30 лет Чернобыльской катастрофы.

30 лет Чернобыльской катастрофы.

Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС с первых её дней сопровождалась острой, бескомпромиссной борьбой между сторонниками и противниками развития атомной энергетики. При этом, сама авария, легла увесистым благодатным грузом на весы последних. Чернобыльская беда стала “плодородной” почвой для целого поколения политиканов, требующих закрытия не только Чернобыльской АЭС, но и всех ядерных блоков Украины.

Времени в обрез, так как через 15 лет исчерпают срок эксплуатации даже те блоки, которым этот срок продлен.
Решение этих проблем требует беспрецедентной воли руководства государства и огромных затрат трудового ресурса, материальных и финансовых. Без последних финансовых успех немыслим. Сегодня совершенно понятно, что без бюджетных денег не обойтись, но просматривается и еще один источник, потенциал которого необходимо реализовать.
Приводим цифры за 9 месяцев 2015 года. Расчетная цена без ПДВ за 1 кВт / ч. составила:
— для тепловых ЭС = 86,65 грн.
— для гидроэлектростанций = 64,04 грн.
— а вот тариф для АЭС составил 38,46 грн.
За рубежом тариф АЭС ниже тарифа ТЭС, составляет всего 10 %, а у нас более 100%.
Это что? Великое достижение наших атомщиков?

Авария на 4-ом блоке Чернобыльской АЭС, 20 апреля 1986 года, расколола время на:

— До катастрофы и
— После катастрофы

В лексиконе эксплуатационного персонала станции и ликвидаторов последствий аварии это звучало еще категоричнее:

— До войны и
— После войны

До этой даты мир не знал ни одной техногенной аварии, принесшей такие тяжелые последствия.
В течении 30 лет множество комиссий и одиночек, как профессионалов, так и дилетантов, как независимых, так и за- ангажированных, выдвигали различные версии и причины аварии.

Появившаяся после Чернобыля концепция “Культуры безопасности в сфере использования ядерно и радиационно-опасных технологий” потребовала приверженности этой культуре всех без исключения занятых в этой сфере, от высшего руководства страны до персонала, непосредственно занятого на предприятиях. На каждом уровне этой занятости исполнитель должен обладать необходимыми знаниями и осознавать степень ответственности за принимаемые решения и действия при исполнении конкретных работ.

Исходя з этого, сегодня, на наш взгляд, можно так сформулировать основные причины аварии:

Первая: дилетантское, бездарное решение Политбюро ЦК КПСС, внедрить в цивильную электроэнергетику СССР АЭС с ядерным реактором канального типа, применяемого в технологии наработки ядерных материалов для военных целей, в том числе и изготовления ядерной бомбы.

Вторая: Недооценка институтами Научного Руководителя и Главного Конструктора степени опасности эксплуатации указанных реакторов в технологии выработки электроэнергии

Третья: Передача АЭС с указанными реакторами в ведение Министерства Энергетики СССР, руководство которого не было подготовлено управлять объектами с ядерно и радиационно-опасными технологиями.

Четвертая: Безответственность руководства и грубые нарушения персонала ЧАЭС технологической дисциплины.

О приверженности “Культуре безопасности” этих четырех уровней говорить не приходится.

Основной удар взрыв реактора 4-ого энергоблока ЧАЭС нанес по Украине. Потери были грандиозными:

— Оставшиеся блоки станции были остановлены;
— Аварийный реактор извергал облако радиационной пыли. Выброс активности из под поврежденного реактора на уровне миллионов Кюри продолжался до .05.05.
— Город атомщиков Припять был накрыт облаком этой пыли и прекратил свое существование. Жители были эвакуированы.
— Уровень загрязнения местности вокруг ЧАЭС был таков, что территория радиусом 30 км была потеряна, как для проживания, так и для обычной трудовой деятельности.
— Радиоактивному загрязнению подверглись целые области. Из части территории этих областей население было эвакуировано.

Возле 4-ого энергоблока, мощность дозы Гамма-излучения достигала 2000 ренген/час.
Ликвидация последствий аварии была возможна только при аварийных дозовых нагрузках, как индивидуальных, так и коллективных. В такой обстановке начался первый этап ликвидации последствий аварии. Сотни тысяч людей участвовали в работах, аналогов которых не знал мир.

Это было великое самопожертвование и героизм, пожарных, ученых, инженеров, строителей и монтажников, шахтеров и вертолетчиков, медиков и водителей, эксплуатационнков и руководителей отраслей и государства.

Многие из них погибли в первые дни и месяцы, не посчитавшись с собственной жизнью, многие ушли позже и уходят сегодня. Они доказали величайшие возможности человека в борьбе с жестокой неизвестностью и заслужили вечную благодарность человечества.

Первая победа пришла в ноябре 1986 года — было введено в эксплуатацию укрытие над аварийным блоком, получившее название “Саркофаг”.

Назвать имена или даже организации, принимавшие участие в борьбе с вышедшим из под контроля атомом, в формате этого доклада не возможно — на эту победу работала, без преувеличения, вся страна.

Огромная радиоактивность (более 20 млн Кюри), была надежно изолированна, ее влияние на окружающую среду снизилось до безопасных пределов, что дало возможность приступить к работам по вторичной дезактивации.

К сожалению, с точки зрения безопасности, объект “Укрытие” остался открытым источником Альфа — Бетта — Гамма и нейтронного излучения. Это временный барьер для ядерно-опасных делящихся материалов и высокоактивных отходов, с неуправляемой ситуацией внутри объекта. Аналогов этому объекту в мире не существует.

В связи с неуправляемой ситуацией, оценка опасностей объекта как ядерной так и радиационной, должна быть крайне консервативной и, исходя из этого, решения по преобразованию объекта “Укрытие” в экологически-безопасную систему должны быть ответственными, а их реализация обязательной.

Фактическое состояние деятельности можно оценить как преступную безответственность. Ярчайшим примером является реализация планов по созданиюНОВОГО БЕЗОПАСНОГО КОНТАЙМЕНТА (НБК) над аварийным блоком.

В 1993 году, Украина проводила международный конкурс (Киев — 93) на лучший проект преобразования объекта “Укрытие” в экологически-безопасную систему. Одним из условий этого конкурса, утвержденных Правительством Украины, было требование завершить строительства НБК в течении 5 лет, то есть не позднее 1998 года.

В 1997 году, под эгидой Большой семерки и Европейской Комиссии, был разработан и одобрен Парламентом Украины план SIP, в котором срок строительства НБК был уже установлен 2005 год. 8 декабря 2005 года, Президент Украины, Виктор Ющенко во время пребывания в Чернобыле заявил:

— “В 2010 году будет построено новое укрытие. В этом году объект должен быть введен в эксплуатацию. По итогам 3-х международных ассамблей, из необходимых 1 млрд. 91 млн. Долларов, страны — доноры согласились выделить 930 млн. долларов, и кассовое наполнение этого фонда составляет 720 млн долларов”

15 января 2009 года выходит Закон Украины “Об общегосударственной программе снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразовании объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему”.

В этой программе вообще отсутствует срок ввода в эксплуатацию НБК.

В место такого срока, в ней записана удивительно-безответственная фраза, а именно: — “В объемах финансирования и графиком выполнения работ “Оказания услуг”, которые предусмотрены контрактами международного плана осуществления мероприятий на объекте”.

16 января 2009 года, (то есть на другой день после принятия Закона) было подписано соглашение между Правительством Украины и ЕБРР относительно выделения 135 млн Долларов для СКОРЕЙШЕГО ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА на Чернобыльской АЭС.

Об этом заявила премьер Министр Украины на совместной пресс-конференции с президентом ЕБРР, ТОМАСОМ МИРОВЫМ. (Смотри ЛІГАБізнесінформ, информационное агентство www.Liga.net от 16.2.2009, 20:27). Однако, Т.МИРОВ, неожиданно заявил, что Новый безопасный Саркофаг, является уникальным явлением, и ничего подобного никогда не строилось. Президент ЕБРР так же считает, что пока говорить о каких то конкретных сроках строительства пока не возможно.

Дословно — “Мы хотели бы, что бы до 2012 года мы имели конкретные хорошие результаты на площадке, поскольку считаем что 2012 год является чрезвычайно важным для Украины”

Вот тебе и СКОРЕЙШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА САРКОФАГА.

Какое чрезвычайно-важное событие для Украины в 2012 году имел в виду президент ЕБРР, одному богу известно, но если это ЕВРО 2012, то увязывать выполнение одного из важнейших этапов ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы со спортивными соревнованиями, пусть даже такого уровня как ЕВРО 2012, не только аморально, но и преступно.

Независимо от нашего знания или незнания причин такого поведения президента ЕБРР, бесспорно одно — ЕБРР, как распорядитель средств ЧФУ (Чернобыльского Фонда Укрытия), не нацелен на скорейшее строительство НБК.

Напрашивается предположение о связи 2-ух моментов:
— заинтересованности ЕБРР в получении прибыли за счет “замороженных” средств ЧФУ;
— отсутствие конкретных сроков завершения строительства НБК в Общегосударственной Программе

Вечный принцип “Кто платит, тот и заказывает музыку” — демонстрирует свое могущество.

А в ситуации с “Саркофагом”, остро встал вопрос ограниченности срока его безопасной эксплуатации. Согласно заключению ГосСтроя СССР, утвержденному решением Правительственной Комиссии в 1987 за номером 207, срок безопасной эксплуатации “вновь возведенных металлических конструкций объекта “Укрытия” — составляет 30 лет”, то есть в 2016 году, этот срок истекает.

На блоке выполнены стабилизационные мероприятия по усилению указанных конструкций. Это была не простая работа, которую нужно было выполнять в тяжелейших радиационных условиях, и успешное ее завершение — это большое достижение руководителей и исполнителей.

После выполнения этим мероприятий появилось решения о продлении срока безопасной эксплуатации объекта “Укрытие”, но к удивлению, не согласованное ни с Главным Конструктором, ни с Проектантом. Урок не пошел в прок. Ведь одной из причин аварии на 4-ом блоке, назван тот факт, что программа злополучных электротехнических испытаний, приведших к катастрофе, не была согласована с Научным Руководителем и Главным Конструктором.

Если подвести краткий итог рассматриваемого вопроса о сроках окончания строительства НБК, то выглядит это так:

— “Киев 93” — 1989 год (Условия международного конкурса);
— План SIP — 2005 год;
— Решение Президента Украины — 2010 год.
— Общегосударственная Программа 2009 (в объемах финансирования и графиком финансирования работ, которые предусмотрены контрактами плана осуществления мероприятий на объекте “Укрытие”.) Кратко смысл этой формулировки можно озвучить так — “КАК ПОЛУЧИТСЯ”

Самое опасное и позорное в этом процессе — это абсолютный волюнтаризм. Установленные сроки один за другим срываются, но нет никакого анализа причин очередного срыва, нет ответственных и виновных, нет мер по недопущению такого безобразия в будущем. Просто берется и устанавливается новый срок!

Сегодня назван 2017 год.

Хотелось бы верить, но нет оснований для этой веры. И все же ответственные на наш взгляд есть:

— от Украины — Кабинет Министров, МЧС, ГСП ЧАЭС,
— от Запада — ЕБРР — распорядитель ЧФУ
— группа управления проектом, руководителем которой был представитель Запада.

В конце 2009 и начале 2010 года, наметились попытки запада переложить ответственность за провал планов и срыв сроков исключительно на Украину.

Так, 02/02/2010 в Канадской Газете “The Globe and Mail”, была опубликованная статья, под броским названием- “Чернобыльский проект губят коррупция и не профессионализм управления”. Вот выдержки из это й статьи:

Чернобыльский реактор почти через четверть века после своего взрыва, убившего сотни людей и потрясшего весь мир, все еще находится в разрушенном состоянии среди необитаемой пустыни в северной части Украины. Испускает поражающее количество радиации, и поглощает несметное количество денег. Хотя первоначально саркофаг этого реактора, спешно сооруженный после аварии, был недавно укреплен, он все еще остается ненадежной конструкцией, которая может рухнуть с выбросом в атмосферу облака радиоактивной пыли. Части активной зоны реактора все еще подвергаются воздействию атмосферного воздуха и дождевой воды.
Предполагалось, что проект начатый в 1997 году, под эгидой Большой Семерки, с целью закрыть разрушенный реактор в долговременный герметичный саркофаг будет осуществлен в течении 8 лет, и будет стоить 768 млн. Долларов, и станет символом возвращения Украины к демократическому управлению и открытой экономики и на вечно оставит катастрофу 1986 года в прошлом. Но, в ситуации разочарования, вызванного паутиной коррупции и недоверия, которая так часть опутывала отношения Украины и Запада, стоимость проекта за 13 лет разрослась до 2 млрд Долларов, а строительство саркофага так и не начато. Канадские официальные лица характеризуют все это как «бездонную бочку»,что стало порождением наихудших аспектов неудавшегося развития Украины и наглядным проявлением политического разложения некогда богатой страны.
В ближайшее воскресенье, 07.02.2010 года, 5 лет спустя после Оранжевой революции, породившей надежны на более демократическую и экономически процветающую Украину, украинцы пойдут к урнам в заключительном туре президентских выборов, которые уже устранили занимающего в настоящее время пост президента Украины Виктора Ющенко, обвиненного западом во множестве проблем вокруг проекта Чернобыльского НБК. Но у Банкиров и официальных представителей Канадского правительства, работавших в течении 1,5 десятков лет, что бы защитить мир от радиоактивных развалин Чернобыля, остается СТРАХ, что проект НБК, как показал предыдущий опыт, снова выйдет из под контроля
”.

Как в воду глядели.

Время показало, что СТРАХ, не был напрасным.

Но сама статься пахнет отвратно. Её дух, её смысл, это безнравственная попытка свалить всю вину, всю ответственность за срыв сроков осуществления по сути международного проекта исключительно на украинскую сторону.

Напрашивается вопрос, а где были:

— Ассамблея доноров, контролирующая распорядителя ЧФУ — ЕБРР;
— Большая семерка, под эгидой которой осуществлялась реализация проекта.
— ЕБРР, распорядитель ЧФУ, призванный не допускать не целевого использования средств, в том числе и коррупции;
— Группа управления проектом, руководителем которой постоянно был представитель Запада.

Нет, господа, делить горечь поражения справедливо поровну между Украиной и Западом.

Анализ причин грандиозного провала требует специального исследования, но авторы все же делают попытку осветить основную из них.
Она заключается в резком ослаблении внешней напряженности к проблеме вокруг ЧАЭС “Укрытие”, особенно после закрытия действующих блоков. Исчезло особое внимание общественного мнения как Украины, так и Мира к решению проблемы. В настоящее время, отношение к проблеме все более и более приобретает исключительно ритуальный характер. Складывается стойкое впечатление, что современное общество постепенно склоняется к мысли о рациональности передачи решения проблемы ЧАЭС — “Укрытие” на плечи будущих поколений. Об этом не двусмысленно свидетельствуют следующие факты:
— Большая Семерка практически перестала заниматься проблемой ЧАЭС “Укрытие”;
— ООН в 2007 году приняла резолюцию о завершении после 2016 года активной фазы своей деятельности по Чернобыльской проблеме;
— Сторонники развития атомной энергетики и ее противники все реже и реже, для достижения своих корпоративных целей возвращаются к проблематике ЧАЭС “Укрытие”;
— Ослабление эффективности в вертикали государственно управления процессами, главным образом в следствии ликвидации Правительственной комиссии по чернобыльской проблематике. В течении всего времени, пока проблема “лежала” на плечах руководства Советского Союза, общее руководство ее решением осуществлялось Правительственной комиссией, которая обладала всеми полномочиями для эффективного решения поставленных задач.

И такой подход был обусловлен вовсе не чрезмерной в то время централизацией государственного управления, а исключительной сложностью проблемы, требующей комплексного подхода к ее решению.

Уровень сложности на сегодня, на наш взгляд, значительно повысился, а единого центра управления, способного осуществить этот комплексный подход — НЕТ.

— Замещение “успокаивающей риторикой” реалистического освещения существующих опасностей, как на аварийном блоке, так и на ЧАЭС в и в 10 -ти километровой зоне в целом.
— Почти полная потеря интереса средств массовой информации в Украине к этой проблеме. Этот интерес проявляется в канун трагических дат, а содержание материалов, выходящих из по пера корреспондентов, носит сиюминутный поверхностный анализ.
— Резкое снижение профессионализма на всех уровнях руководства процессом решения проблемы, как со стороны Украины, так и Запада. Неэффективность деятельности Ассамблеи доноров ЧФУ, ни разу не потребовавшей от ЕБРР ответа за провалы в решении всех, без исключений, 22 задач плана SIP. Ассамблея не проводила анализа причины этих провалов, и как следствие, не принимала мер по недопущению таких срывов в дальнейшем.
— Безграмотность, некорректность, необязательность “Общегосударственной программы 2009”, которая по сути своей свелась к распределению бюджетных средств, планируемых к выделению Украиной в 2009-2012 году, между различными украинскими ведомствами, без указания в какой либо форме их ответственности за сроки и качество конечных результатов их деятельности.

Результат резкого снижения профессионализма привел к грубейшей ошибке, заключающейся в следующем:

— логика проектирования и строительства любого объекта требует формулирования конечной цели его строительства. В связи с этим, в первую очередь, разрабатывается технология достижения этой конечной цели, а затем под эту технологию проектируется и строиться объект. В нашем конкретном случае цель была сформулирована еще в 1993 году — извлечение из аварийного блока топливо-содержащих масс. Но никакой технологии нет, и сможет ли построенное укрытие обеспечить достижение этой цели — одному богу известно. Во всяком случае, среди профессионалов, оптимистических взглядов на эту проблему нет.

Во истину запрягли телегу впереди лошади, и в такой упряжке ехать в ней придется будущему поколению. Вряд ли оно будет нам благодарно.

Ликвидация последствий аварии на ЧАЄС с первых её дней сопровождалась острой, бескомпромиссной борьбой между сторонниками и противниками развития атомной энергетики. При этом, сама авария, легла увесистым благодатным грузом на весы последних. Чернобыльская беда стала “плодородной” почвой для целого поколения политиканов, требующих закрытия не только Чернобыльской АЭС, но и всех ядерных блоков Украины.

Им не трудно было поставить на свою сторону общественное мнение Украины — уж слишком тяжелы были последствия катастрофы.

Мировой ядерный бизнес в самом факте дальнейшего существования ЧАЭС, не без основания, опасался активизации “зеленых” и негативной реакции населения капиталистических стран к строительству АЭС, в связи с чем требовал закрытия ЧАЭС, как зловещего символа опасности использования ядерных технологий.

В этих тяжелейших для атомщиков условиях в мае 1986 года было принято решение пустить 1,2 и 3-ий блоки Чернобыльской АЭС.

Целесообразность такого решения до сих пор не однозначна. Академия наук Украины была категорически против такого решения.

Тем не менее, на решение поставленной задачи был брошен мощный научно-технический и промышленный потенциал Советского Союза.

Армия — в первую очередь военнослужащие срочной службы, а затем и резервисты приступили к так называемой вторичной дезактивации. Радиационные условия их работы были беспрецедентными.

Смена шла ежемесячно. От 30 до 50-ти тысяч работали в 30-ти километровой зоне, 10 тысяч из них непосредственно на промплощадке АЭС. Все они через месяц покидали зону, увозя с собой не менее нормативной годовой дозы облучения — 5 бер.

На станцию был возвращен эксплуатационный персонал. Не только Украина, но и Советский Союз и дальнее зарубежье всегда должны быть благодарны этой категории участников ликвидации последствий аварии. После аварии эксплуатационники со своими семьями были эвакуированы на действующие АЭС Украины, где получили жилье, равноценную прежней на ЧАЭС работу, социальные блага.

Но, когда их позвали назад, 98% из них вернулись на родную станцию, хорошо понимая, в какой обстановке придется работать. Это, достойный поклонения пример служения, верности профессиональному и гражданскому долгу. Без этого персонала результаты начального и последующего периодов ЛПА не мыслимы.

Одновременно с дезактивацией, выполнялись работы по восстановлению и пуску не аварийных блоков, с внедрением на них первоочередных мероприятий по повышению уровня безопасности. Быстрая разработка порядка сотни этих мероприятий подтверждает тот факт, что и Научный Руководитель и Главный Конструктор знали о существенных недостатках реактора РБМК-1000. Знали, но перекрестились лишь после того, когда грянул гром.

Беда наглядно продемонстрировала солидарность, интернационализм как атомщиков так и всего населения страны.

Параллельно с работами в 30-ти километровой зоне и на промплощадке ЧАЭС строился город Славутич взамен погубленного радиацией города энергетиков Припяти. Его, не виданными до того времени темпами, проектировали и строили 8 республик. К концу 1987 года все три блока были введены в эксплуатацию, а в четвертом квартале 1988 года началось заселение города Славутича.
Этому заселению предшествовали работы по созданию экологически чистой зоны “ЧАЭС-Славутич” с целью перекрыть все возможные каналы переноса радиоактивности из 30-ти километровой зоны в город.

Выполнялся комплекс уникальных мероприятий, вот основные из них:
— тщательная санобработка после работы персонала;
— дезактивация полотна железной дороги;
— дезактивация поездного состава;
— радиационный контроль персонала на выходе из блока;
— радиационный контроль во вновь построенном санпропускнике на выходе в город;

Во всех сан-пропускниках были созданы условия для повторной (при необходимости) санобработки и полного переодевания. Созданный экополис выполнил свое назначение — загрязнению города была поставлена эффективная преграда. Это дало возможность уйти от вахтового метода и перейти на стационарный график работы станции.

К сожалению, эти успехи не снизили накала борьбы между сторонниками и противниками атомной энергетики. Последние по прежнему настаивали на закрытии всех АЭС Украины, получали мощную поддержку Западного ядерного бизнеса в части закрытия самой Чернобыльской АЭС и имели влиятельное лобби в Верховном Совете и в Кабинете Министров.

Авария и пожар на турбогенераторе 2-ого блока, которые произошли 11-ого октября 1991 года, нанесли сокрушительный удар по равновесию между враждующими сторонами.

Отрицать тяжесть этой аварии безнравственно, и тем не менее, реакторное отделение устояло — активная зона реактора не пострадала, радиационный фон на блоках и на промплощадке не повышался.

Но эти аргументы не спасли ни ЧАЭС, ни атомную энергетику Украины в целом. Верховный Совет принял решение, суть которого свелась к следующему:
— немедленно закрыть 2-ой энергоблок;
— остановить и снять с эксплуатации все блоки ЧАЭС;
— наложить мораторий на строительство АЭС в Украине;

Естественно, никакой регламентированной, необходимой подготовки к снятию с эксплуатации ЧАЭС не проводилось. 1-ый блок был остановлен 30.11.1996 г, 2-ой — 11.10.1991 г.
15 Декабря 2000 года был остановлен последний третий энергоблок станции. Достаточно одного фактора, что бы оценить степень внимания органов государственного управления к ими же к порожденной сложнейшей проблеме.

Только через 9 лет — 15-ого января 2009 года Верховный Совет принимает Закон Украины “Об общегосударственной программе снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразовании объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему”.

О качестве этой программы было сказано. Повторим, что она была образцом некомпетентности, безграмотности, безответственности и неконкретности.

Ущерб от остановки ЧАЭС переоценить трудно:

— страна потеряла 20 млрд. Кв/ч. в год выработки самой дешевой электроэнергии, ЧАЭС стала потребителем электроэнергии на собственные нужды;
— потребовались средства на содержание г. Славутич из бюджета;
— потребовались средства на работы по выводу из эксплуатации трёх блоков. Подчеркнем, что в мировой практике не было примера вывода из эксплуатации на одной АЭС одновременно 3-ёх блоков;
— г. Славутич, город энергетиков, превратился в город безработных. Из них участников ликвидации аварии:
● I категории — 661 человек;
● II категории — 5233 человека;
● III категории — 2029 человека;
● и признанных потерпевшими в результате аварии — 5847 детей;
● потеряно порядка 10-ти тысяч рабочих мест.

Таким образом к катастрофе на 4-ом энергоблоке добавилась доморощенная беда — закрытие трёх энергоблоков и необходимость снятия их с эксплуатации.

Уместно напомнить, что эксплуатация подобных блоков на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС успешно продолжается до настоящего времени — и проектные сроки эксплуатации продлены на 15 лет.

Уместно напомнить, что на момент остановки Чернобыльские блоки по объемам и срокам внедрения мероприятий по повышению безопасности значительно опережали другие подобные блоки.

Уместно напомнить, что эксперты Запада согласовали срок продления эксплуатации блоков указанных выше АЭС.

Вариант стратегии снятия с эксплуатации ЧАЭС, отвечающий требованиям национальных норм и правилам международных стандартов предусматривали:

1) Прекращение эксплуатации. Конечным итогом этапа прекращения эксплуатации является извлечение ядерного топлива и перемещение его в хранилище отработанного ядерного топлива, предназначенного для долговременного хранения — ХОЯТ-2;
2) Окончательное закрытие и консервацию реакторных установок;
3) Выдержка реакторных установок (на срок, в течении которого произойдет естественное снижение уровня радиоактивного излучения до приемлемых уровней).
4) Демонтаж реакторных установок

На первом этапе (прекращение эксплуатации) осуществляются следующие мероприятия:
1. Поддержание в безопасном состоянии остановленных блоков № 1,2,3
2. Создание на площадке ЧАЭС инфраструктуры по обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами:
— хранилища отработанного ядерного топлива №2 (ХОЯТ-2);
— завода по переработке жидких радиоактивных отходов (ЗПЖРО)
— промышленного комплекса обращения с твердым радиоактивными отходами (ПКОТРО)

По этим трем объектам, определяющим успех первого этапа так-же и по тем=же причинам, что и с НБК, картина планируемых сроков выглядит так:

● ХОЯТ-2: 2003 г.-2005 г. — в соответствии с общегосударственной программой — 2009г., т.е. “как получится” — не получилось до сих пор;
● ЗПЖРО — 2002 г.-2005 г. — “Как получится”. Получилось только в 2016 г.;
● ПКОТРО — 2003 г. — 2005 г. — “как получится”. Получилось только в 2016 г.

Трудно придумать более высокую степень безответственности всех без исключения органов власти и управления за выполнения программы общегосударственного значения.

Такая безалаберность привела к увеличению степени опасности на промплощадке ЧАЭС. В связи с отсутствием до настоящего времени ХОЯТ-2, отработанное ядерное топливо (ОЯТ) разместили в существующем ХОЯТ-1 по так называемому уплотнённому варианту, тем самым увеличив механическую (весовую) нагрузку на строительные конструкции хранилища, а проектный срок эксплуатации при проектной нагрузке заканчивается в этом 2016 году.
Есть еще нерешенная задача, усугубляющая проблему, она состоит в том, что до настоящего времени нет проекта по размещению и хранению не герметичных отработанных тепловыделяющих сборок (ОТВС), а они, по самым скромным подсчетам составляют 5% от общего числа. Оценочная стоимость решения этой задачи составляет 60-80 млн. Евро.

Абсолютно бессмысленным, как показывает время, было решение о замораживании введения в действие новых мощностей атомных электростанций (мораторий):
— Экономика не получила почти 6 млн Квт установленной мощности;
— 3 блока — Запорожский 6-ой, Ровенский 4-ый, Хмельницкий 2-ой были в степени готовности 95%, 87% и 80% соответственно;
— По экспертным оценкам, запоздание с введением в действие электромощностей в 1 млн. кВт только на 1 год ведет к сокращению национального дохода на 2 млрд. рублей в ценах 1984г. (Курс $ к Рублю 71, 3 коп);
— Не остановил законодателей и тот факт, что уровень безопасности строящихся блоков был выше уровня находящихся в эксплуатации и полностью отвечал международным требованиям;
— Стоимость убытков от волюнтаристского моратория составила 48 млрд. рублей (цены 1984 г.)

Справедливо поблагодарить руководителей отрасли и атомных станций за то, что в исключительно трудной экономической ситуации они не поддались соблазну раскомплектовать на запасные части и оборудование недостроенные блоки и, тем самым, спасли их для будущих пусков.

В канун тридцатилетия Чернобыльской катастрофы нельзя умолчать о трагической судьбе ликвидаторов. Если бы не их труд на грани самопожертвования, зловещие последствия от аварии были бы на много грандиозней как по времени, так и по территории их воздействия на природу и человека.
Этот подвиг был по достоинству оценен государством и 28 февраля 1991 года за №796-XII Верховный Совет Украины принял Закон Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы”.

В разделе IV Закона “Общие компенсации и льготы” предусматривались адекватные компенсации и льготы для всех категорий участников ЛПА и пострадавших. Подчеркивалась ответственность государства за их реализацию.

В сборнике “20 лет Чернобыльской” катастрофы показано завидное упорство государства по выхолащиванию этого закона. Отменялись статья за статьей. С многими урезаниями и отменами можно было-бы согласиться, если бы оставшиеся статьи гарантом — государством выполнялись.
Этого рвения не наблюдалось никогда. Если что-то частично выполнялось, то только благодаря вынужденной борьбе ликвидаторов.

И шли инвалиды Чернобыля под стены Кабинета Министров Украины, под стены Верховного Совета, под стены администрации Президента Украины. Шли в суды и зачастую выигрывали их.

К тридцатилетию трагедии, даже граждане, отнесенные к первой категории лишились права и возможностей на:
— бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей, а в связи с сегодняшними заоблачными ценами на лекарства, лишились последней возможности их покупать;
— на бесплатное зубопротезирование;
— на первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
— на внеочередное ежегодное бесплатное предоставление санитарно-курортных путевок;
— на внеочередное обеспечение жилой площадью лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Перечислить все в формате этого доклада невозможно!

Результат такого отношения Государства к исполнению указанного Закона ужасающий. Национальный НЦРМ так представил эти результаты:
— С 1988 г. — 2010 г. количество здоровых особ среди ликвидаторов в Украине уменьшилось с 62,00% до 3,1%;
— Часть ликвидаторов с хроническими заболеваниями возросли с 12,8% до 83,1%;
— В целом, увеличение заболеваний за период 2010 г. — 2014 г.г. выросло на 2,62%;
— На Парламентских слушаниях 26 апреля 2006 года, Председатель Всеукраинского Общественного Объединения (Союз Чернобыль Украина) Юрий Борисович Андреев заявил: — “За прошедшие 20 лет, только по данным Министерства Здравоохранения Украины погибло и умерло 550 т. чернобыльцев. Это без учета МВД, Мин Обороны, которые имеют собственные медико-санитарные части.”

Государственные органы, вместо необходимой реальной работы, устраивали в канун годовщин трагедии Пи-Ар акции, такие как:

— Возложение венков и цветов к памятникам;
— Поездки Президента на Чернобыльскую АЭС;
— Ежегодные парламентские слушания.

Все это носило компанейский характер и принятые решения, как правило, забывались. Иногда и в стане властьимущих прорывались искорки совести и справедливости.
Так закрывая парламентские слушания 26 апреля 2006 года, Председательствующий Мартынюк Адам Иванович признал — “К величайшему сожалению, мы сегодня ощутили одну общую беду, общую тенденцию для нашей украинской жизни, для нашего украинского политикума, для нашей государственной власти: отсутствие четкого понимания ситуации, отсутствие четкого видения что и как нужно делать, в какой последовательности, отсутствие системы работы.
И я считаю, проведение мероприятий, посвященных 20-той годовщине со дня аварии на ЧАЭС, показало на примере осуществления этих мероприятий, что у нас нет главного — скоординированной, а затем, ответственной работы. Будем надеется, что это будет служить выводом и ориентиром для работы, для новоизбранной Верховной Рады Украины и для нового Правительства.”

Уважаемый Адам Иванович! Надежды Ваши, увы, не оправдались. Сегодня, через 10 лет, в канун 30-тилетия Чернобыльской катастрофы, к сказанному Вами ни прибавить и не убавить абсолютно нечего.

Чернобыльская катастрофа наложила серьезный отпечаток и на работу действующих атомных станций Украины с реакторами водо-водяного типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Выразилось это в 2-ух аспектах:
— эксплуатационный персонал станций и коллективы предприятий, обслуживающих АЭС, попали под пресс мощного общественного мнения, требующего закрытия атомных станций.
Естественно, это ударило по престижу профессии и породило не уверенность в завтрашнем дне, что в конечном итоге, породило отток кадров в Россию, естественно самых квалифицированных.
— для АЭС с водо-водяными реакторами были разработаны срочные и долговременные (перспективные) мероприятия по повышению уровня безопасности эксплуатации. Выполнение этих мероприятий стало серьезной дополнительной нагрузкой, как с точки зрения экономики, так и необходимости выполнения больших объемов работ.

Наряду с этим подошло время продления сроков эксплуатации блоков сверх-проектных. Без выполнения этой работы АЭС Украины были обречены на вымирание.

К чести руководителей ЭнергоАтома и АЭС, они прошли этот период блестяще:
— сегодня по уровню безопасности АЭС Украины стоят в одном ряду с лучшими станциями Запада. За это период не было ни одного инцидента, когда повышение радиационного фона выходило за пределы барьера безопасности.
— после отмены моратория законченны строительством и введены в эксплуатацию 6-ой Запорожский, 2-ой Хмельницкий и 4-ый Ровенский блоки;
— выполнен в полном объеме необходимый комплекс мероприятий и продлены сроки эксплуатации сверх-проектных 2-ух блоков ВВЭР-440 Ровенской и 2-ух блоков ВВЭР-1000 Украинской АЭС.
— украинские атомщики постоянно выполняли задания по выработке электроэнергии, и это несмотря на тяжелейшее финансовое положение. (об этом скажем ниже). Эта выработка в среднем составляла порядка 50% всей электроэнергии, вырабатываемой в Украине, а в последнее время это показатель достиг 62%.

Очень хочется, что бы борцы за закрытие атомных АЭС, ответили на вопрос, поставленный временем — “Что было бы с экономикой, да и со страной в целом, в случае их победы?”

К сожалению, будущее атомной энергетики Украины, при сегодняшнем отношении к ней государства, выглядит далеко не оптимистически. В течении почти четверти века независимости и самостоятельности руководство государства не сделали ничего, что-бы создать необходимую инфраструктуру для обеспечения долговременной и надежной эксплуатации атомных станций.

В атомной энергетике эта инфраструктура называется ядерно-топливным циклом. Одним из важнейших звеньев этого цикла является производство собственного ядерного топлива для наших реакторов. Программа создания таких производств позорно провалена. А мы имели все возможности уже сегодня иметь свой завод по производству ядерных тепловыделяющих сборок.

Историю попыток решить эту проблему можно назвать — “Как не надо делать”

Проведен международный конкурс по созданию этого завода. Создано совместное украинско-казахстанско-российское предприятие с целью реализации заданий конкурса. Важно напомнить, что решение о создании этого предприятия было подписано правительствами и ратифицировано Верховными законодательными органами.

Исключительно все мероприятия направленные на выполнение совместных обязательств были провалены по вине украинской стороны. А ведь у нас была и есть база, о которой можно только мечтать:

— Самые богатые в Европе запасы урана;
— Самые богатые в мире запасы циркония;
— Производство по добыче и переработке урановой руды и получению так называемого, природного урана — исходного продукта для получения обогащенного урана.
— Производство самого радиационно чистого циркония. А результат?
— Богатейший Ново-Константиновский урановый рудник так и не освоен;
— Производство циркония дышит на ладан;
— Строительство завода по производству ядерного топлива в поселке Смолино Кировоградской области остановлено;
— Топливо получаем из России.

В последнее время в обиходе появилось модное слово — “диверсификация”, а в месте с ним заявления “Обойдемся без России”, ТВС поставит фирма “Вестингаус”, США.

Уместно напомнить, что 2 независимых поставщика имелись в виду на заключительном этапе международного конкурса, но при этом обязательным было построить свой украинский завод.

Не будем утруждать читателей (слушателей) подробностями по созданию второго важнейшего звена ядерно-топливного цикла — системы по обращению с отработанным ядерным топливо (ОЯТ).
Подчеркнем, что строительство центрального хранилища ОЯТ в 30-ти километровой чернобыльской зоне еще не начато, а ОЯТ с украинских АЭС (за исключением Запорожской), отправляется в ту же Россию. По контракту мы платим большие деньги, но главное, по контракту Украина обязана принимать у себя высокорадиоактивные отходы от переработки нашего топлива. Переработка началась, российский концерн ТВЭЛ требует принять отходы, а у нас и конь не валялся.

Дальнейшая эксплуатация атомных электростанций — усложняется:
— необходимостью безусловного выполнения мероприятий по повышению уровня безопасности, что-бы обеспечить все возрастающее требование к этому показателю;
— необходимостью ежегодно, в течении 10 лет продлять срок эксплуатации сверх-проектного, как минимум одного блока. Только это может поддержать величину установленной мощности;
— необходимостью начать строительство замещающих мощностей. Срок строительства атомного блока от выбора площади до включения в сеть составляет 15 лет.

Времени в обрез, так как через 15 лет исчерпают срок эксплуатации даже те блоки, которым этот срок продлен.

Решение этих проблем требует беспрецедентной воли руководства государства и огромных затрат трудового ресурса, материальных и финансовых. Без последних финансовых успех немыслим. Сегодня совершенно понятно, что без бюджетных денег не обойтись, но просматривается и еще один источник, потенциал которого необходимо реализовать.

Приводим цифры за 9 месяцев 2015 года. Расчетная цена без ПДВ за 1 кВт / ч. составила:

— для тепловых ЭС = 86,65 грн.
— для гидроэлектростанций = 64,04 грн.
— а вот тариф для АЭС составил 38,46 грн.

За рубежом тариф АЭС ниже тарифа ТЭС, составляет всего 10 %, а у нас более 100%.

Это что? Великое достижение наших атомщиков?

Ничего подобного, это волюнтаризм комиссии по энергорегулированию. Ошибаются те, кто считает, что у нас есть рынок электроэнергии, и что он определяет конкурентность и цены. Ничего подобного у нас не было и нет. И потому, изнурительная борьба атомщиков за то, что-бы рассчитывать себестоимость по общепринятым мировым правилам, закончилась ничем, и в себестоимость электроэнергии АЭС не включены:

— Затраты будущих периодов, в том числе на обращение с отработанным ядерным топливом, на обращение с радиоактивными отходами, на вывод атомных блоков из эксплуатации, фонды на эти цели не образованы;
— Затраты на выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности;
— Затраты на продление сроков эксплуатации АЭС сверх-проектных.

К чему это приводит, красноречиво демонстрируют 2-е цифры, 2 показателя за 9 месяцев 2015 года.

Плановая себестоимость выработки электроэнергии АЭС составила 13388,65 млн. грн.,

а действительная 17661,32 млн.грн.

А за счет чего выживает НАЭК (ЭнергоАтом)? Да за счет кредитов!

Государство своей политикой на, так называемом, рынке, вгоняет производителя 62% самой дешевой электроэнергиии в банкротство.

Чем это можно объяснить?

— Или вредительством!
— Или абсолютной неспособностью видеть перспективу за решением сиюминутных трудностей!
— Или продуманной подготовкой к приватизации! Последняя, безусловно, набьет карманы существующим миллиардерам, породит новых олигархов и не на долго продлит агонию АЭС.

О ядерно-топливном цикле надо будет забыть навсегда
.
Подводя итоги, можно сказать, что 30-ти летний период в области атомной энергетики и радиационных технологий для Украины — время утраченных возможностей!

Так что же делать? Авторы доклада не имеют возможности предложить всеобъемлющие мероприятия, да и не ставили перед собой такую непосильную задачу, но глубоко убеждены, что такие мероприятия не увидят свет, и тем более — не будут реализованы.
Если руководители Украины не поймут, что мы стоим на грани коллапса не только атомной энергетики, но и экономики страны, что запасы времени бездарно и полностью исчерпаны.
Если срочно не будет принято решение о прекращении корпоратизации и, как следствие, приватизации АЭС.
Если не будет демонтирована порочная существующая система государственного управления предприятиями с ядерно и радиационно-опасными технологиями, которые разбросанны сегодня по министерствам и ведомствам, зачастую не имеющим никакого отношения к этим технологиям. В результате выстроена непробиваемая стена не профессионализма между руководителями предприятий, с их нуждами, и высшим эшелоном власти.

О какой приверженности этого высшего эшелона власти культуре безопасности эксплуатации ядерно и радиационно опасных технологий можно говорить, если он понятия не имеет об истинном положении дел в этой сфере.

Срочно требуется создание единого органа государственного управления министерства или комитета Украины по использованию ядерной энергии. Руководитель этого органа должен быть патриотом, профессионалом, имеющем опыт работы в этой сфере, и не имеющий никакого отношения к бизнес-кланам и партийным квотам.

Он должен быть наделен широкими полномочиями и правами, в том числе и правом руководить хозяйственной деятельностью предприятий. Он должен быть членом КМУ и его персональная ответственность перед страной должна быть адекватна его полномочиям и правам.
В состав предприятий этого органа управления должна безусловно войти и Чернобыльская АЭС и 30-ти километровая зона. Их деятельность сегодня не имеет никакого отношения к чрезвычайным ситуациям — там идут процессы снятия с эксплуатации атомных блоков, процессы создания систем обращения с обработавшим ядерным топливом и радиационных отходов, то есть создание звеньев ядерно-топливного цикла.

Если не будет проанализирована коммерческая деятельность атомной отрасли с целью полного очищения от всяческих паразитных посредников.
Если не будет создана постоянно действующая правительственная комиссия по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и в сферу ее деятельности не будет включена задача по контролю выполнения Законов Украины о компенсациях и льготах ликвидаторов последствий аварии и пострадавших от аварии.
Если при органе управления не будет создан общественный совет, наделенный правом работать со своей документацией, как производственно-технической так и коммерческой, как самого органа, так и подведомственных предприятий. В совет необходимо привлечь старые кадры, их осталось мало, но опыт их бесценен.
В заключение хочется подчеркнуть, что не смотря на кажущееся благополучие в атомной энергетике, решение ее проблем для будущего экономики страны значительно важнее и труднее, чем решение проблем ЧАЭС и зоны.
Учитывая свой горький опыт, хочется предупредить от соблазна, включить в хитросплетения политики проблемы атомной энергетики, а при принятии всяких решений международного плана, учитывать то, что АЭС Украины вырабатывают 62% всей электроэнергии и являются фундаментом генерации.

М. П. Уманец

Генеральный Директор ЧАЭС (01.02.1987 г. — 02.02.1992 г.)
Председатель Госкоматома Украины (1992 г. — 1996 г.)
Генеральный Директор совместного украинско-казахстанско-российского предприятия по производству ядерного топлива для АЭС Украины. (2001 г. — 2003 г.)  

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *