Александр Венедиктов. Школа в подворотне

Александр Венедиктов. Школа в подворотне

Над дверью, что рядом с нашим подъездом, ведущей на цокольный этаж дома, одно время висела вывеска какой-то строительной конторы. Потом она вместе с конторой куда-то пропала. И зачастили сюда подростки: набирают код домофона, и дверь открывается. Что там за ней, жильцы не знают.

Я У ЮНЦОВ полюбопытствовал. Оказывается, теперь здесь школа с домашним обучением. Посещения два раза в неделю. Дорогу в школу обыкновенную ребята, которые сюда ходят, давно забыли.

Как-то раз вышла из этого подпольного «храма знаний» учительница и рассказала мне, что здесь на площади примерно сто пятьдесят квадратов прячется целая, можно сказать, академия. Главная её задача — подготовить ребят к сдаче ЕГЭ. Хотя, по словам того же педагога, это по договорённости можно сделать и в любой школе. Как выяснилось, в соседнем доме ученикам тоже оказывают помощь в подготовке домашних заданий и сдачи ЕГЭ.

Очевидно, что-то не так пошло в нашем образовании, если стали плодиться такие заведения в подворотнях. О жизни в обычной школе можно судить по репортажу с родительского собрания, которое прошло в одном из учебных заведений Подмосковья. Сайт под названием «Мел» выставил его у себя. А дальше видео «поехало» и по соцсетям. Ужас охватывает от такого собрания, от такой школы.

«Уважаемые родители! Мы стоим на пороге серьёзного, даже страшного события: нашим детям в этом году предстоит сдача ОГЭ, — наводит страх учительница математики. — Скажу вам сразу, не представляю, как многие справятся с этим испытанием». Для справки: ОГЭ (основной государственный экзамен) ввели недавно, не иначе как для того, чтобы не было скучно девятиклассникам. На помощь математичке спешит учительница русского языка: «Будем откровенны, сегодняшнюю программу тянут не все. Уже в седьмом классе понятно, кому поступать в институт, а кому мести дворы и торговать помидорами».

Педагоги достают тетради, листают их, пересчитывают двойки. Их очень много. А вот и список тех, кто, по их мнению, не вытянет экзамен без репетиторов. Набралось фамилий двадцать. Ведущие собрание предлагают родителям воспользоваться помощью. Разумеется, за деньги. Кстати, в школе уже есть и организация, которая объединяет таких спасителей.

Школа в репортаже не названа, нет и фамилий учителей. Можно, конечно, сомневаться в его правдивости, но множество комментариев под этим материалом говорит за то, что всё это недалеко от правды. Вот только два из них.

«Многие и после вузов торгуют помидорами. Сейчас школа выполняет только одну функцию: ребёнок адаптируется к недружелюбному внешнему миру. Современная система образования направлена не на практическое применение знаний в жизни, а только на успешную сдачу ЕГЭ».

«Детей учат ненавидеть школу. Они, по утверждениям педагогов, приходят в первый класс недоразвитые, от учителей, мол, ничего не зависит».

Школа в современной России превратилась в какое-то зло. Да и как её любить, если многим здесь говорят, что ты — нищий и перспективы в жизни у тебя нет? В некоторых школах Саратова, Елабуги, Татарстана и Бурятии во время обеда детей из семей малоимущих, которые не сумели доплатить за полноценный обед, отсадили за отдельные столы. У этих «недостойных» суп, по сравнению с другими, оказался жидкий и без мяса. Разве это не издевательство над детскими душами, не раскол общества в самом его зачатке?

Чехарда с учебниками и прочие реформы российской школы в последние годы привели к заметному даже для обывателя снижению уровня образования. В итоге нынешние выпускники, несмотря на то, что они на целый год больше, чем прежде, учатся, покидают школу со знаниями советского шестиклассника. В этих зданиях с охраной у входа детей отучают думать. Они ищут готовые решения, учатся по шаблонам, по образцам. Подобным образом детсадовские детишки собирают из пазлов свои машинки. Не подошла одна деталь, ищут другую.

По словам первокурсников одного из институтов, последние три года они в школе не читали книг, не писали диктантов и сочинений. Лишь тренировались вставлять в текстах пропущенные буквы и ставили галочки. У подрастающего поколения появилась функциональная неграмотность — неумение понять прочитанный текст средней сложности. Отдельные слова выпускники школ понимают, а смысл предложения в целом сразу уловить не могут.

Что можно требовать от этих ребят, если один из главных реформаторов нашего образования, бывший министр А. Фурсенко, прямо заявил: «Главный порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитать человека-творца, задачей же школы РФ является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими».

И мы ещё удивляемся, что у нас в стране мало инноваций, изобретений! Откуда им взяться, если вверху окопались стратеги, которые пытаются превратить народ в рабочий скот, чтобы он меньше думал и больше работал? Кто формирует сознание молодёжи и воспитывает детей, тот контролирует и будущее страны. Чем ниже образованность народа, тем легче им манипулировать. Власть хочет перевести сознание людей с понятия «я знаю» в понятие «я верю». Появилась целая армия политологов, которые думают за нас. Кто кормит этих прорицателей? Наверное, им для одурманивания населения выделяют пайки из государственного бюджета.

С каждым праздником мою жену поздравляет Михаил Иванович Плюгин. Это её учитель на всю жизнь. Несмотря на свой преклонный возраст, он помнит большинство своих учеников. И они его тоже не забывают. Многие годы одноклассники, у которых уже есть внуки, собираются вместе, и Плюгин на этом мероприятии самый главный! Своими учениками Михаил Иванович может гордиться — это конструкторы, инженеры, те, кто создавал советскую промышленность.

Теперь же воспитание из школ фактически ушло. Раньше детей растили в духе товарищеской поддержки, социальной активности, то есть в духе советского общества. Тогда и представить не могли, что можно запечатлеть на видео избиение одноклассника и широко это тиражировать.

Ещё недавно учителя казались недосягаемыми личностями, строгими, мудрыми. У них был главный талант — отдавать всего себя детям. Сейчас и представить себе невозможно, чтобы педагог, как раньше, не требуя за это плату, оставил бы после занятий ученика и проводил с ним дополнительные уроки. Сейчас учителей заставляют тратить это время на написание ненужных отчётов. Их труд оценивается не по конкретной работе с детьми, а по таким вот бумажкам.

Школу превратили в бюрократическую машину. Столкнули педагога с божественного пьедестала, и он стал обыкновенным продавцом уценённого товара. А власть этот товар всё время старается удешевить, чтобы уменьшить расходы на образование, на зарплату учителей. Потому школе из казны средства достаются в последнюю очередь.

Судите сами. В марте в школы Ольгинского района Приморского края на зарплату учителям перечислили деньги, но из-за долгов за коммуналку эти счета арестовали. А вот что получилось, когда расходы забайкальского краевого бюджета превысили доходы. В первую очередь заставили голодать учителей и их семьи, оставив без зарплаты. И педагогам нескольких школ региона пришлось приостановить работу.

Тогда же, в марте, в Свердловской области дефицит бюджета оказался 5 миллиардов рублей. И тут же «поставили на счётчик» педагогов, сократив им зарплату во всех областных муниципалитетах на 15—30 процентов.

В посёлке Октябрьский Волгоградской области учителя двух школ долго не могли получить заработанные деньги. Они были потрачены на газификацию. Петицию с требованием выдать учителям зарплату подписали 90 тысяч человек. И власть сдалась — зарплату педагоги посёлка Октябрьский получили.

Неудивительно, что при таком раскладе падает уровень образования. Вот в городских семьях, у которых сложился некоторый достаток, и задумались: зачем детям отсиживать целые дни за партами, а в выходные идти доучиваться к репетиторам? Родители стали определять своих отпрысков в школы в подворотнях, наподобие той, что рядом с нашим подъездом. Главное теперь не образование, а ЕГЭ, сдачу которого там и стараются обеспечить.

В глубинке таких подворотен нет, ведь народ там на порядок беднее. Во многих сёлах школы вообще ликвидировали, и теперь дети лесными тропами, как партизаны, пробираются к «храму знаний», который, как правило, один на несколько раскиданных по округе деревень. Например, первоклашкам Лилии и Азалии и четверокласснику Тимуру, живущим в селении Городище Зеленодольского района Татарстана, до школы шагать около полутора часов. Дорога — через поле. Навстречу запросто могут выскочить лиса или кабан. «Даже мы, взрослые, стараемся там не ходить, — рассказывает мама восьмилетней Лилии Наталья Сюськина. — Недалеко село Нурлаты, куда ходит школьный автобус. Что стоит ему сделать небольшой крюк? Однако чиновники предлагают нам отдать детей в детдом, где они будут учиться, а на выходные можно забирать их домой».

На содержание небольшой сельской школы уходит примерно 5 миллионов рублей в год. Чтобы купить автобус, построить дорогу (без этого ГИБДД не разрешит открыть школьный маршрут), нанять водителя, закупить бензин, нужно намного больше. А если ещё учесть, что после закрытия школы на селе все семьи с детьми оттуда уезжают и работать остаётся некому, то ущерб от этого ещё выше. Как показала прошлогодняя проверка Счётной палаты России, оптимизация в сфере образования в сёлах Вологодской области дала отрицательный эффект: расходы не уменьшились, а увеличились. Также обстоит дело и в других сферах. Получается, опять наши стратеги просчитались.

Учителя делают попытку защищать себя, а значит, и образование в целом. В городе Дзержинске Нижегородской области в школе № 23 была создана ячейка свободного профсоюза «Учитель», которая затем переросла в общегородскую профорганизацию. Её лидером стал учитель истории Андрей Рудой. Он — инициатор борьбы местных педагогов за возвращение стимулирующих выплат. Раньше А. Рудой зарабатывал 25 тысяч рублей в месяц, а ныне всего 18 тысяч. Стимулирующие надбавки прекратили выплачивать без всяких объяснений. Педагоги написали письмо в городское управление образования, потребовав их вернуть. Доплаты восстановили, но только в одной школе № 23. В отместку её директор написал на профсоюзного лидера заявление в полицию. Поводом стала листовка, которая призывала учителей вступать в новый профсоюз. Администрация школы посчитала это признаком экстремизма. Полицейские в словах «вступайте в профсоюз» долго искали его следы. Не нашли и отдали листовку обратно директору. На этом тот не успокоился. Андрею и ещё одному члену профсоюзного комитета были вынесены выговоры за то, что они якобы плохо занимаются тематическим планированием.

Сокращение средств на образование сейчас идёт во всех регионах страны. В основном за счёт тех самых стимулирующих. Нормативно эти надбавки должны быть не меньше 30 процентов от фонда заработной платы, а сейчас их урезают до 10—15 процентов, а то и вовсе отменяют.

В Бийском государственном колледже, что в Алтайском крае, педагоги тоже борются за возврат стимулирующих выплат. При высокой нагрузке средняя зарплата преподавателей здесь всего 10—15 тысяч рублей. Но и их оставили без 30 процентов стимулирующих. В результате в колледже тоже появилась организация нового профсоюза «Учитель», которая начала борьбу за полную выплату стимулирующих. Администрация сделала ответный ход: ввела положение, которое даёт ей право наложить дисциплинарное взыскание даже за простое замечание, после чего лишить работника стимулирующих выплат сроком до одного года. Повод для этого найти не сложно. Например, члену профкома профсоюза «Учитель» Наталье Самохиной за опоздание на урок было сделано замечание. Она не пришла вовремя по состоянию здоровья, чему есть подтверждающие документы. Однако преподаватель была на целый год лишена стимулирующих. Это почти треть зарплаты! Вот ещё вопиющий случай. Профсоюзный активист колледжа Елена Некипелова за незначительное замечание осталась без стимулирующих на 8 месяцев.

Наше правительство состоит сплошь из «реформаторов», каждый день рождающих идеи новых законов, циркуляров и положений. Теперь они, вместо увеличения работникам образования зарплаты, предлагают разбить педагогические ряды по должностям: помощник учителя, учитель, старший учитель, учитель-наставник… Это якобы позволит обеспечить педагогам не только профессиональный, но и карьерный рост. Таким способом пытаются отвлечь педагогическую общественность от борьбы за свою зарплату. Ведь весь пыл они впредь будут тратить на борьбу за должности. Пляши перед директором, и он вместо просто учителя присвоит тебе звание — старший учитель. Плохо ли?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *