В тихом романсовом зале «толпа становится народом»

В тихом романсовом зале «толпа становится народом»

Русский романс, способный и звенеть высоким слогом, и пылать неукротимой страстью, – удивительное явление, не исчезающее из нашей культуры во многом благодаря тем, кто, любя его беззаветно, посвящает ему и свой талант, и все свои силы. Галина Преображенская – из их числа. Это ей принадлежит идея Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада», который она проводит уже в течение 20 лет. Она же хранительница и единственного в своём роде Дома русского романса. Есть у Галины Сергеевны и заветная мечта – учредить Международный день русского романса…

– Галина Сергеевна, с чего для вас началась любовь к русскому романсу? Помните ли, какой первый романс услышали? Есть ли такие, что особенно дороги вашему сердцу?

– Всё началось, конечно, с мамы-певицы. Лет с шести я уже пыталась аккомпанировать ей какие-то несложные произведения, среди которых были и романсы. А запомнился «Домик-крошечка» Гурилёва с его «птичкой в клеточке», «леечкой» и «канареечкой» – очень милый «набор» для маленькой девочки, для которой подлинный смысл романса ещё скрыт. Годы спустя, когда я стала работать концертмейстером Московской государственной филармонии, влюбилась в «Слушайте, если хотите» Шишкина. Меня прямо зачаровал этим романсом Борис Штоколов. Но, конечно, любимых романсов немало.

– В чём, с вашей точки зрения, уникальность этого жанра? Чем русский романс отличается от своих европейских собратьев – испанского, немецкого или, скажем, французского?

– В любой стране романс обращён к сердцу человека, это всегда исповедь – трагическая ли, счастливая. Различия такого «разговора по душам» – в менталитете, традициях, обычаях народа. В этом, кстати, трудность освоения стиля русского романса для иностранцев. Наша бесшабашная удаль порой страшит, а страсть кажется чрезмерной. Победителем «Романсиады-2015» стал болгарин Михаил Михайлов – замечательный камерный певец, много гастролирующий по миру. «Мне в Германии сказали, что так петь нельзя», – признался певец, когда я посоветовала ему быть более свободным в ритме цыганского романса «Взгляд твоих чёрных очей». Но потом почувствовал прелесть этой чуть диковатой музыкальной свободы и… выиграл Гран-при.

– Романс сегодня считается своего рода музыкальным раритетом. Как он вписывается в нашу изрядно технологизированную жизнь?

– Мы иной раз, употребляя известную фразу «высоким слогом русского романса», грешим против истины: порой не так уж и высок этот слог. В основном высоким слогом говорит классический русский романс. В других стилях царили по большей части авторы-эстрадники, порой отличные музыканты и неплохие поэты, а порой и дилетанты. Династия цыган Шишкиных, графиня Толстая, Яков Пригожий, Николай Зубов и многие другие оставили нам изумительные романсовые шедевры. Они бессмертны, их будут петь, будут плакать под них всегда. Отличный термин для русского городского и жестокого романса придумал академик Асафьев «прекрасная банальность». Насчёт раритета не согласна. И не только потому, что вокруг меня романс звучит постоянно. Да, он практически отлучён от радио- и телеэфира. Так ведь и добрые чувства, воспитанные люди, счастливые семьи сегодня тоже не в моде: всем правит рейтинг, а рейтинг даёт только скандал. Иной раз меня просто потрясают многомиллиардные затраты на создание телепродукции об извращенцах и бандюках, долгие-предолгие шоу у замочной скважины, беседы ни о чём с ничтожными людьми. Культуру бросили под ноги «тёти Маши». Ну и нечего ждать радостных результатов ни от жизни тёти Маши, ни от её труда. Даже не хочется говорить об этом. Все всё понимают, но воз, увы, и ныне там.

– Одно время вокруг созданного вами Дома русского романса кипели нешуточные страсти. Здание невелико, а «Романсиада» сегодня уже не только конгломерат конкурсов, но и огромный пласт просветительской деятельности. Как сейчас обстоят дела? Есть ли надежда получить более масштабную площадку, ведь Дом романса – единственный не только в Москве, но, кажется, и в стране?

– Я счастлива тем, что хоть это есть. Мы с моим коллективом пережили несколько поистине страшных лет: прежними руководителями нашей московской культуры, прошедшими обучение в печально известном Фонде Сороса, с удивительным ожесточением проводилась работа по уничтожению единственного в стране центра русского романса. Но именно этот конфликт убедил меня в том, что романс – не милая музыкальная игрушка, а действенная составная часть национальной культуры: на защиту Дома романса встали люди, которым она по-настоящему дорога. Под обращениями к руководству страны и правительству Москвы было собрано более 10 000 подписей, и ещё почти четыре десятка таких писем было прислано из самых разных уголков России и даже из-за рубежа. Сейчас многое изменилось: руководитель Департамента культуры А.В. Кибовский – глубоко образованный человек, историк, патриот. Появились и надежды на осуществление новых проектов и планов, но анонсировать идеи я не люблю.

– Сегодня много говорится о том, что негативный образ России, целенаправленно формирующийся на Западе, нужно ломать, причём не только политическими и экономическими методами, но и средствами культуры и искусства. Не кажется ли вам, что учреждение международного дня русского романса – идея, которую вы выдвинули ещё два года назад, приобретает в этом контексте особую актуальность?

– Я в этом убеждена. И это не искусственно выращенная идея: огромная двадцатилетняя практика работы в жанре даёт мне ежедневные доказательства необходимости создания такого праздника. Если хотите, патриотического праздника, хотя ни маршей, ни фанфар, разумеется, не прозвучит. Но я видела не раз, как в тихом романсовом зале «толпа становится народом», и знаю, какую соборную, целительную силу имеют благородное слово и искреннее чувство. Сегодня именно это нам необходимо как воздух.

– В этом году «Романсиада» будет отмечать 20-летие. Как изменился конкурс за эти годы?

– Конкурс начинался как скромный, почти семейный молодёжный праздник – у нас даже жюри сидело на сцене, подбадривая исполнителей, а родители конкурсантов подпевали своим чадам из зала. Сейчас всё более чем серьёзно, условия конкурса очень сложны, и уровень профессиональной подготовки участников вырос несоизмеримо. Огромную помощь нам оказывают консерватории Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Краснодара. Неравнодушны администрации городов и регионов – Омска, Гатчины, Магнитогорска, Казани, Белгорода, филармонии и театры Омска, Северска, Мурманска, Хабаровска – всех не перечислить. Народными праздниками становятся регио­нальные этапы «Романсиады» в Казахстане и Узбекистане, в проведение конкурса включились Беларусь, Болгария, Македония, Дания, Германия. Установлены творческие связи с Крымом и ДНР.

– А что в «Романсиаде» осталось неизменным? Трепетное отношение к истокам?

– Вряд ли молодые исполнители задумываются о таких высоких материях – истоки и прочее. Они хотят петь, хотят соревноваться, поскольку молодёжь прежде всего амбициозна. Пожалуй, неизменна атмосфера дружелюбия и доброты, царящая на «Романсиаде», ведь это свойственно, так сказать, самому «предмету» конкурса.

– Кто они – конкурсанты «Романсиады»? Как складывается в дальнейшем их судьба?

– Лауреаты поют сегодня в лучших театрах страны и мира, побеждают в других международных конкурсах, становятся участниками раскрученных телепроектов. Хочется похвастать хотя бы некоторыми именами, которые открыла «Романсиада», – народный артист России Николай Басков, солистка Метрополитен-оперы Марина Поплавская, солисты Венской оперы Владимир Дмитрук и Абдумалик Абдукаюмов, телезвёзды Сергей Волчков и Евгений Кунгуров, народный артист Узбекистана Рамиз Усманов… И в музыкальных театрах немало «наших»: в Большом – Александр Касьянов и Карина Сербина, в Московской оперетте – Максим Катырев и Павел Иванов, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко – Арсен Согомонян, Дмитрий Степанович, Лариса Андреева, Чингис Аюшеев, Нажмиддин Мавлянов, в Екатеринбурге – Дмитрий Стародубов и Ольга Тенякова. И это лишь несколько имён.

– Похоже, в романсе остаются немногие?

– Что ж тут странного: труднейший жанр, требующий не только вокального совершенства, но и особой одухотворённости и интеллекта, позволяющих создавать практически мини-театральные постановки с обилием психологических деталей, нюансов и красок. При этом романсовый исполнитель – мужественный кустарь-одиночка, сам себе и режиссёр, и педагог, и импресарио, и художник по костюмам. Горжусь, что настоящими звёздами романса стали Ирина Крутова, Лариса Луста, Сергей Дудинский, Герман Юкавский, Наталья Кириллова, Инна Разумихина, Юлия Зиганшина.

– Но это – прежние, любимые и надёжные. А нынешние?

– Они здорово помолодели: удивительно, но более половины участников – 17–20-летние, причём это вовсе не славное детское пение, а уже вполне серьёзное мастерство. 17-летний Игнат Изотов из Казани на «Романсиаде-2015» просто влюбил в себя всех – удивительный комплекс полноценного голоса, редкой музыкальности и внешнего обаяния. Мы ещё о нём услышим, и очень скоро: 30 января он выступит в Государственном Кремлёвском дворце в традиционной программе «Звёзды «Романсиады» в Кремле». И на конкурс их привлекает не только жажда победы: хотела бы я показать нашим креативщикам от искусства, как молодым нравится узнавать и постигать то, что нам порой кажется банальным и надоевшим! Для них ведь всё это – впервые! Мы с Дмитрием Дмитриенко, художественным руководителем ансамбля «Россия» (с аккомпанементом которого участники поют в финале конкурса) стараемся отыскать для них новые «незапетые» произведения, но часто слышим: «Я тут нашёл потрясающий романс…» – и называет популярнейшую вещь, которой больше века! Так что ни разу не получилось обойтись без заезженных шедевров.

– Жанр жив, пока расцветает новыми произведениями, давая исполнителям возможность расширять свой репертуар, удивлять публику. Какой он – современный русский романс? Какие плоды приносит авторский конкурс «Романсиады»?

– Знаете, на моих глазах уже родилось несколько современных произведений, прочно занявших место среди признанных романсов-шедевров. Могу назвать хотя бы «Любовь – оружию под стать» Т. Камышевой и Е. Аграновича или «Семь летящих коней» В. Сапрыкина и Г. Поженяна. История, в общем, повторяется: пишут романсы и профессионалы, и любители, а время отбирает самое ценное. Своё влияние на современный романс, без­условно, оказывает и бардовская песня, и эстрадная лирическая, да и без смелых джазовых гармоний порой уже не обойтись. Очень востребована поэзия Серебряного века. Опять хочу похвастать: конкурс «Авторская Романсиада» уже назвал несколько произведений, достойных всеобщего внимания, в том числе романс молодого композитора Михаила Ченцова. Он будет представлен на концерте в Кремле.

– Эти концерты звёзд «Романсиады» уже стали традицией. Чем «Золотое кольцо романса» порадует своих поклонников на этот раз?

– Мы вспомним и лирику старой России, и шедевры советской эпохи романса и протянем нити к музыке новых авторов. Каждый из звёзд-исполнителей представит свой любимый современный романс, и рядом с вокалистами будут авторы, известные и менее известные. Непременно будет добрый друг «Романсиады», посвятившая нам несколько своих произведений Людмила Лядова, ждём Александра Морозова, Алексея Рыбникова, Сергея Никитина. Приедут Играф Иошка, автор супершлягера «И нисколько мы с тобой не постарели» и знаменитый ялтинец Виктор Сапрыкин – его романс «Семь летящих коней» у исполнителей нарасхват, а в лицо композитора никто не знает. И Татьяну Борисовну Камышеву, создателя потрясающей баллады «Любовь – оружию под стать», тоже ждём. Ну а в зале соберутся те, кто вот уже двенадцать лет подряд в последнюю субботу января с радостью и ожиданием чуда приходит на праздник – День русского романса!

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

От редакции: 

Казалось бы, в условиях, когда на повестку дня поставлена задача воспитания подрастающих поколений в патриотическом духе, важно менять государственную политику в культурной сфере. Прежде всего, следует делать упор на пропаганду произведений высокого искусства, воспевающих такие высокие человеческие качества как мужество, талант, героизм, самопожертвование, патриотизм. Вместо этого мы являемся свидетелями сокращения центров музыкального искусства, обилия на экранах телевизора и на сценах театров низкопробных произведений. Вполне понятно, что делается всё по плану, разработанного ещё в 1945 году директором ЦРУ США А. Даллесом. И до тех пор, пока у власти в России находятся проводники интересов международного капитала, возможностей переломить ситуацию не будет.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *