Долгожданная отписка. О новом плане действий правительства

Долгожданная отписка. О новом плане действий правительства

ВСЕ-ТАКИ понять логику действий нашего правительства непосвященному обывателю очень трудно. Ведь еще прошлым летом (не говоря уже об осени) было понятно, что рукотворный экономический и финансовый кризис рамками 2015 года не ограничится (не для того затевалось). А значит, и в 2016 году понадобятся новые мероприятия и новые бюджетные траты для финансирования попыток хотя бы немного нивелировать влияние кризисных явлений на российское общество.

В этих условиях очевидной представлялась разработка нового антикризисного плана в рамках работы над федеральным бюджетом на новый год. Но нет. Бюджет приняли отдельно. Потом, после того как цена нефти снова обрушилась, сразу несколько высокопоставленных чиновников и наиболее говорливых депутатов от главной парламентской партии заявили о необходимости пересмотра бюджетных расходов, секвестра бюджета, и пообещали выявить неэффективные проекты, на которые бюджетные средства предполагалось выделить (то есть фактически подтвердили, что такие проекты есть, что в ходе «нулевых чтений» и прочих кулуарных посиделок о них знали или догадывались, но не пошевелили и пальцем, чтобы подобные траты отклонить). А с разработкой нового плана затянули до самой весны. Здесь определенная логика прослеживается, но она вряд ли кому-то может понравиться – сейчас, после утверждения плана, понадобятся новые законодательные и подзаконные акты, нормативные документы министерств и ведомств, получение и проверка обоснований и т.д. А там лето, многие ответработники по отпускам разъедутся, а там осень – может быть, что-то рассосется само собой, а если и не рассосется, то пред- и послевыборные страсти отодвинут вопросы эффективности работы правительства на дальний план.

Сама работа над проектом Плана действий правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (далее – План), была окутана каким-то ореолом секретности, все переговоры и согласования были закрытыми, а просачивающаяся информация была противоречивой. Впрочем, к подобным изыскам мы, наверно, уже привыкли – разработка любого документа, имеющего общенациональное значение и уже в силу этого предполагающего широкое народное обсуждение, превращается властями в дешевую интригу из одноразового телевизионного сериала. Каждый раз возникает впечатление, что власти что-то пытаются скрыть, а затем поставить общество перед свершившимся фактом: документ утвержден и все дружно должны его исполнять.

Возможно, и было что скрывать – беспомощность и непрофессионализм в трудной ситуации, отсутствие инициативы, боязнь взять на себя ответственность за неоднозначные решения. Новый План, несмотря на всю таинственность его изготовления, особо никого не удивил. То, что существенной прямой поддержки банков более не будет, было известно заранее.

***

Всего в Плане 120 отдельных мероприятий. По сравнению с прошлогодним аналогичным Планом количественный рост двукратный, качественного скачка не произошло. Увеличение количества мероприятий произошло в основном за счет того, что антикризисные меры 2016 года более детализированы, а также потому, что в состав мероприятий, которые вроде бы должны рассматриваться как антикризисные, включены действия министерств и ведомств, которые они обязаны производить в рамках текущей деятельности.

Наиболее интересными представляются те мероприятия, которые должны финансироваться за счет средств федерального бюджета. Таковых набралось целых девять (и еще два направления предполагается финансировать за счет ранее выделенных средств Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Минпромторгу РФ).

Наибольший объем бюджетных средств – 310 млрд руб. – предполагается направить на предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов. Мера давно ожидаемая, рациональная, но при общей сумме долгов регионов более двух триллионов рублей это только начало решения проблемы. Если в последующие периоды деньги на аналогичные цели выделяться не будут и в Бюджетный кодекс РФ не будут внесены изменения, касающиеся структуры распределения налоговых доходов, то уже через два-три года ситуация не просто вернется на прежний уровень, но, скорее всего, усугубится. Кроме того, механизм мероприятия в Плане не детализирован – в частности, неясно, будут ли выделяться кредиты только под финансирование новых обязательств регионов или речь идет об обычном перекредитовании (кредиты банков оплачиваются за счет вновь привлеченных бюджетных кредитов). Проценты по бюджетным кредитам, разумеется, будут ниже, однако необходимость досрочных расчетов по банковским кредитам способна нивелировать и без того незначительный финансовый выигрыш региональных бюджетов.

***

На втором месте по объему выделенных средств идет реализация программы поддержки автомобильной промышленности, включая обновление санитарного автотранспорта в связи с высокой степенью износа, – 88,59 млрд руб. за счет федерального бюджета и еще 49,1 млрд руб. – за счет прочих источников. По мнению разработчиков Плана, данная мера позволит обеспечить «стимулирование спроса на автомобильную технику, сохранение рабочих мест на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях, поддержку спроса на российском автомобильном рынке, обеспечение дополнительного выпуска и реализации около 600 тыс. единиц автомобильной техники всех типов, поддержку доставки продукции машиностроения на внешние рынки, а также уменьшение финансовой нагрузки на производителей». Наиболее существенным и привлекательным в этом мероприятии выглядит уточнение, касающееся обновления парка санитарных автомобилей. Наверно, в условиях жесткой и жестокой оптимизации сельских больниц обеспеченность организаций здравоохранения исправными и новыми автомобилями становится чуть ли не главным фактором, который может обеспечить выживаемость критических больных. Тем не менее. Не хочу показаться критиканом, но здесь почему-то вспоминается обещание Дерипаски, данное им лично президенту еще в 2006 году (при торжественной передаче многомиллиардной бюджетной помощи Горьковскому автозаводу) в кратчайшие сроки выпустить более семи тысяч санитарных автомобилей и направить их в регионы. Где они?

На третьем месте по сумме выделенных денег идет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации с учетом их удорожания – почти 30 млрд руб. Предполагается обеспечение 1,8 млн инвалидов техническими средствами реабилитации. По направлению средств никаких вопросов не возникает. Вопрос возникает с суммами – получается, что в 2016 году каждое упомянутое средство подорожает более чем на 16,5 тыс. руб. То есть фактически речь можно вести не о поддержке инвалидов, а о поддержке отраслей, занятых выпуском средств реабилитации. Хорошо, если отечественных. Но указанное увеличение цены за единицу, скорее всего, говорит о том, что предполагается приобретение импортных средств, а значит, и поддержка не наших производителей.

***

Далее идет поддержка субъектов малого предпринимательства – всего по двум строкам Плана предполагается выделить более 15 млрд руб. Из них на 11 млрд руб. правительство собирается оказать поддержку не менее чем 70 тысячам субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) и еще создать  не менее 20 тысяч новых рабочих мест. Экономно. Если сумма будет поделена примерно поровну, то в среднем получается примерно по 80 тыс. руб. поддержки на каждый экономический субъект и по 275 тыс. руб. – на создание нового рабочего места. Впрочем, реально на указанные цели будет направлено меньше – в четверг Медведев рассказал, что из 11,1 млрд полтора пойдет в виде целевой субсидии регионам. На что именно будут направлены эти средства, не совсем понятно – на помощь в оформлении какой-то документации, что ли.

Отдельно 4,4 млрд руб. выделяется на расширение предоставления грантов малым инновационным предприятиям – на поддержку не менее 220 малых инновационных предприятий, а также на создание и модернизацию  не менее 400 рабочих мест на малых инновационных предприятиях, получивших поддержку. И тут не обойтись без ехидного вопроса – а где инновации от Сколкова и Роснано? Что такое случилось, что приходится обращаться за помощью к «малышам»?

8 млрд выделяется на улучшение условий поддержки несырьевого экспорта. Фактически речь снова идет о поддержке банковской системы – деньги будут направлены на обеспечение финансовой устойчивости АО «РОСЭКСИМБАНК» посредством предоставления имущественного взноса РФ во Внешэкономбанк. Проблемы ВЭБа эти деньги не решат – судя по противоречивым сообщениям, просачивающимся в прессу, для спасения этого «института развития» надо будет найти несколько сотен миллиардов рублей. Что там произошло на самом деле, мы, наверное, никогда детально не узнаем. Да, в начале года правительство демонстративно озаботилось проблемами банка, даже руководителя заменили и какие-то организационные мероприятия проводят. Только причины возникших проблем освещаются крайне скудно. То обстоятельство, что уголовные дела не возбуждены, косвенно может свидетельствовать о весьма условной вине менеджмента ВЭБа. Эта организация является не просто банком, а банком, через который осуществляется финансовая поддержка отдельных предприятий и отраслей. Разумеется, решение о суммах выделяемых ресурсов и об их получателях принимается не на уровне руководства банка, а намного выше. Проще говоря, проблемы ВЭБа созданы неквалифицированными действиями правительства и в стране с нормальной вертикалью власти подобные результаты повлекли бы организационные мероприятия в среде тех чиновников, которые соответствующие решения готовили (с попутным исследованием вероятного конфликта интересов). А у нас все тихо: председатель правительства со товарищи (из числа ближайших помощников и руководителей экономического блока) делает вид, что ничего страшного не случилось, что трудности возникли в рамках обычной предпринимательской деятельности, обусловлены и спровоцированы подрывными действиями западных правительств и спецслужб и что трудности эти могут быть разрешены быстро и почти безболезненно – вот только музыкантов по-иному рассадить…

***

7,2 млрд руб. предполагается направить на целевую поддержку моногородов. При этом, несмотря на скромность выделяемой суммы (дополнительно предполагается привлечь 7 млрд руб. частных инвестиций, но и это не делает сумму менее скромной), задачи ставятся почти стратегические – создать более 3000 новых рабочих мест, обучить более 1,5 тыс. управленцев во всех 319 моногородах современным методам проектного управления и создания комфортной городской среды. Наверное, можно надеяться, что эти деньги будут использованы с пользой, даже если целевые показатели и не будут достигнуты.  Незначительность выделяемой суммы и большое количество получателей позволяет надеяться и на то, что деньги разворованы не будут – профессиональных откатчиков и откатантов подобные суммы просто не интересуют.

5,5 млрд руб. зарезервировано на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление социальных выплат безработным гражданам.  Еще три миллиарда будет выделено в качестве субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ – «на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда». При этом правительство допускает увеличение количества официально зарегистрированных безработных до 1,3 млн человек – то есть на 200–300 тысяч. Подчеркну, что имеется в виду количество именно зарегистрированных безработных и абсолютный показатель – то есть без учета тех безработных, которые в течение года своего статуса лишатся. На практике определенный смысл имеет получение пособия по безработице первые полгода после постановки на учет, позже – транспортные расходы (по поездкам для подтверждения статуса и для получения пособия) могут размер этого пособия превысить. Остается, правда, надежда на то, что соответствующие органы помогут с трудоустройством, но и тут имеется высокая вероятность того, что соискатель рабочего места из числа официальных безработных будет исключен (например, вследствие неоднократного отказа от предложенных должностей). Поэтому, скорее всего, в течение года с учета будет снято несколько сотен тысяч граждан, зарегистрированных в качестве безработных в прошлом году. Напоминать президенту (и назначенному им правительству) о 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест уже как-то и неудобно.

Как уже отмечалось, некоторые суммы будут выделены из фонда ЖКХ – на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Но соответствующие мероприятия запланированы только на третий квартал 2016 года, да и на антикризисную меру они как-то не тянут – наверно, подобная работа должна выполняться в рамках текущей деятельности фонда.

Ну и еще 200 млн руб. (правда, за счет средств, предусмотренных Минпромторгу России) выделяется на создание агентства по технологическому развитию. Предполагается, что это поможет обеспечить рост конкурентоспособности предприятий промышленности на основе эффективного трансфера технологий. Честно говоря, просто не верится – уж сколько за последние 20 лет разных агентств и институтов было создано, а воз проблем не только не сдвигается, но и стремительно нарастает. Хотя деньги, скорее всего, будут успешно освоены.

***

12 мероприятий предполагается профинансировать за счет иных источников (отличных от средств федерального бюджета). Здесь безусловное лидерство принадлежит мероприятию, которое будет финансироваться из средств ФНБ. Недавно пресс-секретарь президента заметил, что этот фонд не является личным кошельком президента, а решения по его использованию принимаются коллегиально и по определенной процедуре. Наверно, это так. Только направления использования средств, которые при принятии решения о создании фонда  предполагалось направлять практически исключительно на расшивку проблем в пенсионной сфере, представляются все более и более неоднозначными. Уже говорилось, что в прошлом году сотни миллиардов рублей были направлены на фактическое финансирование новатековского проекта Ямал-СПГ, поддержку Газпромбанка и ВТБ, на приобретение привилегированных акций РЖД и АО «Атомэнергопром», а также на приобретение облигаций ООО «ЗапСибНефтехим». Проекты, наверно, нужные, и со временем использованные средства в бюджет, может быть, и вернутся, только будет это не скоро –  срок реализации проектов от пяти лет и дольше.

В 2016 году почти 40 млрд руб. выделено на «Обеспечение приобретения тягового подвижного состава в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО «РЖД» (причем все необходимые документы должны быть оформлены уже в марте). Точно определено количество закупаемых локомотивов – 292 и приблизительно – количество рабочих мест, на которых будет обеспечена занятость, – 60 тысяч. Наверно, без трех сотен новых локомотивов РЖД и впрямь нелегко. Только вот незадача – в условиях кризиса грузооборот падает. Президентом и правительством в прошлые годы были предприняты шаги по увеличению объемов перевозок именно железнодорожным транспортом – введение системы «Платон», объявление новых участков ранее построенных федеральных трасс платными и т.д. Но дадут ли эти меры необходимый эффект? Может быть, все-таки лучше по старинке работать – сначала определить потребность в транспортных средствах, а уж потом их покупать.

По 10 млрд (за счет каких-то иных источников) выделено на поддержку транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. При этом предполагается, что все средства, выделенные на транспортное машиностроение, будут направлены на экспорт грузовых вагонов, а сельскохозяйственного – на стимулирование спроса на российскую сельскохозяйственную технику (тоже, наверно, в основном экспорт). Дополнительно (отдельным мероприятием) запланировано выделение 13 млрд руб. на реализацию мер поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, под которым правительство понимает финансирование контрактов, связанных с поставкой 15 тыс. железнодорожных вагонов, 12 воздушных судов «Сухой Суперджет 100» и энергетического оборудования во Вьетнам. До пяти миллиардов планируется изыскать (за счет платы пользователей радиочастотным спектром) для поддержки разработки и продвижения российского программного обеспечения, причем предполагается  продвижение преимущественно  на рынках зарубежных стран.

Увеличение экспортной выручки и поступление иностранной валюты – дело хорошее, но вряд ли подобные мероприятия можно назвать первоочередными – неужели весь внутренний спрос (в том числе и на продукцию указанных отраслей) удовлетворен полностью?

Легкой промышленности повезло меньше – предлагается изыскать только 1,4 млрд руб. за счет иных источников, да и направления использования определены только в самом общем виде – «стабилизация финансовой ситуации на ключевых предприятиях промышленности, реализация проектов технической и технологической модернизации предприятий легкой промышленности, а также проектов импортозамещения».

***

Традиционно не обошлось и без поддержки в виду субсидирования процентной ставки по кредитам – предполагается выделить 2,2 млрд руб. в качестве таких субсидий не менее чем 150 предприятиям промышленности. 16,5 млрд руб. запланировано выделить (видимо, через АИЖК) на реализацию программы субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на покупку недвижимости на первичном рынке жилья.  Кроме того, в качестве отдельной меры запланирована реализация программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Здесь нельзя не обратить внимания на глубину проработки темы – правительство точно посчитало, что со своими проблемами могут обратиться от 0,3 до 1,5% заемщиков, чьи кредиты номинированы в рублях, и от 10 до 30% заемщиков, чьи кредиты номинированы в иностранной валюте, за помощью в рамках реализации программы помощи для ипотечных заемщиков. Деньги на поддержку в Плане не выделены, но указано, что финансирование должно осуществляться  за счет средств, предоставленных АО «АИЖК» в 2015 году. Такая оговорка дает простор для различных предположений, наиболее вероятным из которых представляется такое: необходимые деньги для помощи ипотечникам у АИЖК были еще в прошлом году, но использовать их по назначению Агентство не захотело.

Для регионов предполагается выделение  25 млрд руб. для  обеспечения реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях». Источник в Плане не конкретизирован. Скорее всего, необходимые средства уже были запланированы к выделению и расходованию (на федеральном и региональном уровне), а включение рутинного мероприятия в План предпринято для повышения его солидности и значимости.

Еще около двух десятков мероприятий запланировано без указания сумм и источников финансирования. По таким мероприятиям в сноске к Плану указано, что объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в I полугодии 2016 года.

Тут к правительству могут возникнуть и вовсе неприличные вопросы. Например, под пунктом 10 Плана предполагается софинансирование организации летнего отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, причем необходимые нормативные акты должны быть приняты правительством уже в апреле. Налицо явное противоречие, и любопытно, как на самом деле поступит правительство – найдет и выделит необходимые средства в апреле (в нарушение Плана в части сроков определения объемов и источников) или отложит принятие решений на август (когда отдыхать детям будет уже некогда). К числу подобных мероприятий можно отнести и предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи» (если трансферты будут предоставлены только в конце третьего – начале четвертого квартала года, то как они могут быть освоены?), ликвидация ограничений судоходства на внутренних водных путях (наверно, особенно актуально будет после ледостава) и т.д.

Скорее всего, данные факты свидетельствует о степени серьезности, с которой разработчики подходили к составлению Плана – что-то вроде того, что прокукарекал, а там хоть не рассветай.

***

Мероприятия второго раздела Плана «Структурные меры, направленные на обеспечение устойчивого социально-экономического развития», общим количеством 72, дополнительного финансирования не предполагают, а представляют собой, как уже отмечалось выше, включение в документ федерального значения отдельных пунктов из планов текущей работы министерств и ведомств. Например, как можно считать экстраординарными (анткризисными) мерами разработку профессиональных стандартов, внедрение системы клинических рекомендаций (протоколов лечения), формирование единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или обеспечение перехода дошкольных образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В общем, в очередной раз приходится констатировать, что правительство снова отделалось многословной и неубедительной отпиской, что правительство вновь показало свое неумение или нежелание работать и думать системно, учитывая и согласовывая интересы и нужды всех отраслей народного хозяйства, всех социальных групп населения, выделять основное звено и устанавливать связи этого звена с другими звеньями многообразных проблем…

В начале прошлой недели министр экономики выступил с очередным прогнозом – пообещал, что кризис продлится до 2019 года. Значит, нам предстоит увидеть еще минимум три аналогичные отписки? Если, конечно, это правительство на своих местах усидит…

 

В.Р. ЗАХАРЬИН   

От редакции: Меры, направленные на сокращение финансирования социальной сферы и национальной экономики, не будут способствовать стабилизации. Напротив, дальнейшее падение покупательной способности населения приведет к дополнительному сужению внутреннего рынка, к усилению спада производства. А демагогические аргументы о нехватке финансовых ресурсов не выдерживают никакой критики. На сегодняшний день имеется позитивный опыт политики правительства Примакова — Маслюкова, которое даже в крайне тяжелых условиях не прибегло к урезанию социальных программ. Напротив, оно нашло источники финансирования за счет сокращения расходов на государственный аппарат, пресечения оттока капитала, введения государственной монополии на водку, наведения порядка в деятельности банков и сырьевых компаний, попытки пресечения коррупции и экономических преступлений. В настоящее время реализация вышеперечисленных мер могла бы принести в бюджет дополнительные источники доходов. Однако правительство Путина-Медведева, к сожалению, не идет на это. Причина понятна: они являются политическими представителями класса капиталистов (если точнее 0 компрадорской буржуазии, не заинтересованной ни в новой индустриализации, ни в существовании населения России). А буржуазия стремится переложить все тяготы экономического кризиса на плечи трудящихся.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *