Экономика как корабль без капитана
«ГДЕ ДЕЛАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ДЕНЬГИ? На нефти, газе, металлах и другом сырье», — сказал Путин, призывая к повышению уровня диверсификации российской экономики, в обращении к парламенту РФ в апреле 2001 года. В то время на «чёрное золото» и «голубое топливо» приходилось порядка 30% доходов федерального бюджета. В 2015-м этот показатель достиг 44%, по данным минфина, — вот и все благие намерения, пишет американское издание «Блумберг-бизнес».
«Более сильная зависимость от нефти и газа означает, что ВВП РФ ещё жёстче привязан к динамике цен на сырую нефть. В связи с нынешним нефтяным бедствием экономические показатели страны рискуют продолжить снижение второй год подряд», — отмечает издание. Экономика РФ, сократившаяся за 2015 год на 3,7% (самый глубокий спад, начиная с 2009 года), в этом году может уменьшиться еще на 0,5%.
Российская экономика всё больше напоминает пьяный корабль без капитана, полагает французская газета «Фигаро». С начала года Путин ещё ни разу не прокомментировал её состояние, замечает издание. Сигналы тревоги, посылаемые бизнесом, остаются без ответа. Олег Дерипаска с досады заявил, что экономическая политика страны ясная: ничего не делать.
Действительно, уравнение, на первый взгляд, кажется нерешаемым, продолжает издание. Никто не ожидает скорого подорожания «чёрного золота», а оно обеспечивает половину бюджетных поступлений. Зависимость от нефти влечёт за собой падение рубля, делая бесполезным любое вмешательство Центробанка. Взвинчивание ставок только увеличит и без того завышенную стоимость кредитов, лишив экономику всяких средств к оживлению.
Бюджет уже не в состоянии сгладить бессилие валютной политики, и правительство разрабатывает план снижения казённых расходов. По мнению директора Центра развития ВШЭ Натальи Акиндиновой, умерить придётся все траты, однако пространство для манёвра ограничено. Поэтому вместо того чтобы облегчить давление государства на экономику, намечается тенденция повысить налоги, считает она.
В преддверии парламентских выборов Кремль рассчитывает на социальный мир, даже если придётся его купить, подчёркивает французское издание, приводя в качестве примера Краснодарский край, где после возмущения пенсионеров губернатор отказался от проекта пересмотра порядка выплат на общественный транспорт. Похоже, Кремль тоже готов перейти к такой политике латания дыр.
Доходы россиян снижаются, в стране закрываются больницы и детские сады. «Но всё это лечат при помощи изрядной дозы ностальгии, водки, религии и превентивных нападок на критиков», — заключает немецкая газета «Франкфуртер альгемайне».
Богатые не плачут даже в кризис
ПРОДАЖИ МАШИН В РОССИИ за 2015 год упали на 36%, однако спад не коснулся дорогих марок: «Роллс-Ройс», «Порше», «Лексус» и «Бентли» улучшили свои показатели в «стране Владимира Путина, стране автомобиля «Лада» и невероятных аварий, снятых на видеорегистраторы», пишет франкоязычная газета «Прессе канадиенн».
«На первый взгляд, это удивительно, поскольку все импортируемые товары сегодня стоят в два раза дороже, чем в 2014 году, из-за стремительной девальвации рубля, — объясняет Янн Брео, доктор политологии Университета Монреаля. — Но на самом деле для богатых россиян покупка предметов роскоши — способ конвертировать свои рубли в активы, которые не обесцениваются». Несмотря на кризис, у состоятельных людей столько денег, что они продолжают «разыскивать артефакты, позволяющие продемонстрировать их статус; эти жители России не ездят на «жигулях», отметил Брео.
Рост продаж «Роллс-Ройс», по мнению политолога, это повод констатировать: международные санкции не оказали серьёзного влияния на российский правящий класс. «Ущерб экономике РФ нанесло падение цен на нефть и курса рубля. Санкции, по-видимому, сыграли здесь второстепенную роль», — подчеркнул Брео. Он отметил, что от последствий экономического спада страдает всё население, а не высокопоставленные руководители, против которых, по идее, и направлены санкции.
«Если вам нужна показательная автомобильная статистика, забудьте о спросе на дорогие иномарки, лучше посмотрите на снижение продаж обычных машин, покупаемых простыми людьми», — советует Брео.
Автор: (Inopressa.ru).
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.