Всякая таблетка стала золотой. Рука рынка

Всякая таблетка стала золотой. Рука рынка

Охваченная духом ураганных реформ много лет назад современная Россия оказалась в жестких путах почти неконтролируемого рынка. Вместе с государственной системой заложниками ситуации стали миллионы рядовых граждан, в большинстве своем бедных, рискующих теперь потерять последнее, что у них осталось, – здоровье.

Совсем недавно, в феврале сего года, министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что в России сократился ассортимент импортных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) стоимостью до 50 руб. Она объяснила, что импортировать дешевые лекарства становится невыгодно из-за девальвации рубля.

Казалось бы, что здесь такого! В России ведь объявлено импортозамещение – проживем на всем своем, и лечиться будем своим всем. Однако суровая действительность подставила подножку бравурной теории. Теперь выясняется, что с российского фармацевтического рынка повально уходят и лекарства… отечественного производства.

По данным Росздравнадзора, 197 препаратов из списка ЖНВЛП стоимостью до 50 руб. уже сняты с производства, а еще 160 препаратов планируется прекратить выпускать в ближайшее время. При этом, как указало ведомство, часть из этих препаратов не имеет аналогов с фиксированной ценой, т.е. лекарство со схожими характеристиками может стоить дороже в несколько раз.

Это же подтверждают и результаты опроса фармакологических производственных компаний. Согласно отчетам Минпромторга, в России из 67 крупнейших производителей лекарств 26 уже остановили выпуск препаратов как нижнего (до 50 руб.), так и среднего (от 50 до 500 руб.) ценового сегмента из перечня ЖНВЛП. То есть почти половина производителей, как говорится, умыли руки. Однако и на остальных производственников надеяться не стоит. Они также стремятся избавиться от дешевых лекарств в перечне своей продукции. Таким образом, в ближайшее время с фармакологического рынка страны может уйти существенное количество препаратов отечественного производства, доступных по цене рядовым россиянам.

Причина этого бедственного положения проста: при нынешней стоимости дешевых лекарств они оказываются нерентабельными для фармакологического рынка, естественно, нацеленного на получение прибыли, а госсубсидии могут помочь производителям только на короткий срок.

Однако что-то надо делать, что-то надо предпринимать, пока из доступных для большинства россиян лекарств на полках аптек не остались только травки да корешки, какими пользовали незамысловатые знахари своих пациентов сотни лет назад.

Грандиозный проект Минздрава, Минэкономики и Минфина, предполагающий разовую индексацию цен на жизненно важные лекарства аж на 30%, был отвергнут правительством сразу из-за «необоснованно большого размера увеличения». При этом горячие головы из Минпромторга замахнулись на индексацию ЖНВЛП в 80%. Впрочем, этот задорный почин в правительстве, кажется, даже и обсуждать не стали.

В Федеральной антимонопольной службе, вероятно, не очень долго думая, предложили свой вариант: взять да и повысить одним махом цены на дешевые лекарства на… 5 рублей. Идея не нашла широкого отклика, однако можно предположить, что дельцы от фармакологического бизнеса лишь усмехнулись, узнав о том, что им посулили пятачок за неприбыльный товар. Впрочем, в ситуации, когда всё отдано на откуп, что еще можно предложить в порядке государственного регулирования?

Однако выяснилось, что выход все-таки найти можно. Буквально на днях с оригинальной идеей неожиданно выступил Минпромторг РФ. Управленцы этого ведомства настоятельно предложили российскому правительству… вообще перестать регулировать цены. То есть попросту отпустить цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, так сказать, в свободный полет.

В общем, как говорится, всё гениальное просто! Впрочем, и это еще не всё.

В одном пакете с предложением отпустить на «волю» цены на лекарства,  доступные простому люду, Минпромторг предложил выдавать субсидии тем российским компаниям, которые производят убыточные медикаменты. Но не просто так. Для выдачи субсидий ведомство разработало три основных критерия: численность сотрудников – более 300 человек, минимальный объем выпуска – 5 млн упаковок, и главное – доля препаратов ЖНВЛП этого осчастливленного субсидиями предприятия должна составлять более 40%.

Трудно представить себе крупное и притом, заметим, коммерческое, т.е. рассчитывающее на прибыль предприятие, которое в условиях агрессивного рынка за куцые субсидии возьмется почти половину своего производства занять копеечным продуктом. Тем не менее, по предположениям чиновников, соблазниться такой перспективой могут… 11 предприятий.

Конечно, эти «счастливчики» еще не дали своего согласия. Однако Минпромторг уже прикинул за них, что субсидирование, дескать, «несет в себе управленческие и экономические риски». С одной стороны, появляется экономический риск, поскольку аптеки по-прежнему будут больше заинтересованы в закупках более дорогих препаратов, так как это позволяет им устанавливать большую наценку, а следовательно, производители недорогих препаратов могут остаться без сбыта, который теперь сплошь коммерческий. С другой стороны риск недоверия… самим производителям, поскольку казне трудно проконтролировать расходование субсидий по назначению. Но самый главный риск заключается в том, что все эти меры так называемого регулирования в конечном итоге могут не сдержать рост цен на доступные лекарства. Однако в этом критическом случае чиновники в очередной раз уповают… на рыночное чудо и заявляют, будто «сдерживание роста цен будет обеспечено за счет конкуренции».

Словом, рынок не хочет производить и продавать лекарства, доступные для нищающего населения России.

Государство не может поступиться своими рыночными принципами. И не имеет ни желания, ни средств выполнять свои первейшие социальные обязательства – субсидировать охрану здоровья народа.

В итоге страдает народ, который не может покупать дорогие лекарства, но и не хочет терять последнее, что у него осталось, – здоровье.

Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ

От редакции: Казалось бы, речь должна идти о разработке системных мер, направленных на регулирование цен на важнейшие товары. В частности, следует установить предельный уровень торговых наценок (не в районе 29-30%, как сейчас, а от 8-12%, принять меры, направленные на сокращения гигантских затрат данных экономических субъектов — главным образом, на гигантские зарплаты менеджменту и т.д.). Вместо этого разговоры идут то о повышении цен на лекарства, то об их либерализации. Что лишний раз доказывает, что представления о социальной переориентации капитализма доказали свою несостоятельность. Все уступки трудящимся наблюдались лишь в докризисный период. В настоящее время, в условиях экономического спада, капитал стремится «половить рыбу в мутной воде», перекладывая все тяготы экономики на плечи трудящихся.

А разговоры о возможном «дефиците» лекарств в случае регулирования цен на них являются откровенной демагогией. Во-первых, речь идёт не о прямом назначении уровня цен, а о принятии косвенных способов контроля за ними. Во-вторых, т.н. «дефициты» конца 1980-х годов, о которых денно и нощно говорят контрреволюционеры, были созданы искусственно. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *