О результатах 56 международной математической олимпиады школьников

О результатах 56 международной математической олимпиады школьников

Вчера на сайте Движения за возрождение отечественной науки была опубликована статья кандидата философских наук, члена-корреспондента РАЕН В.К. Петрова, в которой он писал о современном состоянии образования в нашей стране. По его словам, результаты 56-ой международной олимпиады школьников, прошедшей в таиландском городе Чианг-Май в июле 2015 года,  недвусмысленно говорят об этом. В данном мероприятии участвовали команды из 104 стран мира, в том числе и из России. Подчеркивается, что сборная России состояла из победителей Всероссийской олимпиады школьников, которые смогли показать лучшие результаты «во время проведения летних подготовительных сборов».

В программу соревнований входило шесть задач, за каждое решение которой предусматривалось начисление баллов участникам. По результатам решения каждой задачи проводился «общий командный зачет». Данное событие освящалось в статье «Российские школьники лидируют в знании математики», опубликованной на сайте Министерства образования и науки. В ней было отмечено, что российская сборная показала положительный результат, получив 6 серебряных медалей. Но автор подчеркивает, что в реальности дело обстояло иначе.

Прежде всего, впервые за всю историю участия школьников СССР и России в данных соревнованиях наша команда «не сумела получить ни одной награды высшей пробы». Подчеркнуто, что ни один член нашей сборной не смог решить большей части конкурсных задач. Кроме того, впервые сборная России не вошла в двадцатку наиболее сильных команд в медальном зачёте.

По словам автора, в Советский период учащиеся средней школы нашей страны постоянно входили в число лидеров математических олимпиад, 14 раз одерживали победу в общекомандном зачете. К победителям относились такие нынешние ведущие математики как Станислав Смирнов, Григорий Перельман, Григорий Маргулис. В дальнейшем. После развала СССР, результаты Российской Федерации в данной области стали более скромными, но в то же время наша страна ежегодно входило в первую пятёрку (и даже тройку). Так, в 2007 году наша сборная оказалась на первом месте (по сумме полученных балов), а в 2010 году – на втором месте. В период 2011 – 2014 гг.. Россия занимала третье место. Однако в последний раз сборная нашей страны заняла лишь восьмое место, уступив командам таких государств как Вьетнам, КНДР, Иран, Австралия.

В Таиланде победу одержала американская сборная, набрав пять золотых медалей. её удалось опередить китайцев, побеждавших в прошлом два раза подряд на аналогичных соревнованиях – они заняли второе место. На третьем месте оказалась южнокорейская сборная. В статье отмечено, что золотыми медалями «были награждены школьники из 20 стран: Перу (2), Иран, Южная Корея и КНДР (по 3), Австралия, Украина, Сингапур и др. (по 1)».

По мнению большей части экспертов, поражение российской сборной является закономерным результатом процессов деградации образовательной системы России. «В то время как все большее число стран стремится перенять накопленный богатейший опыт системы отечественного математического образования, заложенного выдающимся математиком и педагогом Андреем Николаевичем Колмогоровым», российские власти фактически разрушают образование. Так, в результате введения ЕГЭ изучения математики стало необязательным, поскольку его может каждый сдать на «тройку» любой среднестатистический ученик. Как заметил писатель Леонид Сторч, «можно сколько угодно говорить о том, что в СССР на развитие молодежной шахматной и математической школы тратились неоправданно большие расходы в политических целях; о том, что сейчас с такими же целями это делают коммунистические Китай и КНДР; но все это лишь затушует основную причину фиаско на олимпиаде».

Таким образом, политика Кремля и правительства в сфере образования привела к падению общего образовательного уровня в России, а это, в свою очередь, обернулось понижением уровня математических знаний учеников российских школ. Этим дело не ограничивается. Так, документы кабинета министров предусматривают увеличение нагрузки школьных учителей и вузовских преподавателей «за счет сокращения к 2018 году первых – на 87 тысяч человек, вторых – на 261 тысячу человек». Собственно говоря, за период 1994 – 2014 гг.. в России было ликвидировано 23 тысячи школ (по большей части – на селе). Несмотря на это, власть всё равно намерена продолжать разрушение науки и образование под флагом «оптимизации».

Автор статьи приводит слова журналиста и учителя литературы Ирины Лукьяновы, которая подчеркнула, что под флагом «повышения эффективности» образовательной системы проводится сокращение государственных расходов на данную сферу. Она справедливо заметила, что «борьба профессиональных менеджеров за эффективность… сводится к принципу «чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить»». В данном случае речь идёт о сокращении числа работников науки и образования, о намерении оставить определенное их число, для которых предусмотрено одновременное повышение и зарплаты и нагрузки.

Автор ссылается на мнение Леонида Сторча, который подчеркивает, что помимо сокращений происходит трансформация сущности образовательного процесса, превращающегося «из передачи знаний… в предоставление услуг по прейскуранту». Среднее образование в большей степени превращается в набор «абстрактных фактов для заучивания». В результате многие ученики «не понимают смысла образования, которое не соответствует их интересам и потребностям, у них исчезает внутренняя мотивация к учебе, а в качестве внешней мотивации выступает принуждение». Таким образом, по словам Ирины Лукьяновы, «произошло чудовищное вымывание смыслов из процесса образования» В результате дети не отдают себе отчет в том, «зачем они ходят в школу».

Автор статьи справедливо подчёркивает, что не может не возникнуть вопрос: «кто и как будет повышать качество инженерного образования и инженерного дела, без которых не решить задач технологического прорыва, преодоления последствий введённых США и их союзниками экономических санкций против России, не перейти… от разговоров к реальному импортозамещению и т.д.». Справедливо отмечено, что «от качества математического образования самым непосредственным образом зависит и уровень инженерного образования, и уровень инженерного дела».

Также экспертные группы Ассоциации инженерного образования России констатируют наличие масштабного системного кризиса инженерного дела (соответствующее мнение разделяет более 85% опрошенных специалистов) и инженерного образования (мнение 83% опрошенных). Автор полагает, что президент РФ недаром в своем прошлогоднем послании Федеральному собранию уделил внимание данной теме, заявив о необходимости «сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах». В.В. Путин отметил, что в настоящее время значительная часть будущих инженеров будет обучаться «в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях».

Работник Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий Александр Прокофьев  справедливо задался вопросом: почему именно сейчас Путин обратил внимание на проблему подготовки инженерных кадров? По его словам, «если   посмотреть, что происходило в стране с высшим техническим образованием и с наукоёмкими отраслями промышленности, то можно предположить, что в России действовали вражеские диверсанты, которые сознательно уничтожали целые отрасли промышленности с заводами, конструкторскими бюро и соответствующими вузами, – пишет он. – Увы, это не вражеские диверсанты – это собственное правительство так поступало и высшее руководство страны … никак этому не противодействовало». Таким образом, контрпродуктивные результаты внедрения Болонской образовательной системы и бакалавро-магистерской системы обучения в настоящее время очевидны.

Автор отмечает, что в настоящее время студент, набравший нужное число балов «для сдачи сессии и перехода на следующий курс», в дальнейшем думает исключительно «о хлебе насущном».  В условиях низкого уровня стипендий учащиеся ВУЗов вынуждены искать работу по большей части не по специальности. В конечном итоге, по словам Прокофьева, учеба превращается в своеобразный отдых от работы.

Всё это ведёт к тому, что «вместо инженеров многие вузы выпускают «недоделанные полуфабрикаты», которым государство дает возможность посидеть за партой в вузе, а не шляться по улицам, повышая уровень социальной нестабильности, протестного движения и т.п». В результате нарастает количество техногенных катастроф, транспортных аварий, обусловленных человеческим фактором – «отсутствием профессиональной инженерной подготовки специалистов».  Автор пишет, что пришло время решительного отхода от данной практики. По его словам, школа должна «выпускать знающих (а не «натаскивать» на ЕГЭ), а вузы – знающих и умеющих…».

Всё это представляет собой отнюдь не случайное явление. Во-первых, государству, выражающему интересы класса капиталистов, ни к чему наличие огромного числа образованных людей. Напротив, эксплуататорам это во вред. Как в XIX веке цинично писал граф Бенкендорф, «не должно слишком торопиться… с просвещением, чтобы народ не стал… в уровень с монархами и не посягнул на ослабление власти». Вполне понятно, что если будет много знающих и думающих людей, способных анализировать всё происходящее, осознавать первопричины проблем, то общество имеет больше шансов на быстрое и скорое установление более прогрессивного общественного строя. А буржуазии и её политическим представителям нужна покорная безгласная рабочая сила.

Во-вторых, не следует забывать, что нынешний российский капитализм имеет периферийный полуколониальный характер. И международным финансовым структурам и западным странам, которые оказывают влияние на социально-экономическую политику российского руководства, не нужна сильная развитая в промышленном отношении России с обильным и образованным населением. Напротив, «мировое сообщество» руками наших компрадоров прилагает усилия, направленные на превращение нашей страны в сырьевую колонию. Они многократно заявляли о том, что в наше стране должно остаться от 15 до 50 миллионов человек. Напомним, что ещё Адольф Гитлер, рассуждая о планах обустройства на оккупированных территориях после их завоевания, отрыто заявил, что «от грамотности Русских, украинцев один вред». В противном случае «найдётся пара светлых голов», которые начнут изучать историю и придут к выводам, которые «будут направлены против нас». В этой связи высказался за то, чтобы не было обязательного школьного образования, за то, чтобы ввести плату за обучение в средних учебных заведениях. Аналогичными принципами руководствуется в настоящее время мировой капитал.

Таким образом, в условиях когда на повестке дня стоят задачи проведения новой индустриализации, перехода на путь инновационного развития, сохранения и развития человеческого потенциала, правительственная политика в сфере науки и образования является вредительством в чистом виде. Для перелома ситуации необходимо менять не просто подходы в данной сфере, но и основы общественного строя. Речь идёт о прекращении ориентации на мировые финансовые институты (в частности на ВТО), на «интеграцию в мировое сообщество», об отказе от частно-капиталистической системы, о переходе на путь современного социализма, что, в свою очередь, предусматривает национализацию командных высот экономики, введение системы государственного планирования, развитие системы социальных гарантий, а также восстановление власти трудового народа.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *