Вернуть украденное

Вернуть украденное

Помню, как в 1992 году на пляже в Ялте истошно голосила отдыхающая, которую начисто обобрали местные напёрсточники. Мне было жалко эту азартную и наивную женщину: копила деньги для поездки на море, мечтала отдохнуть, в полной мере вкусить отпускных удовольствий и вот осталась без копейки денег, хоть волком вой. Она просила вернуть ей хотя бы часть денег, но напёрсточники не обращали на неё никакого внимания. Для них она была уже отработанный материал.

Я ВСПОМНИЛ этот случай на заседании Комитета Госдумы РФ по финансовой политике. Обсуждался законопроект, внесённый депутатом Госдумы от КПРФ Александром Потаповым, о компенсации потери реальных накоплений населения вследствие резкого роста цен на основные потребительские товары в конце 2014 — начале 2015 года. Пока депутат докладывал свой законопроект, я с интересом рассматривал членов комитета и представителей правительства, сидевших в зале. На их лицах отражались скука и ожидание: когда же, наконец, закончится эта формальность. Отрицательное заключение на законопроект было заранее подготовлено, и для большинства присутствовавших вопрос о потере гражданами России рублёвых накоплений и их частичной компенсации был неинтересен. Для них служащие, рабочие, пенсионеры, лишившиеся трети своих сбережений, — отработанный материал.

Все члены комитета, в основном депутаты от «Единой России», дружно проголосовали за отрицательный отзыв на законопроект при одном воздержавшемся. В результате голосования фактически лишились своих средств, накопленных многолетним трудом, десятки миллионов граждан России на общую сумму около 7 трлн. рублей. Из них около 1,4 трлн. отобраны у неработающих пенсионеров.

Как же так случилось, что обычные граждане, не участвующие в азартных играх, в течение многих лет копившие свои кровные на «чёрный день» или на спокойную старость, в одночасье потеряли такую сумму? Финал этой драматической игры правительства с народом приходится на конец 2014 года, когда случился «чёрный декабрь». Но началось всё гораздо раньше: в тучные годы высоких цен на нефть, когда денег хватало на закупку импорта, члены правительства на форумах в куршевелях дискутировали об экономической политике и рассуждали о сравнительных качествах айфонов. Уже тогда раздавались здравые голоса, что пора бы серьёзно заняться развитием собственной промышленности. Но для этого нужны большие инвестиции, пришлось бы отказаться от монетарной политики и других либеральных принципов экономики, ухудшить отношения с Западом, решать массу внутренних проблем, включая махровую коррупцию и беззастенчивый распил бюджета, а этого так не хотелось. Легче было на всё закрыть глаза и внушать народу: «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Но вот всей этой идиллии наступил конец.

В 2014 году резко снизились цены на нефть. В конце года выяснилось, что российским предприятиям и банкам нужно платить по старым долгам, а новые кредиты на Западе не дают из-за санкций. Ситуацию усугубили валютные спекулянты. Они начали срочно закрывать рублёвые вклады и переводить рубли в валюту. Банковская система зашаталась. Банкиры и олигархи бросились к правительству за финансовой помощью, и оно выделило им рубли под смешные проценты или вообще без оных. Все радостно стали обменивать полученные рубли на валюту. Рубль немедленно рухнул. Все помнят ажиотажный спрос на товары длительного пользования, недвижимость, автомобили и другое имущество. Но основная масса граждан, в первую очередь пенсионеры, не делала ничего, как всегда, доверяя обещаниям правительства удержать рубль.

Что же получилось в итоге? К началу марта 2015 года покупательная способность рубля снизилась на 35% по сравнению с началом 2014 года. Правительство официально признало падение покупательной способности на 18,8%, но достаточно один раз зайти в магазин, чтобы понять, чего стоят эти официальные цифры. По данным Агентства по страхованию вкладов, общая сумма накоплений населения составляла на конец 2014 года около 20 трлн. рублей. Следовательно, покупательная способность накоплений населения снизилась на упомянутые ранее 7 трлн. рублей. Это прямые потери накоплений, которыми правительство заставило граждан расплатиться за свою игру в либеральную экономику. Если судить по распределению вкладов, то примерно 20% от этой суммы потеряли неработающие пенсионеры, 33% — граждане среднего достатка. На крупные вклады, в среднем по 5 миллионов, пришлось 47% от суммы потерь.

В законопроекте депутата Александра Потапова предлагалось частично возместить потери реальных накоплений из расчёта 50% для неработающих пенсионеров и 30% — для остальных вкладчиков. Общая сумма выплат должна была составить 0,78 трлн. рублей и 1,89 трлн. соответственно. Но правительство и депутаты-«единороссы» не намерены возмещать народу ни копейки.

Давайте посмотрим, насколько это справедливо и соответствуют ли Конституции эти действия. Будем исходить из следующих доводов:

1. Принудительное лишение реальных накоплений владельцев рублёвых вкладов вследствие падения покупательной способности действительно имело место. Это признаёт даже правительство, хотя и в меньшей сумме.

2. Падение покупательной способности рубля было вызвано действиями или бездействием правительства в течение нескольких лет. Ссылки на изменение цены на нефть и другие внешние факторы не снимают ответственности с правительства, так как оно должно было предвидеть такую ситуацию и принимать соответствующие меры. Непосредственной причиной резкого падения покупательной способности рубля послужили действия правительства по предоставлению кредитов предприятиям и банкам в общей сумме 3 трлн. рублей из государственных средств.

3. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ «…Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» рублёвые накопления граждан являются одним из видов имущества. Можно ли считать отчуждение части накоплений принудительным? Скорее да, чем нет. Эти средства пошли на укрепление пошатнувшейся экономики и на поддержку банков и предприятий, то есть явно на государственные нужды.

4. Правительство молча провернуло это дело. Даже после свершившегося факта потерь мы не услышали ни слова о признании потери накоплений в сложных экономических условиях и об обязательстве правительства их возместить.

5. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ обязанностью государства является защита прав человека и гражданина, в том числе и права собственности.

Приведённые доводы показывают, что в сложившихся обстоятельствах правительство обязано в соответствии со ст. 2, 35 Конституции РФ выплатить равноценное возмещение потерь рублёвых накоплений. Учитывая их огромный размер, выплаты могут быть произведены в виде начислений на суммы вкладов с правом использования начисленных сумм не ранее, чем через год, в виде облигаций или другими способами, так, чтобы не вызвать волну инфляции.

В обоснование законопроекта Александр Потапов привёл также довод, что компенсационные начисления являются одним из способов оздоровления экономики не через прямые субсидии банкам и предприятиям, а через механизм повышения покупательной способности населения. Конфискация накоплений привела к резкому спаду покупательной способности в 2015 году, по различным оценкам, на 15—20%, что, в свою очередь, ведёт к застою в экономике и банкротству предприятий. Компенсационные начисления, аккумулированные в банках, могли бы быть использованы для кредитования предприятий, повышения покупательной способности населения и стимулирования развития производства.

Не менее важна социальная направленность этого законопроекта. Владельцы рублёвых вкладов являются основными инвесторами экономики, причём сумма вкладов на порядок превышает сумму иностранных инвестиций. Необходимо, чтобы население почувствовало, что действия правительства направлены на защиту их накоплений, и поверило в надёжность и выгодность рублёвых вкладов.

Не случайно руководство Казахстана приняло решение о компенсации потерь вкладчикам при возникновении аналогичной ситуации с теньге летом прошлого года. Реализуемые Назарбаевым меры по защите вкладчиков полностью совпадают с принципами компенсации, предложенными в данном законопроекте.

Несмотря на конституционные нормы, население в очередной раз оказалось полностью беззащитным перед действиями правительства по изъятию накоплений граждан. Необходим специальный закон или раздел Гражданского кодекса, раскрывающий положения ст. 35 Конституции РФ и регламентирующий ответственность государства в части сохранения денежных накоплений. Сейчас это пустое законодательное поле. Депутат

А. Потапов попытался ввести законодательную норму на основе ст. 35 Конституции, но упёрся в непроходимую стену из правительства и депутатов-«единороссов».

15 марта депутат-коммунист будет представлять законопроект на пленарном заседании Государственной думы, где окончательно решится вопрос о выплате компенсаций. Но независимо от того, какое решение будет принято, борьба за права населения будет продолжена. Нужно обратиться в Конституционный суд с запросом о толковании применения ст. 35 к вопросу возмещения потерь реальных накоплений населения вследствие резкого снижения покупательной способности рубля, вызванного действиями государственных органов. Дальнейшие шаги, по-видимому, будут возможны уже с новым составом Государственной думы. Мы призываем всех не отсиживаться по домам, а приходить на избирательные участки, чтобы выбрать депутатов, которые реально будут защищать права населения и примут соответствующие законы. Как показывает данный случай, безразличное отношение к выборам может привести к существенным денежным потерям.

От редакции: Демагогические аргументы ельцинско-гайдаровской команды, будто потеря денежных сбережений населения обусловлена кризисом экономики, не выдерживают аргументов. Во-первых, одним махом освободив цены, либералы способствовали их стремительному взлёту, а следовательно — обесцениванию российской валюты и самих вкладов (а ведь к тому времени имелся опыт Китая, где поэтапно проводили реформу ценообразования, введя систему как свободных, так и регулируемых цен, придали также ценовому контролю более гибкий характер, но не упраздняли его. И начинали они с более худших условий). Во-вторых, была возможность компенсировать денежные потери. Так, правительство направило денежные средства на поддержку коммерческих банков. Также надо было пресечь экономические преступления (особенно деятельность ведущих банков, замешанных в афере с фальшивым авизо в 1992 — 1993 гг..). 

В настоящее время источниками компенсации сбережения могут быть ресурсы Резервного фонда, дивиденды от акций государственных компаний (особенно топливно-энергетического комплекса, но его сперва надо национализировать), введение монополии государства на производство и оборот этилового спирта.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *