Сегодня на портале «Военное обозрение» была опубликована статья, в которой речь идёт о событиях в Южной Корее, случившиеся в 1959 – 1960 гг.. В начала отмечено, что к концу 1950-х годов президент Республики Корея Ли Сын Ман превратился из «героя борьбы с имперским игом Японии в ненавидимого почти всеми слоями общества диктатора и узурпатора власти». Страна была охвачена экономическим кризисом, во многом обусловленном разбухшей коррупцией, захватом олигархическими группировками основных отраслей экономики. Также внезапное урезание финансовой поддержки республике Корея со стороны США. После того, как экономика оказалась подорванной, режим Ли Сын Мана перешел к открытой политике политических репрессий. Всех противников правящего режима объявляли американскими агентами, хотя сами же власти действовали в интересах Вашингтона. Следовательно, Ли Сын Ман был озабочен не борьбой с проатлантической угрозой, а противодействием своим конкурентам.
Результаты выборов фальсифицировались. Конституция подвергалась изменениям по желанию как главы государства, так и олигархов. Так, одна из поправок, внесенных в Основной закон страны, предоставляла президенту возможность нахождения у власти неограниченное количество сроков. И лишь благодаря безоговорочной поддержке со стороны США, по отношению к которым он проводил «политику беспрекословного подчинения», Ли Сын Ман смог удерживаться у власти.
Однако в дальнейшем ситуация начала меняться коренным образом. Общество жаждало перемен. К 1960 году недовольство народа властью достигла предела. Однако на «выборах», проведенных на безальтернативной основе, с результатом в 100% голосов «победу» одержал… действующий президент. Ровно по такому же сценарию были проведены и выборы вице-президента, на которых первое место занял не оппозиционный кандидат Ча Мён, обладавший огромной популярностью, а провластный Ли Ги Пунг. Причем он одержал победу с «неправдоподобным отрывом». Таким образом, факт узурпации власти налицо.
При сложившихся обстоятельствах ситуация стала накаляться. Ещё 17 марта 1960 года вспыхнули первые беспорядки, вызванные откровенными подтасовками. Сотрудники правоохранительных органов сразу применили оружие, в результате чего было убито несколько человек. Этим дело не ограничивалось. После того, как 11 апреля было обнаружено тело одного из участников протеста – студента Ким Джу Юла, пропавшего во время народных волнений, прошедших в марте, в Масане практически сразу прошла тридцатитысячная акция протеста. А к 19 апреля волна недовольства нахлынула и в столицу Республики – в Сеул, на улицы которого вышло свыше 100 тысячи человек. Митинги переросли в погромы государственных ведомств, штаб-квартиры правящей партии и иных мест, связанных «с именем ненавистного диктатора». Везде происходили столкновения демонстрантов с полицией.
При сложившихся обстоятельствах власть ввела режим чрезвычайного положения в Сеуле, в Тэгу, в Пусане, в Кванчжу, в Тэчжоне. И силовые структуры моментально открыли огонь по восставшему народу, используя боевые патроны. Число погибших достигло более 100 человек. Но это не способствовало усмирению оппозиционных настроений в обществе. Напротив, нарастание сопротивления активно набирало силу. В дальнейшем государственные служащие один за другим «стали выходить из-под контроля диктатора». 21 апреля правительство подало в отставку.
В конечном итоге, 26 апреля армия и полиция отказались выполнять распоряжения Ли Сын Мана и не стали открывать огонь по протестующим. В свою очередь, парламент, который президент считал полностью управляемым, принял резолюцию, содержащую требование отставки главы государства и признающую результаты выборов недействительными. Дело дошло до того, что американцы, долгое время оказывавшие поддержку диктаторскому режиму Ли Сын Мана, в частных беседах с ним потребовали покинуть должность президента Республики. А посол США в Корее открыто присоединился к вышеупомянутым требованиям, содержащихся в резолюции парламента. Дело в том, что американцам стало ясно, что у Ли Сын Мана шансов удержаться у руля государственного управления не осталось. Поэтому они формально не оказали ему поддержку. Тем не менее, после того как президент Республики ушел в отставку, он был вывезен самолётом ЦРУ «от народной расправы на Гавайские острова». На этом эпоха первой республики завершилась. На смену ей сперва пришел непродолжительный период хаоса, а затем новая диктатура (на этот раз военная).
В завершающей части статьи подчеркнуто, что в апреле 1960 года начался путь «к установлению порядка хотя бы немного напоминавшего справедливость».
Какой вывод можно сделать из истории, связанной с Апрельской революцией? Прежде всего, используемые режимом Ли Сын Мана методы руководства страной лишний раз показывают, как американский империализм (да и весь международный капитал в целом) и проводники его интересов в различных частях земного шара верны принципам «демократии», которые они пропагандируют всему миру. Казалось бы, используется открытое давление на политических оппонентов, выборы проходят с нарушением законодательства. Тем не менее, для «мирового сообщества» Ли Сын Ман являлся «гарантом демократии». Вполне понятно, что это обусловлено исключительно тем, что он действовал в интересах Вашингтона. Впрочем, идеологи американского глобализма не скрывают, что их основной ценностью является не политическая свобода, а система свободного рынка. И страны, которые следуют данным стандартам, причисляются идеологами ФРС и американских ТНК к «демократическим».
Также напомним, что антисоветски настроенные представители мировых научных и общественно-политических кругов на весь мир противопоставляли режим Северной и Южной Кореи, изображая модель развития первой как «тоталитарную», а второй — как «демократическую». Но главное даже не в том, насколько Ли Сын Ман соблюдал демократические принципы. Нельзя забывать, что любая власть – это уже диктатура определенного класса, в руках которого находятся средства производства. Таким образом, во времена Первой республики имело место проявление диктатуры буржуазии, направленной на подавление сопротивления трудящихся, подвергавшихся жестоким формам эксплуатации. Описываемые в статье события лишний раз подтверждают, что капитал сам по себе не отдаст власть трудовому народу. И лишь активная уличная борьба, массовый организованный протест являются наиболее действенными методами, способными принести результат. Только тогда, когда народ активно протестует, государственный аппарат, силовые структуры способны отказаться выполнять антинародные распоряжения буржуазной власти.
Что же касается долгосрочных последствий Апрельской революции 1960 года, то следует обратить внимание на следующее. Безусловно, произошедшие события нельзя назвать Революцией – массовая протестная активность народа имела место, но не произошло смены общественно-экономической формации. Власть как была у класса капиталистов, так и осталась у неё. Однако на смену компрадорской буржуазии пришла национальная. Режим Пак Чон Хи действительно установил порядок, частично напоминавшем справедливость. Прежде всего, он приложил усилия, направленные на избавление Южной Кореи от зависимости от иностранного капитала. Для достижения данной цели была введена система государственного пятилетнего планирования экономического развития, созданы крупные монополистические объединения (чёболи), функционирующие под руководством государства. Де-факто была проведена масштабная национализация банков и отраслей промышленности. Всё это способствовало проведению индустриализации, переходу на путь инновационного развития.
Бесспорно, в Южной Корее есть проблемы, связанные с коррупцией, с социальным расслоением и т.д. Но во многом это обусловлено тем, что политическая власть осталась в руках класса эксплуататоров (впрочем, в условиях, когда у руля государственного управления стоят буржуазные политические силы, иного ожидать не приходится). Следовательно, их политические представители не станут принимать последовательные меры, направленные на пресечение злоупотреблений в государственном аппарате и в государственных корпорациях. Тем не менее, взятие на вооружение мобилизационного пути экономического развития, огосударствление базовых отраслей экономики, планирование развития народного хозяйства благотворно сказалось на Южной Кореи. Всё это доказывает, что в современных условиях лишь такой путь является наиболее действенным, а не политика «Вашингтонского консенсуса», основанная на приватизации и либерализации.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.