Жизнь и слава за кулисами

Жизнь и слава за кулисами

Этот художник родился ровно полтора века назад, 8 февраля (27 января по старому стилю) 1866 года. Весь мир знал его как Леона Бакста. Его живописные работы потрясающе современны. Интересные неожиданные цветовые решения, изящные линии. Впрочем, биография мастера выглядит такой же извилистой, как узоры на изящных рисунках. 

Будущая знаменитость с настоящим именем Лейб-Хаим Розенберг, измененным позднее на Льва Розенберга, а затем на Леона Бакста родился в провинциальном Гродно. Вскоре семья перебралась в Санкт-Петербург. Мальчик, неплохо рисовавший, получил одобрение известного скульптора Марка Антокольского. Прошло время. Бакст стал вольнослушателем Академии художеств, которую, правда, посчитал слишком консервативной и даже не захотел оканчивать. Так как родители отказались поддержать сына-бунтаря, Бакст вынужден был зарабатывать на жизнь детскими иллюстрациями.

И вот в 1893 году Леон отправился покорять Париж, где ему тоже пришлось несладко. Он много позднее даже отговаривал своего ученика Марка Шагала уезжать во Францию, заявляя при этом, что мол, и так хватает безработных художников. Сам же Бакст сумел завоевать такую любовь французского общества, что ему вручили орден Почетного легиона.

Но все же жизнь художника оставалась постоянно связанной с Россией. Он дружил с Александром Бенуа, работал в журнале «Мир искусства». Им была создана целая галерея портретов Серебряного века. Так появилось знаменитое изображение Зинаиды Гиппиус (1906): надменный ироничный взгляд, плотно сжатые губы, необычный черный костюм, позволивший поэтессе продемонстрировать красивые ноги. А вот портреты писателя Андрея Белого, художника Константина Сомова, предводителя «мирискусников» Александра Бенуа…

Но все же главной любовью Бакста был театр, где он получил международное признание. Дебют художника в качестве оформителя состоялся в 1903 году. Он сделал одноактный балет «Фея кукол» для сцены Эрмитажного театра. Настоящая известность пришла к Баксту, когда он начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым. Он нарисовал портрет известного антрепренера с няней неожиданно демократичным, теплым и каким-то домашним. На холсте Дягилев не похож на того диктатора, с которым позднее сам Бакст разорвал отношения в 1918-м (впрочем, спустя три года помирились, и он оформил балет «Спящая красавица»). Здесь в балетных спектаклях «Русских сезонов» Дягилева по-настоящему расскрылся талант художника Лео Бакста . Спектакли «Клеопатра» (1909), «Шехерезада», «Карнавал» (1910), «Видение розы», «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражают богатством красок, декоративной фантазией, смелостью художественных решений. Его оформительские приемы стали основой для новой эпохи в балетной сценографии.

За время работы на Сержа Дягилева Леон Бакст совершил переворот в сценографии. Декорации и костюмы, если раньше имели лишь утилитарную функцию, то под руками художника заиграли яркими красками.

Он наряжал легендарных артистов русского балета Вацлава Нижинского, Анну Павлову, Иду Рубинштейн. Им же самим повезло встретиться с тонким стилистом, который черпал вдохновение в давно ушедших временах. У него можно увидеть и древнегреческие орнаменты, и древний Рим во всем его величии.  

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. Работал поистине на износ, В 1914 году его избрали членом Академии художеств. Но началась Первая мировая война. И художник был окончательно отрезан от России. Умер он внезапно, в 1924 году. По официальной версии, смерть наступила от отека легких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. Вот что писал о нем Максимилиан Волошин: «акст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».

У Бакста есть интересные итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии. Его техника вертуозна в книжной графике, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются выдающимися образцами. Графики. Он написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов.

Время показало: причудливые образы Бакста до сих пор остаются непревзойденными. И это гордость России.

Подготовлено по открытым источникам.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *