Доклад Владимира Святошенко ко дню рождения Валентины Степановны Гризодубовой

Доклад Владимира Святошенко ко дню рождения Валентины Степановны Гризодубовой

(к 106-й годовщине со дня рождения)

31 января 2016 года исполняется 106 лет со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой, легендарной русской летчицы, первой женщины удостоенной звания Героя Советского Союза.

Она родилась в городе Харькове в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова и его жены Надежды Андреевны.

Ее летный стаж начался с двухлетнего возраста, когда отец брал дочку в полет на сконструированном им аэроплане.

Степан Васильевич Гризодубов в период с 1907 по 1913 год создал четыре аэроплана. Оригинальностью своих конструкций он опередил именитых западных конструкторов Райтов и Фармана.

Сконструированный им двигатель не уступал заграничным.

В 1915-1916 годах Гризодубов С.В. служил в армии, где после окончания Петроградской школы авиации получил диплом пилота-авиатора.

В 1919-1920 годах руководил мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолеты для Красной Армии. С 1924 года возглавлял секцию планерного спорта ОСОАВИАХИМа Украины и Крыма, являлся одним из организаторов планеризма в СССР.

С детства будучи окруженной атмосферой творчества в семье одного из первых в стране авиаконструкторов и авиаторов, увлеченной романтикой зарождавшейся авиационной эпохи, Валентина Степановна решила стать летчицей.

В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Одновременно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена консерваторию.

Однако мечта о небе не оставляла ее, хотя в то время попасть женщине в летную школу было очень сложно.

Несмотря на это, Валентина добивается приема у наркома С. Орджоникидзе и, благодаря его содействию, в 1928 году, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Находила юная Валентина время и для занятий боксом.

Окончив аэроклуб и оставив занятия в институте, она поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, после чего в 1929 году была зачислена в школу летчиков-инструкторов в Пензе. По окончании школы была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

cxjd221[1]В 1934-1935 годах Гризодубова В.С. была летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. За это время она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Эта работа была ей по душе – она очень любила путешествовать, много читала книг на эту тему. Когда Валентина училась в школе летчиков, а отец жил в Харькове, они вели переписку “путешествуя” в письмах по всему земному шару.

Так, отец присылал отчет о своих “поездках” по Америке, а дочь в ответном письме рассказывала о впечатлениях “путешествия” по Австралии. Так она вместе с отцом “объехала” много стран, пересекла оба полюса и экватор. Эти “путешествия” помогли ей затем в настоящих путешествиях по стране.

С самого начала работы в авиации она стала готовиться к дальним перелетам, к завоеванию мировых рекордов. И в 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых рекордов высоты, скорости и дальности полета. Вскоре, пролетев со штурманом Мариной Расковой на спортивном самолете по маршруту Москва-Актюбинск за 7 часов 23 минуты, летчицы прошли по прямой 1444 километра, почти в два раза превысив международный женский рекорд.

10-2[1]Вскоре, 24-25 сентября 1938 года, в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 бис “Родина” конструкции П. Сухого, со вторым пилотом П.Д. Осипенко и штурманом М.М. Расковой летчица совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский авиационный рекорд дальности полета. За 26 часов 29 минут было покрыто расстояние в 6450 км.

Полет проходил в сложных метеоусловиях. Отважные летчицы столкнулись с рядом трудностей: из-за неисправности отказали радионавигационные приборы, прервалась радиосвязь, самолет отклонился от курса и совершил вынужденную посадку в тайге. Но в этой нештатной ситуации женский экипаж проявил выдержку и профессионализм. Вся страна с напряженным вниманием следила за беспримерным перелетом. В столице их ждал восторженный прием.

Мировой рекорд дальности полета, совершенный женским экипажем на этом типе самолетов, не побит до сих пор. Первым среди женщин им было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В 1939-1941 годах избранная Депутатом Верховного Совета СССР I-го созыва В.С. Гризодубова возглавляла Управление международных авиалиний Гражданского Воздушного Флота.

Используя свой авторитет и известность, Валентина Степановна неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным летчиком М.М. Громовым она вступилась за С.П. Королева, будущего создателя первых советских космических кораблей.

В 1941 году героическая летчица стала членом ВКП (б). Возглавила Антифашистский комитет советских женщин. В 1942 году работала в комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

В первый же день войны В.С. Гризодубова подала рапорт об откомандировании ее на фронт, но ей отказали. В марте 1942 года она была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Летчики полка бомбили противника в районе Курска, Орла, Льгова, Бобруйска, Полоцка, Борисова, Лиды, сбрасывали десанты в тыл врага, разрушали мосты, станции, склады.

В конце 1942 года полк был передан в распоряжение Центрального штаба партизанского движения. Самолеты доставляли партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, оружие, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, женщин и детей.

Полковник В.С. Гризодубова лично совершила на самолете Ли-2 более 200 боевых вылетов, в том числе 132 ночных, на бомбардировку вражеских объектов, по доставке боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

Героических эпизодов в боевой биографии Валентины Степановны Гризодубовой было немало.

Так, в одну из боевых ночей один из самолетов соседнего полка прилетел на аэродром с задания с зависшей под фюзеляжем 250-килограмовой фугасной бомбой, ударился о землю и загорелся. Двери Ли-2 заклинило и экипаж горящего самолета не мог покинуть машину.

Взрыв бомбы мог последовать в любую секунду, да и бензина в баках машины оставалось около тонны. И тут Гризодубова В.С. вместе со своим заместителем-подполковником Орловым и двумя отважными мотористами смело бросилась к горящему самолету.

Пострадавший экипаж, почти все члены которого были ранены в воздушном бою, удалось спасти.

С 1946 года Гвардии полковник В.С. Гризодубова – в запасе. Работала заместителем начальника Научно-исследовательского института по летной части. Лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ радиолокационного оборудования.

В 1963 году по ее инициативе был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) в Солнцево, который Валентина Степановна несколько лет возглавляла. Позднее он был переименован в Научно-производственное объединение “Взлет”.

В январе 1986 года за большие заслуги в развитии авиации Валентина Степановна Гризодубова удостоена звания Героя Социалистического Труда.

К сожалению НПО “Взлет” постигла судьба многих известных московских предприятий и организаций. В “демократическое” время объединение подверглось ряду реорганизаций и практически находится на грани ликвидации.

Властями принято решение о его сносе и возведении на этой территории элитного жилого комплекса. Под угрозой находится Музей трудовой славы НПО “Взлет”, в котором бережно сохраняется память об уникальном предприятии и его замечательных людях.


Могила_лётчицы_Валентины_ГризодубовойУмерла Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Память о легендарной летчице, выдающейся женщине нашего времени, чье имя стало символом героизма и отваги для нескольких поколений советских людей, увековечена в названия улиц 30-ти городов СССР. В Москве на Кутузовском проспекте у дома 34 стоит бронзовый памятник героине. В столице на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.

В московских школах №918 и №185 действуют музеи В.С. Гризодубовой. Имя В.С. Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку, в настоящее время, к сожалению, расформированному. Имя Гризодубовой В.С. носит авиапредприятие ОАО “Летные испытания и производство”, расположенное в Жуковском.

В Харькове существует музей семьи Гризодубовых. На севере Хабаровского края, недалеко от реки Амгунь установлен обелиск в честь экипажа самолета “Родина”, совершившего беспримерный перелет по маршруту Москва-Дальний Восток.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *