(к 106-й годовщине со дня рождения)
31 января 2016 года исполняется 106 лет со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой, легендарной русской летчицы, первой женщины удостоенной звания Героя Советского Союза.
Она родилась в городе Харькове в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова и его жены Надежды Андреевны.
Ее летный стаж начался с двухлетнего возраста, когда отец брал дочку в полет на сконструированно
Степан Васильевич Гризодубов в период с 1907 по 1913 год создал четыре аэроплана. Оригинальностью своих конструкций он опередил именитых западных конструкторов Райтов и Фармана.
Сконструированны
В 1915-1916 годах Гризодубов С.В. служил в армии, где после окончания Петроградской школы авиации получил диплом пилота-авиатора.
В 1919-1920 годах руководил мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолеты для Красной Армии. С 1924 года возглавлял секцию планерного спорта ОСОАВИАХИМа Украины и Крыма, являлся одним из организаторов планеризма в СССР.
С детства будучи окруженной атмосферой творчества в семье одного из первых в стране авиаконструкторо
В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.
После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Одновременно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена консерваторию.
Однако мечта о небе не оставляла ее, хотя в то время попасть женщине в летную школу было очень сложно.
Несмотря на это, Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе и, благодаря его содействию, в 1928 году, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Находила юная Валентина время и для занятий боксом.
Окончив аэроклуб и оставив занятия в институте, она поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, после чего в 1929 году была зачислена в школу летчиков-инструк
В 1934-1935 годах Гризодубова В.С. была летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. За это время она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Эта работа была ей по душе – она очень любила путешествовать, много читала книг на эту тему. Когда Валентина училась в школе летчиков, а отец жил в Харькове, они вели переписку “путешествуя” в письмах по всему земному шару.
Так, отец присылал отчет о своих “поездках” по Америке, а дочь в ответном письме рассказывала о впечатлениях “путешествия” по Австралии. Так она вместе с отцом “объехала” много стран, пересекла оба полюса и экватор. Эти “путешествия” помогли ей затем в настоящих путешествиях по стране.
С самого начала работы в авиации она стала готовиться к дальним перелетам, к завоеванию мировых рекордов. И в 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых рекордов высоты, скорости и дальности полета. Вскоре, пролетев со штурманом Мариной Расковой на спортивном самолете по маршруту Москва-Актюбинск за 7 часов 23 минуты, летчицы прошли по прямой 1444 километра, почти в два раза превысив международный женский рекорд.
Вскоре, 24-25 сентября 1938 года, в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 бис “Родина” конструкции П. Сухого, со вторым пилотом П.Д. Осипенко и штурманом М.М. Расковой летчица совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За 26 часов 29 минут было покрыто расстояние в 6450 км.
Полет проходил в сложных метеоусловиях. Отважные летчицы столкнулись с рядом трудностей: из-за неисправности отказали радионавигационн
Мировой рекорд дальности полета, совершенный женским экипажем на этом типе самолетов, не побит до сих пор. Первым среди женщин им было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В 1939-1941 годах избранная Депутатом Верховного Совета СССР I-го созыва В.С. Гризодубова возглавляла Управление международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.
Используя свой авторитет и известность, Валентина Степановна неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным летчиком М.М. Громовым она вступилась за С.П. Королева, будущего создателя первых советских космических кораблей.
В 1941 году героическая летчица стала членом ВКП (б). Возглавила Антифашистский комитет советских женщин. В 1942 году работала в комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистск
В первый же день войны В.С. Гризодубова подала рапорт об откомандировании ее на фронт, но ей отказали. В марте 1942 года она была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Летчики полка бомбили противника в районе Курска, Орла, Льгова, Бобруйска, Полоцка, Борисова, Лиды, сбрасывали десанты в тыл врага, разрушали мосты, станции, склады.
В конце 1942 года полк был передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Самолеты доставляли партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, оружие, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, женщин и детей.
Полковник В.С. Гризодубова лично совершила на самолете Ли-2 более 200 боевых вылетов, в том числе 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
Героических эпизодов в боевой биографии Валентины Степановны Гризодубовой было немало.
Так, в одну из боевых ночей один из самолетов соседнего полка прилетел на аэродром с задания с зависшей под фюзеляжем 250-килограмовой фугасной бомбой, ударился о землю и загорелся. Двери Ли-2 заклинило и экипаж горящего самолета не мог покинуть машину.
Взрыв бомбы мог последовать в любую секунду, да и бензина в баках машины оставалось около тонны. И тут Гризодубова В.С. вместе со своим заместителем-под
Пострадавший экипаж, почти все члены которого были ранены в воздушном бою, удалось спасти.
С 1946 года Гвардии полковник В.С. Гризодубова – в запасе. Работала заместителем начальника Научно-исследова
В 1963 году по ее инициативе был создан уникальный Научно-исследова
В январе 1986 года за большие заслуги в развитии авиации Валентина Степановна Гризодубова удостоена звания Героя Социалистическог
К сожалению НПО “Взлет” постигла судьба многих известных московских предприятий и организаций. В “демократическое
Властями принято решение о его сносе и возведении на этой территории элитного жилого комплекса. Под угрозой находится Музей трудовой славы НПО “Взлет”, в котором бережно сохраняется память об уникальном предприятии и его замечательных людях.
Умерла Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Память о легендарной летчице, выдающейся женщине нашего времени, чье имя стало символом героизма и отваги для нескольких поколений советских людей, увековечена в названия улиц 30-ти городов СССР. В Москве на Кутузовском проспекте у дома 34 стоит бронзовый памятник героине. В столице на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
В московских школах №918 и №185 действуют музеи В.С. Гризодубовой. Имя В.С. Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспорт
В Харькове существует музей семьи Гризодубовых. На севере Хабаровского края, недалеко от реки Амгунь установлен обелиск в честь экипажа самолета “Родина”, совершившего беспримерный перелет по маршруту Москва-Дальний Восток.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.