Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 12.

Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 12.

Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 г. в польском городе Лодзь, находившегося тогда в составе Российской империи. Его отец, Евсей Менассеивич Черток работал служащим-счетоводом, а мать Софья Борисовна была фельдшером-акушером. В 1914 г., с началом Первой мировой войны семья Чертока уехала из Польши и обосновалась в Москве.
В МВТУ им. Н.Э.Баумана Бориса Чертока сначала не приняли из-за социального происхождения, несмотря на отлично сданные экзамены, посоветовав для начала получить рабочий стаж. Поэтому в 1930 г. Черток устроился в электроцех отдела оборудования на Московском авиазаводе №22, в должности электромонтера 4-го разряда. Завод выпускал первые советские бомбардировщики «ТБ-1». Черток принимал участие в его дальнейшей модификации в модель «ТБ-3». Он также участвовал в подготовке специальных самолетов для арктических экспедиций, на одном из которых летал И.Д.Папанин. Также Черток готовил к дальним перелетам самолет знаменитого летчика С.А.Леваневского. В 1938 г. Черток стал начальником конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолетов».
Четырьмя годами ранее, в 1934 г., Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института, который закончил в 1940 г. В 1940-1945 гг. Черток работал в ОКБ конструктора В.Ф.Болховитинова на №84, затем на заводе №293 и в НИИ-1 НКАП СССР. В апреле 1945 г. Борис Черток был командирован в Германию, в качестве руководителя группы советских специалистов по ракетной технике, для изучения трофейных образцов немецких баллистических ракет «Фау-2». Организовал в советской оккупационной зоне в Тюрингии советско-германский ракетный институт «Рабе», по изучению и развитию техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. В 1946 г. на базе этого института был создан институт «Нордхаузен», главным инженером которого стал С.П.Королев. С этого момента началась многолетняя совместная работа Чертока и Королева.
Борис ЧертокВ 1946 г. Б.Е.Черток был переведен на работу в НИИ-88 в должности заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления. В 1950 г. Черток был переведен на должность начальника отдела систем в ОКБ-1, под руководством С.П.Королева.
В 1974 г. Б.Е.Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. Вся научно-инженерная деятельность Б. Е.Чертока с 1946 г. связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.
Наряду с научной работой, Б.Е.Черток постоянно вёл и преподавательскую – в 1947-1978 гг. в МВТУ им. Н.Э.Баумана, с 1978 г. и до конца жизни – в МФТИ, заведовал кафедрой «Управление движением», читал курс №Управление большими космическими системами». Своё поразительное научное и творческое долголетие Борис Евсеевич Черток объяснял ставшим естественным постоянным стрессовым состоянием, связанным с частыми «нештатными» ситуациями на земле и в космосе.
Борис Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.
Выдающиеся заслуги Б.Е.Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1961 г. он был удостоен звания Героя Социалистического труда, был лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. В 1968 г. Б.Е.Черток был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 г. – действительным членом Российской академии наук, в 1990 г. – действительным членом Международной академии астронавтики. Являлся почётным членом Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.
Умер Борис Черток 14 декабря 2011 г., не дожив до векового юбилея всего три месяца.

 

50 лет назад автоматическая межпланетная станция «Венера-3» достигла поверхности Венеры, осуществив первый в мире перелет на другую планету.
Старт программе исследования Венеры был дан в 1961 г. «Венера-3» была запущена 16 ноября 1965 г., через четыре дня после старта станции «Венера-2», космические аппараты дублировали друг друга.
Венера-3Станции имели практически идентичную конструкцию и оборудование. Разница была только в наличии на «Венере-3» спускаемой капсулы — стального шара диаметром 90 см. Внутри этой сферы разместили 70-сантиметровый металлический глобус Земли с выгравированными на нем контурами материков. Внутри глобуса находилась медаль с гербом СССР.
Автоматическая станция «Венера-2» прошла на расстоянии 24 тысяч км от поверхности Венеры. 26 декабря было принято решение о коррекции траектории полета станции «Венера-3», и 1 марта 1966 г. впервые в истории человечества космический аппарат «Венера-3» достиг другой планеты и вошел в ее атмосферу. Так была проложена первая межпланетная трасса и была доказана возможность достижения планет Солнечной системы.
Незадолго до подлёта к Венере система управления станции вышла из строя, поэтому космический аппарат не передал никаких данных о самой планете. Но за время полета со станцией «Венера-3» было проведено 63 сеанса связи. Были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве, изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, космические радиоизлучения и микрометеоры.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *