В канун нынешнего года, объявленного властями Годом кино, «Правда» обратилась к известным кинематографистам страны с просьбой поделиться своими мыслями о состоянии отечественного киноискусства и перспективах его развития. Первые ответы на заданные вопросы были опубликованы в №1 и №7. Сегодня — очередная публикация.
Вернуться к лучшим традициям советского кинематографа
Василий ЛАНОВОЙ,
народный артист СССР:
— Я хотел бы, чтобы наше кино вернулось к лучшим традициям советского кинематографа. Потому что там были заложены мощные основы русской культуры, русского национального искусства, русского духа. В советском кино, что исключительно важно, была истинная, неподдельная нравственность, которая ныне вытесняется под напором дешёвой развлекательности на западный манер.
Говорят, таково требование современности. Я вовсе не против современного взгляда как такового, не против поиска в искусстве. Но почему результаты нынешних «поисков» зачастую так убоги?
Скажем, великий Вахтангов, имя которого носит мой родной театр, пожалуй, в своё время был наиболее современным и даже модерновым, как говорилось, художником. Но разве это механически отменяло мысль, чувство, духовность? Нет! Всё это у него было. По-вахтанговски, но было непременно.
И как же отбрасывать сегодня тот огромнейший опыт, который накоплен был выдающимися деятелями советского кино, пренебрегать теми поистине мирового значения творениями, которые они всем нам подарили!
Особенно ценна, а вернее — бесценна, по-моему, воспитательная сила советского кинематографа. Вот 17 февраля 2016 года в Кремлёвском дворце будет торжественно отмечено 45-летие фильма «Офицеры». Я думаю, он этого заслужил. Но ведь не только он один. Давайте чтить наше советское культурное достояние в целом, опираться на него и творчески развивать его великие достижения.
Стараюсь всё-таки не терять надежду на лучшее
Валентина ТЕЛИЧКИНА,
народная артистка России:
— Я думаю, излишне распространяться о том, в какое состояние оказалось ввергнутым наше кино. Зрители сами всё это видят, а работающие в кино на себе ощущают. Был период совсем удручающий, который многих из нас вогнал в депрессию. Ведь мы знали иное время и совершенно иных режиссёров, мастерство которых было на несравненно более высоком уровне…
Да всё кино наше, можно сказать, находилось на уровне, вызывающем ныне искреннее восхищение! И не только мастерством, талантливостью, а и особой человечностью. Наверное, потому, что как в жизни, так и в искусстве главным были не деньги, а душа. Кино влияло на души людей, помогало им определять свою судьбу и профессию. Под его воздействием молодые хотели стать космонавтами, учёными, врачами, офицерами, а самое основное — честными и достойными людьми, способными жить не только для себя, но и для других. Так что актёры с экрана становились для зрителей учителями жизни. Вспомните хотя бы Кадочникова с его «Подвигом разведчика» и «Повестью о настоящем человеке».
А тут на экране — насилуют, бандиты стреляют друг в друга, бьют женщин и убивают детей… Может ли человек стать лучше, когда его захлёстывает поток таких картин? Я уверена, что не может.
И всё-таки стараюсь не терять надежду на лучшее. Говорю себе: если у нас было великое кино, неужели оно навсегда потеряно? Есть же в памяти профессионалов старшего поколения замечательные традиции, которые должны о себе заявить.
Вот недавно я была очень рада, получив приглашение сняться в фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Любовь — не картошка». Это двое прекрасных мастеров, особенно известных в советское время многосерийными телевизионными лентами «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Представьте себе, в далёком 1964-м именно у них, ещё до Сергея Герасимова, я сыграла первую свою роль в кино. Фильм назывался «Таёжный десант», и для этих режиссёров то была вторая их совместная работа.
И вот мы снова встретились на съёмочной площадке полвека спустя. Мастера оказались в хорошей форме, а рядом с ними, как я заметила, подрастает творческая смена. Только надо побольше поддержки от государства молодым талантам! Если бы у нас опять появилось такое кино, какое было в советское время, я уверена, страна быстрее изменилась бы к лучшему.
Обнадёживает меня, что молодёжь всё больше интересуется советскими фильмами. Об этом я постоянно узнаю от своего сына. Рассказывает, что посмотрели недавно в Интернете «Когда деревья были большими» и пришли в полный восторг. Смотрели «Весну на Заречной улице», «Журналиста», многое другое.
Почаще бы и на телеэкране показывать советское кино! С театром сложнее — далеко не все великие спектакли были сняты на плёнку. А фильмы-то советские есть, и они свидетельствуют, какое это действительно изумительное искусство.
Мы нынче каждый день слышим: Голливуд, Голливуд… Но не надо нам догонять Америку. Не требуется нам их иллюминаций и эффектных трюков — давайте к себе вернёмся. У нас в собственном доме есть такое своё богатство, на котором не стыдно и очень полезно поучиться молодым людям, приходящим работать в кино.
Давать человеку силу духа
Валерий УСКОВ,
кинорежиссёр, народный артист России:
— Кино всегда было связано с развитием общества. Это удивительное средство, которое даёт возможность людям не только отдохнуть и узнать что-то новое, но и почувствовать себя сильнее идеологически: ещё крепче полюбить Родину с её историей и культурой, глубже полюбить свой народ.
А ведь это исключительно важно! Потому что как бы ни была укреплена в стране армия, о силе которой так часто говорит нынче Путин, всё равно главное — это сила духа человека.
Но каково состояние духа у наших людей сегодня? Я очень этим обеспокоен. И уже более двух десятков лет крайне обеспокоен тем, что кино, которому посвящена была вся моя жизнь, в последние десятилетия ничего или почти ничего не делает для укрепления духа соотечественников.
Давайте прямо скажем: страна, всё наше общество из-за этого очень много потеряли. Да и продолжают терять. Иногда говорят, что нет денег, и этим оправдывают катастрофическое снижение уровня кино. Однако на плохое кино, как я давно заметил, деньги даже в самые трудные, кризисные годы всегда находятся. А вот чего действительно нет, так это хороших, ярких патриотических сценариев, фильмы по которым способны были бы по-настоящему готовить народ к борьбе. Вот самое слабое у нас место, вот наибольшее упущение!
Не чувствуется заинтересованности государства, чтобы положение изменить. А я приведу в пример Сталина. Как бы кто к нему ни относился, невозможно отрицать его понимания огромной общественной значимости кино и стремления эту значимость поднимать. Недаром же он так пристально следил за тем, какие фильмы выходят на экраны страны, лично просматривая каждую вновь снятую картину. И настраивал на высокую государственную ответственность всех, кто работал в кино.
Свидетельств тому масса! Например, в середине 30-х годов показали ему новый фильм под названием «Анна». Он предложил название сменить: «Лучше пусть будет «Партийный билет», это точнее…» Но тут же спросил, кто режиссёр фильма. Ему сказали: Пырьев. «Государственный человек, — заметил Сталин. — Берегите этого режиссёра».
В том, что Иван Александрович Пырьев, абсолютно заслуженно ставший впоследствии шестикратным лауреатом Сталинской премии, действительно Государственный человек с большой буквы, я имел потом возможность воочию убедиться, когда он пригласил меня и моего сотоварища Владимира Краснопольского работать в руководимом им творческом объединении. Тогда здесь собрались многие известные режиссёры — Гайдай, Рязанов, Салтыков и другие. А он был для всех и учителем профессионализма, и старался про высокую нашу гражданскую ответственность напоминать.
Его позднее буквально обливали помоями, обвиняя, что он — «лакировщик». Это, к примеру, за «Кубанских казаков», которых он снял в тяжелейшем 1947 году. Но ведь люди выходили после этого фильма с радостной улыбкой, он давал им надежду и силы перенести все невзгоды! Пырьев прекрасно понимал, как это необходимо стране в то время.
А вот годы спустя тот же Пырьев яростно пробивал через все чиновничьи заслоны фильм режиссёра из своего объединения — знаменитый фильм «Председатель» Алексея Салтыкова. О том же самом послевоенном времени, что и «Кубанские казаки», но совсем другой. Однако представьте себе, что «Председателя» и другие подобные фильмы показывали бы людям в 1947-м. Это же не помогало бы им, а угнетало, било бы по душе и по рукам. Кому же такое нужно? Кому бы служило?
Сталин и режиссёры кино, воспитывавшиеся его школой, потрясающе много сделали для духовной подготовки народа к страшнейшей войне. В 1941 году я пошёл в первый класс, но мы уже смотрели и «Александра Невского», и «Суворова», и «Чапаева»… Смотрели и великолепные жизнеутверждающие комедии Григория Александрова, где прозвучала впервые великая «Песня о Родине» — «Широка страна моя родная…» Смотрели замечательные картины того же Ивана Пырьева: «Богатая невеста», «Трактористы», которые тоже настраивали на светлый и оптимистический лад…
Мощное средство духовного и нравственного подъёма людей — вот что такое кино. И это средство за последние годы у нас фактически потеряно. Удастся ли нам вновь его обрести? Зависит, по-моему, от общества и государства.
Нетворческие люди руководить кино не могут
Евгений СТЕБЛОВ,
народный артист России:
— В последнее время кино перестало занимать доминирующее положение в общественном сознании. Когда я начинал работать, в далёком 1963 году, у нас был выдающийся кинематограф. И не только с точки зрения творческой, но и производственной. А потом он рухнул. И производство тоже скукожилось.
Я продолжаю сниматься время от времени. Однако признаюсь, что интерес мой к этому сильно упал. Было ведь даже какое-то романтическое отношение к кино, причём, я уверен, далеко не у меня одного, а у значительной части общества.
Что же теперь? Торжествует так называемое продюсерское кино. Начинается оно с элементарной безграмотности. Поскольку кто эти продюсеры, решающие ныне в кино всё и вся? Это в лучшем случае вчерашние директора картин и их заместители. А ведь должны быть во главе творческого процесса не те, кто умеет только финансовые средства куда-то направлять, а истинные, большие художники!
Так и было в советское время. Руководители творческих объединений — это в полном смысле выдающиеся художники, такие, как Иван Пырьев или Георгий Данелия. Ну да, были и чиновники, был Госкомитет. Но художественный процесс определялся талантливыми специалистами, мастерами своего дела.
Нетворческие люди руководить кинопроцессом не могут. Они по определению не могут создать нечто истинно талантливое, новое, интересное. Потому и пошло засилье ремейков: взять что-нибудь из прошлого и перелицевать в меру умения своего. Но умения и на это не хватает!
Взялись раскрашивать великие фильмы прошлого. Но это же чудовищно! Я уж не говорю, что тут налицо прямое нарушение авторского права: никто из авторов тех знаменитейших картин никому этого не позволял. Потому что они делали именно чёрно-белые великие картины, даже когда могли уже снимать и в цвете. Специфика их замысла такое диктовала.
Я помню, как уже в моё время режиссёр Михаил Калик добивался, чтобы ему позволили снять «До свидания, мальчики» как чёрно-белую ленту, а не цветную. Почему? Да потому, что там были стыки игрового и документального кино.
Такие же стыки есть и в «Семнадцати мгновениях весны», почему Татьяна Лиознова выбрала единственно верный для этой ленты чёрно-белый вариант. Нет же, раскрасили и «Семнадцать мгновений»! Результат, как и со всеми другими картинами, ужасающий…
Вы можете спросить: а зачем же такое делают? Очень просто: огромное число людей кормится на этом!
Ну и вдобавок это ведь выдают за что-то новое, за достижение какое-то, рекламу вокруг волнами вздымают. Делается всё только для денег, а подаётся как достижение. Отвратительно.
Не хочу сказать, что все до одного продюсеры безграмотны и бездарны. Бывают счастливые исключения. Но их мало, крайне мало. Погоды они не делают…
А о чём вы хотите спросить известных деятелей отечественного кино? Что думаете о его нынешнем состоянии? Начатый разговор мы намерены продолжать. Ждём ваших откликов!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.