Правительственные поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», рассмотренные нижней палатой парламента 16 февраля, представители кабинета министров окрестили «техническими» — они, мол, только определяют понятия. Однако депутаты из оппозиционных фракций, памятуя народную пословицу «Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло», сочли умаление значения правительственных инициатив необоснованным.
С ПОДАЧИ министерства внутренних дел предложено приравнять автопробег к демонстрации, а установление в общественных местах «быстровозводимых сборно-разборных конструкций», как витиевато названы в проекте закона палатки, — к пикетированию. МВД аргументировало своё предложение правоприменительной практикой. По данным министерства, в 2014 году автопробеги и палаточные городки были зафиксированы в 27 субъектах РФ. В этих акциях приняли участие 4 тысячи человек и 1,5 тысячи транспортных средств. В 2015 году протестные настроения, отчасти раскочегаренные «Платоном», вылились в автопалаточные публичные мероприятия с участием уже более 35 тысяч человек и 3 тысяч транспортных средств в 59 регионах. В ряде случаев это породило конфликтные ситуации и повлекло нарушение общественного порядка. Народное негодование растёт, и власть вынуждена принимать меры. Вот и вся подоплёка.
Депутатов интересовало, будет ли считаться демонстрацией, например, передвижение автомобиля с нанесённой на него партийной символикой или, скажем, развевающимся флагом ВДВ, если, допустим, доблестные десантники надумают таким образом отметить свой профессиональный праздник? Представивший законопроект заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов уверенно ответил: «Нет». А вот у депутатов такой уверенности отнюдь не было, потому как сплошь и рядом они сталкиваются с другой правоприменительной практикой, когда конфликт нагнетается самими представителями правопорядка. Депутат-коммунист Владимир Бессонов вот уже четвёртый год расхлёбывает заваренную ростовскими полицейскими митинговую уголовную «кашу из топора». Валентин Романов вспомнил первомайскую демонстрацию 2013 года в Самаре, когда людей какими-то закоулками под прицелами видеокамер сопровождали к месту проведения митинга сотрудники полиции, предупредительно заявлявшие: «Полшага влево — 300 тысяч рублей штрафа, полшага вправо — мы вас забираем». Депутат задавался и вопросом: под какую классификацию попадёт, например, известный Грушинский фестиваль, неужто под пикетирование?
Николай Коломейцев недоумевал: как можно автопробег считать демонстрацией, когда, например, он проходит под знаком памятной исторической даты? У самого депутата-коммуниста большой опыт проведения таких акций. Организованные им автопробеги порой проходили не только по территории нескольких регионов, но и даже охватывали разные государства, как, например, автопробег, посвящённый освобождению от гитлеровских захватчиков Донбасса и Ростова-на-Дону. «Кому же я должен написать заявку-уведомление: в ООН или куда-то ещё?» — вопрошал депутат. При обсуждении повестки дня Н. Коломейцев предлагал снять законопроект с рассмотрения по причине его антиконституционности. Однако он остался в порядке работы Думы и был принят 238 депутатами из «Единой России» в первом чтении.
Другая правительственная законодательная инициатива выглядела пятым колесом в телеге. Министерство юстиции попыталось выработать единый подход к осуществлению контроля (надзора) за деятельностью региональных властей. Но депутаты не увидели в этих потугах никакого проку. «Сколько ещё килограммов законов нужно принять, чтобы их не нарушали?» — удивлялся Владимир Федоткин. Он напомнил, что в прошлом году прокуратура России выявила 5 миллионов случаев нарушения законов. И что? Да ничего. Собака лает, а караван идёт. Другой пример. За 2014 год Счётной палатой РФ выявлено 2600 нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. До суда же доведено из них только 24. Вот и выходит: контролёров много, да толку чуть. Видимо, власть настолько девальвирована, что принимаемые ею законы давно не обязательны к исполнению. Федоткин рассказал коллегам о соблюдении законности на Рязанщине, где двух депутатов-коммунистов, избранных в Ухоловскую районную думу, в течение вот уже двух с лишним лет не допускают до работы, несмотря на протесты районной и областной прокуратур, решения районного и областного судов, вмешательство депутатов Госдумы. И никакие новые законы правовой нигилизм искоренить не в силах. А причина в том, считает Николай Рябов, что власть, шельмуя выборы, лишилась самого действенного контроля — контроля народа.
Предсказуема была реакция парламентского большинства на предложение фракции КПРФ пригласить на «правительственный час» финансово-экономический блок правительства в лице министра экономического развития Алексея Улюкаева и министра финансов Антона Силуанова, а также председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину. Стремление депутатов-коммунистов призвать правительство к ответу за неспособность провести реструктуризацию экономики для освобождения её от сырьевой зависимости натолкнулось на упорное сопротивление думских «единороссов». Названные должностные лица, дескать, гости в стенах парламента не редкие, и давайте работать в штатном режиме. А то, что нарастающая волна экономического кризиса захлестнула, по оценке «Левада-центра», 82 процента населения — это тоже штатная ситуация? Владимир Бессонов заметил, что тезис премьер-министра Дмитрия Медведева о невозможности изменить за 15 лет структуру экономики с целью ухода от сырьевой зависимости опровергается самой историей нашей страны. Как сделать экономический рывок сегодня, указали участники недавно состоявшегося под эгидой КПРФ Орловского экономического форума. О том, какие конкретные предложения были выдвинуты по завершении его работы, рассказал в часе политических заявлений Владимир Кашин.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.