13 марта 1956 года вышла экранизация трагедии «Отелло», а 10 мая того же года создатель ленты Сергей Юткевич удостоился приза Каннского кинофестиваля «За лучшую режиссуру».
К экранизации «Отелло» Юткевич шел двадцать лет — с того самого дня, как увидел в Малом театре легендарную постановку Сергея Радлова с Александром Остужевым в главной роли. Критики были изумлены: «На сцене искони преобладало истолкование образа Отелло как ревнивца от природы. Остужев отверг это «традиционное» и вместе с тем глубоко порочное толкование. Он сыграл не драму ревности, но трагедию обманутого доверия, воплотив пушкинскую мысль: «Отелло от природы не ревнив — напротив: он доверчив».
Следуя за своим учителем Всеволодом Мейерхольдом, не принявшим постановку, Юткевич решил вмешаться в художественный спор. Еще до войны он собирался экранизировать трагедию, работая над нею со своим вгиковским курсом, пытался поставить пьесу в театре Охлопкова… И в итоге осознал необходимость сокращений шекспировского текста, позволяющих сосредоточиться на смысловых узлах и неожиданных акцентах.
Ключевую роль сыграл выбор актеров. У Радлова безраздельно царил Остужев: «Мавр был ласков и прост в обхождении с «честным храбрым Яго», но артист Мейер играл маленького тщеславного корсиканца, стремящегося к власти, и такой мелкий масштаб злодейства никак не соответствовал величию души главного героя».
Юткевич пригласил сыграть злодея Андрея Попова — актера тонкого, подробного, психологически укорененного в повседневности и вдобавок сопоставимого по фактуре с мифопоэтическим гигантом — Сергеем Бондарчуком. Их дуэт в сочетании с точной выборкой шекспировских кусков высветил стройный замысел экранизации.
С самого начала Юткевич акцентирует две вещи. Во-первых, Отелло — герой, не имеющий никакого представления о мирной жизни. Он увлекает и приручает Дездемону рассказами об экзотических и драматичных подвигах на поле брани. Во-вторых, в полном соответствии со своим аморальным солдатским кодексом едва ли не похищает невесту и тайно венчается с ней. Яго — его полная противоположность — человек семейный, приземленный, искренне возмущен самоуправством генерала. Отелло отмахивается: «Мои заслуги перед синьорией заставят замолчать его (обманутого тестя. — «Культура»). А жизнь моя подавно говорит, что я достоин той вершины счастья, какой достиг».
Юткевич настраивает картину по этому важнейшему эпизоду: мичман Яго продолжает сомневаться в праве генерала Отелло обольщать красавиц романтическими россказнями. В сущности, он — буржуа, знающий все об адюльтерах, обманах и «клубке змей» в семейной жизни. И, разумеется, не уверенный в том, что его супруга Эмилия устояла бы перед брутальным полководцем.
Так формируется смысловой стержень фильма: Отелло и Яго — архетипические двойники, Персона и Тень. Оба досконально знают свое место под солнцем: Отелло — театр военных действий и героических подвигов, Яго — территорию быта и банального флирта. Полководец сориентирован на социальный успех, на звон мечей и фанфары победы. Мичман плещется в мелководье семейных проблем и интриг… Но, если смотреть картину не предвзято, видно: Яго не столько сознательно делает подлость, сколько пересказывает вслух тысячу раз прочувствованные им самим житейские страхи. В глазах и в игре Андрея Попова гениально отражается неподдельный испуг. Это — подсознание самого Отелло, мужчины, победившего на поле брани целый мир, но в глубине души смертельно боящегося простых человеческих отношений. Мичман словно предупреждает генерала: ты умеешь убивать и захватывать в плен, но знаешь ли ты, что делать потом с живыми трофеями?! Тот, как выясняется, не знает.
Лента метафорически описывает любую послевоенную ситуацию: герои вернулись со страшной войны, и им принадлежат самые прекрасные женщины, но через несколько недель эйфории наступает пора гнетущей однообразной повседневности. И хрупкий мир рушится. Кажется — из-за сущего пустяка.
В традиционных сказочных сюжетах Тень помогает Герою перейти на новый уровень сознания, приспособиться к незнакомой и пугающей реальности. Однако здесь с адаптацией ничего не получается: Отелло и в семейной жизни остается не ведающим ни сомнений, ни жалости солдатом. Он не умеет и не желает договариваться ни с отцом возлюбленной, ни с собственными офицерами, ни с женой. Его кредо в фильме Юткевича: «я важный человек, и ведь это не пустые слова, я заслужил.» Бондарчук последовательно воплощает эту жизненную стратегию хрестоматийного героя. И Шекспир в полной мере отвечает за эту трактовку: чего стоит главный предмет бессмертной трагедии — дамский платок! Легкомысленный символ бытовой устроенности, семейной повседневности. Именно эта вещица заодно с сопряженным с нею обманом оказывается блистательному генералу не по зубам.
Фильм Юткевича эффектен, даже декоративен, но не в этом его пробивная сила. «Отелло» — по-хорошему модная, умная, драматичная картина. Не случайно на съемках сложилась одна из самых красивых пар советского экрана. И Сергей Бондарчук, в отличие от своего мощного, но психологически слабого героя, прожил в союзе с Ириной Скобцевой много ярких, творчески насыщенных лет.
От редакции: Всё это является наглядным примером того, что лишь воспитание общества (особенно подрастающих поколений) посредством пропаганды высокой культуры способно привить такие чувства как патриотизм, честность, порядочность. также это позволяет сформировать личность, способную думать, осознавать подлинный смысл процессов, происходящих в обществе. Именно такую культурную политику следует проводить. Но, к сожалению, в настоящее время мы являемся свидетелями засилья «масс-культуры». воспевающей низменные человеческие качества. И это не случайно. Как в свое время цинично заявил бывший министр образования Андрей Фурсенко, нужно сформировать психологию «потребителей». Впрочем, капиталу нужна именно такая людская масса. Ведь наличие огромного числа образованных думающих людей приведет к тому, что общество в перспективе осознает пагубность нынешней модели развития и придет к выводам о необходимости перехода к новой системе. Это во-первых. Во-вторых, пропаганда «масс-культуры» является способом отвлечения внимания народа от хищнической политики буржуазии.
Вполне понятно, что без кардинальной смены модели общественного развития о переломе в области культурной политике речи быть не может.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.