауэрса, а всего лишь адвоката Джеймса Донована, назначенного для защиты Абеля. В фильме это человек абсолютно далёкий от политики, адвокат по страховым делам, глубоко убеждённый в приоритете права и согласившийся с неприятным поручением только «в интересах закона».

Спилберг легко прошёл мимо биографии подлинного Донована, работавшего в годы Второй мировой войны в разведывательной службе США. Разведчик защищал разведчика — этим объясняется и стиль корректных отношений, и в самом деле быстро установившихся между адвокатом и подследственным. Как юрист, Донован действительно сделал всё, чтобы спасти Абеля от электрического стула, а затем обменять его на американского разведчика. Спилбергу не важно, что за Донованом стояло ЦРУ, определявшее каждый его шаг. Именно это ведомство, давно и упорно ведущее подрывную деятельность против СССР, широко раскинувшее свою шпионскую сеть, предусмотрело вероятность такого обмена. В фильме всё происходящее выглядит инициативой самого адвоката: только раз перед самым отъездом в Берлин он встречается с шефом ЦРУ Алленом Даллесом, а потом без всякой опеки, на свой страх и риск, пересекает границу Восточного сектора.

Спилберг вообще специализируется на создании образа «стопроцентного американца» («Тихий океан», «Линкольн», «Спасти рядового Райана»). Вот и адвокат Донован из этаких скромных и мужественных героев. Человек долга и чести, он не может не оценить своего подзащитного, также обнаружившего чувство чести и достоинства. Отметим, Абель достойно изображён в фильме Спилберга. Англичанин Марк Райленс, широко известный своим исполнением главных ролей в пьесах Шекспира, глубоко проник в сущность своего героя, показал его мыслящим и смелым, беззаветно преданным своей родине. Кажется, впервые в американском кино серьёзно и непредвзято трактуется образ советского человека. Естественно, спустя более полувека после изображаемых событий художник просто обязан выйти на новый уровень мышления, осознать былую жизнь с позиций нового опыта. И если это удалось, то лишь в отношении образа Рудольфа Абеля. Уж очень это мощная и яркая личность, оставившая несомненный след в мировой истории. Но, напоминаем, Абель появляется в фильме эпизодически (премия американской киноакадемии «Оскар» по итогам 2015 года присуждена Райленсу за роль второго плана).

Напрашивается мысль: положительный образ советского разведчика нужен только для игры в объективность. Отсюда и дуэт с адвокатом Донованом, который два прекрасных актёра Марк Райленс и Том Хэнкс смогли наполнить искренностью и теплотой.

В действительности Донован не питал всевозрастающей симпатии к советскому разведчику. Он делал свою работу: многократно пытался перевербовать его даже после суда, приговорившего 55-летнего Абеля к 30 годам тюремного заключения. Донован был единственным человеком, которому разрешили посещать Абеля в тюрьме — всё с той же целью перевербовки. Даже за два часа до обмена он не преминул сделать последнюю попытку — об этом сам же писал потом в своей книге «Незнакомцы на мосту». Профессиональный разведчик действовал в интересах своей страны. У Спилберга о таких настойчивых попытках нет и речи.

В остальном же фильм сделан по лекалам антисоветской пропаганды времён «холодной войны». Если о пяти годах, проведённых Абелем в тюрьме в камере с уголовниками, в фильме даже не упоминается, то заключению Пауэрса «на Лубянке» посвящены впечатляющие эпизоды. Узник подвергается грубому воздействию: его допрашивают по ночам, светят в лицо лампой, обливают водой. Эти режиссёрские домыслы решительно не соответствуют фактам.

Дневники самого Пауэрса, опубликованные в Америке в 1970-е годы, совершенно иначе характеризуют отношение к нему во время следствия. На него не оказывали никакого давления. У него была отдельная комната, обставленная мягкой мебелью. Кормили из генеральской столовой и даже возили на экскурсию по Москве. Ему разрешили переписку с близкими: вся его семья получила советские визы и присутствовала на публичном процессе в Колонном зале Дома союзов. Приговор в 10 лет для молодого Пауэрса был отнюдь не смертельным. Он отсидел во Владимирском централе год и пять месяцев, пока при посредничестве ГДР шли нелёгкие переговоры об обмене.

С особенной ненавистью и презрением, уже без всякой политкорректности, изображена в фильме демократическая Германия. На каждом шагу «посланец доброй воли» Донован встречается с насилием, злобой, идиотизмом. Восточный Берлин спустя 17 (!) лет после окончания войны лежит в развалинах, зато бешеными темпами идёт строительство Берлинской стены. Спецслужбы ГДР всячески тормозят обмен, ссылаясь на то, что Донован требует освободить ещё и молодого американца, случайно оказавшегося в руках берлинской народной полиции (на самом деле Абеля обменяли на троих: кроме Пауэрса, отпустили ещё двух американских студентов, обвинявшихся в шпионаже).

И вот, наконец, обмен на пограничном Глиникском мосту под дулами пулемётов, стерегущих каждый шаг с обеих сторон. Рудольф Абель уходит в серую мглу, в глухую неизвестность. «Если мне там пожмут руку — значит, всё хорошо», — доверительно говорит он своему адвокату, беседуя накануне обмена. Спилберг почему-то упустил из виду, что эта беседа могла состояться только через стальную решетку: до самого обмена Абеля держали в железной клетке, где помещалась лишь койка.

Нет, руки освобождённому Абелю никто не подаёт: его безо всяких церемоний запихивают на заднее сиденье лимузина. Какой контраст с тёплой встречей Пауэрса! Конечно, в соответствии с нынешней «творческой свободой» режиссёр волен по-своему трактовать даже общеизвестные исторические события. Но воскрешать в искусстве стереотипы «холодной войны» — значит поощрять политическую конфронтацию и накалять и без того грозовую международную атмосферу, вредить прежде всего своему собственному народу. Весь мир уже облетело воинственное заявление натовского генерала Филипа Бридлава, предложившего возобновить полёты над Россией самолёта-разведчика U-2, того самого, на котором летал Пауэрс.

«Шпионский мост», разумеется, не мог пройти мимо нашей страны. Тем более что художественного фильма о Рудольфе Абеле на родине так и не сняли. Широко известный «Мёртвый сезон» основан на эпизодах из жизни другого советского разведчика — Конона Молодого, Абель появляется в прологе только для того, чтобы произнести предисловие. Так что всю историю его ареста и обмена наш массовый зритель получит от Спилберга. Фильм дублирован на русский язык, выложен в Интернете и широко идёт в прокате. Тротил под мост исторической правды уже заложен — мало не покажется, когда рванёт.

Лариса ЯГУНКОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *