Осенью 1914 года молодой, но уже опытный авиаконструктор, 25-летний Игорь Иванович Сикорский, создатель знаменитого бомбардировщика «Илья Муромец», работал над новой воздушной машиной. Работы шли в Петербурге в мастерских Воздухоплавательного отделения Акционерного общества «Русско-Балтийского вагонного завода». Именно этот завод стал первым в России производителем отечественных легковых автомобилей, гидросамолётов и тяжелых бомбардировщиков. Игорь Сикорский с 1912 года являлся главным конструктором Воздухоплавательного (Авиационного) отдела завода.
Из учебного в истребители.
Новый аппарат Сикорского, получивший наименование С-16 («С» — от фамилии конструктора), изначально задумывался как учебная машина для пилотов «Ильи Муромца». Именно поэтому, вместо привычной для малых самолётов рукояти управления, на будущем С-16 установили управление, типичное для тяжелых аэропланов — литой алюминиевый штурвал и латунные ножные педали.
Совместно с Сикорским над новым самолётом работали его ближайшие соратники и помощники — лейтенант Императорского Российского Военно-Морского Флота Георгий Лавров и старый соратник Сикорского еще по Киевскому обществу воздухоплавания Анатолий Серебренников. По мере углубления мировой войны, самолёт, изначально задумывавшийся как учебный, решено было делать в качестве истребителя, чтобы прикрывать от вражеской авиации эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» как в воздухе, так и во время базирования на аэродромах.
Так самолёт С-16 стал первым в нашей истории истребителем отечественной конструкции. Проект был готов уже в октябре 1914 года, с ноября началась постройка трёх опытных экземпляров. Первый из них, под заводским номером 154, был готов 22 января следующего 1915 года.
Самолёт представлял собой характерный для того времени одномоторный биплан классической схемы с расположенным впереди двигателем и открытой двухместной кабиной. Помимо штурвала и педалей, слева и справа от пилота размещалось управление мотором — кран для бензина, рукоятка газа, указатель числа оборотов двигателя и ручной насос для перекачивания бензина из нижнего запасного бака в основной.
Самолёт создавался двухместным, чтобы его можно было использовать в качестве разведчика. Наблюдатель располагался сзади пилота, его сиденье крепилось прямо над нижним бензобаком.
В качестве вооружения экипаж С-16 использовал два пулемёта. Стационарный крепился на левом борту фюзеляжа. Изначально для этих целей предполагалось использовать облегчённый вариант станкового пулемёта «Максим» российского производства. Но пулемётов остро не хватало сухопутной армии, и для вооружения С-16 использовали импортные пулемёты — сначала британский «Виккерс» (английский вариант станкового «Максима»), а затем американский «Кольт». Барабан с патронной лентой размещался у летчика в ногах.
Первый отечественный истребитель с «синхронизатором».
Поскольку стрельба велась в плоскости вращения винта, то для самолёта требовался специальный прибор — «синхронизатор», который связывает пулемёт с мотором самолёта для регулирования выстрелов, чтобы пули не попадали в лопасть воздушного винта. Именно С-16 стал первым отечественным самолётом и одним из первых в мире, который был оснащён пулемётным «синхронизатором».
Ранее у истребителей на задней поверхности воздушных винтов приходилось устанавливать специальные «отсекатели» из стали или брони, чтобы защитить винт от пуль собственного пулемёта. Такая конструкция снижала полезную мощность винта и отправляла мимо цели при стрельбе почти треть пулемётных пуль.
Созданный русским лейтенантом Г.И.Лавровым в 1915 году «синхронизатор» позволял избежать этих проблем. Спусковой механизм пулемета посредством системы рычажков и дисков был связан с валом масляной помпы мотора. Помпа приводилась в действие при помощи шестерен от вращающегося двигателя — таким способом обороты мотора и, соответственно, воздушного винта синхронизировались с пулемётом, который мог стрелять, только когда лопасть винта не перекрывала его ствол. Для того времени «синхронизатор» пулемётной стрельбы стал революционным изобретением, позволив серьёзно увеличить скорость и огневую мощь истребителя.
В конструкции самолёта С-16 предусматривалась возможность ведения огня из стационарного пулемёта, закреплённого на фюзеляже, как пилотом, так и располагавшимся за ним наблюдателем. При этом наблюдатель вооружался еще одним, на этот раз ручным пулемётом. Для этих целей использовали либо датский пулемёт «Мадсен», либо английский «Льюис». С 1917 года предполагалось использовать для вооружения наблюдателя С-16 новый русский автомат конструкции Владимира Фёдорова.
Хотя первый образец истребителя С-16 был готов в самом начале 1915 года, его серийное производство задержалось в связи с нехваткой моторов. Первоначально предполагалось оснащать самолёт двигателями отечественного производства системы «Калеп» (конструктор латыш Фёдор Калеп), выпускавшимися на Рижском заводе «Мотор».
Но в связи с наступлением немцев завод был эвакуирован в Москву — в то время это было единственное в России производство авиамоторов — и до конца войны наша страна испытывала их острый дефицит. Лишь в 1917 году эвакуированный завод сумел наладить выпуск пяти моторов в сутки, что несколько сократило их нехватку, но полностью дефицит не ликвидировало. Кстати, это производство существует и успешно работает и в наше время: ныне это «Научно-производственный центр газотурбостроения „Салют“», одно из крупнейших предприятий Российской Федерации по производству авиационных двигателей.
Но вернёмся на век назад, в 1915 год. Истребители С-16 пришлось выпускать с импортными более тяжелыми и менее мощными моторами французского производства «Gnome-Rhone». Тем не менее даже с этими моторами новый самолёт Сикорского был легок в управлении и обладал для своего времени отличными лётными характеристиками —– при полёте в облегчённом варианте с одним лётчиком от достигал скорости 144 км/ч. А при полной нагрузке в 225 кг скорость достигала 125,5 км/ч. На высоту в 1 километр С-16 поднимался всего за 4 минуты.
Боевое применение С-16.
Нехватка моторов серьёзно задержала производство нового самолёта. Первый контракт на 18 экземпляров С-16 и столько же комплектов запчастей был оформлен лишь 24 октября 1915 года. В комплект запасных частей входили, по сути дела, все основные детали самолета, поэтому за каждый истребитель С-16 царская казна платила 9500 руб., а за каждый комплект запчастей по 4500 руб. Кстати, «синхронизатор» для пулемёта стоил весьма немалую сумму — ровно 1000 рублей.
При производстве пришлось столкнуться не только с дефицитом моторов, но и со срывом поставок комплектующих изделий (стальных и латунных труб, листовой стали, колес, болтов и т.п.), многие из которых доставлялись из-за границы, в основном из Швеции. В связи с этим Сикорскому и его помощникам пришлось срочно переконструировать часть деталей и даже налаживать выпуск собственных стальных труб. Из-за вносимых изменений вес серийных самолетов С-16 получился разным, от 416 до 423 кг.
В войсках эти самолёты прозвали «Сикорский-маленький» (в отличие от его больших четырёхмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец»). Если первоначально С-16 планировали использовать как учебные машины, а также в качестве «разведчиков при намечаемых налетах на определенные пункты», то к концу 1915 года приказ предписывал применять их в качестве «истребителей на боевых базах для защиты воздушных кораблей против налетов неприятельского воздушного флота».
В марте 1916 года первые шесть С-16 прибыли на фронт. Боевой дебют этого самолёта состоялся на территории Галиции в 7-м авиаотряде — первом специальном отряде истребителей, созданном в начале апреля 1916 года. 15 апреля того года в четыре часа пополудни, подпоручик Иван Александрович Орлов весте со своим «лётнабом» (летчиком-наблюдателем) корнетом Липским на С-16 №204 впервые поднялись в районе городка Яблонов (ныне посёлок в Ивано-Франковской области Укрианы) на перехват неприятельских аэропланов. Самолёт успешно отогнал вражеские машины от своего аэродрома.
Уже 27 апреля 1916 года истребитель С-16 одержал свою первую победу. В этот день экипаж, пилотируемый корнетом Юрием Владимировичем Гильшером, сбил из пулемёта австрийский самолёт-разведчик «Авиатик».
Успешные вылеты на С-16 продолжил и Иван Орлов. 28 апреля 1916 года он сбил свой первый вражеский самолёт, убив при этом наблюдателя и ранив лётчика. Ровно через месяц, 26 мая 1916 года, он одержал вторую воздушную победу, сбив двухместный германский истребитель «Альбатрос».
Судьба первого истребителя после революции
В феврале 1917 года Сикорский закончил сборку второй партии из 15 самолетов С-16, но из-за задержек с поставками двигателей на фронт Первой мировой войны они так и не попали. В 1918 году, когда сам Сикорский навсегда эмигрировал из России, шесть остававшихся на германском фронте его истребителей С-16 достались вступившим на Украину австро-германским войскам.
В апреле того года немцы передали эти трофеи войскам гетмана Скоропадского. В 1919 году они достались наступавшей Красной армии, но часть лётчиков вскоре перелетела к генералу Деникину. Из-за износа моторов в дальнейшем у белых летал только один С-16, попавший в 1-й Кубанский казачий авиационный отряд. В 1920 году этот самолёт был перебазирован в Крым, а после ухода оттуда войск генерала Врангеля опять попал к красным и некоторое время использовался в авиашколе Севастополя.
Вторая партия С-16, собранная в Петрограде и так и не попавшая на германский фронт из-за нехватки моторов, досталась советскому правительству. Два из этих самолётов в 1919 году поступили в Московскую школу авиации и еще пять в Дивизион воздушных кораблей в городе Сарапуле. Этот дивизион, состоявший в основном из бомбардировщиков «Илья Муромец», воевал на врангелевском фронте и против поляков Пилсудского.
В Московской школе авиации самолёты С-16 использовались до 1923 года. Именно на них тогда летали будущие учителя Чкалова и других знаменитых советских летчиков 30-40 годов минувшего века.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.