«Фактор Алфёрова». Жоресу Ивановичу, в День рождения…

«Фактор Алфёрова». Жоресу Ивановичу, в День рождения…

Уважаемый Жорес Иванович!

Ваша роль в российской и мировой науке и общественной жизни не требует каких-либо лестных слов.

Петр Леонидович Капица в жизни ученого выделял по возрастному критерию четыре периода. Четвертый период (после 75 лет) он называл «божественным», когда можно уже ничего не делать, но быть почитаемым, как Бог. В российской науке у Вас право на «божественную» роль есть. Но как сам П.Л. Капица не следовал своей градации, так и Вы далеко не сибарит. Вы не боги, вы – большие «работяги» в самом высоком смысле этого слова.

Мы с Вами не знакомы, но у нас есть общие знакомые – наши учителя. Мои школьные годы, как и у Вас, прошли в Туринске.

Семья Баталовых, в том числе Павел Баталов, Ваш товарищ по охоте, в 1947 году, когда я приехал в Туринск, жила по улице Социалистической, напротив нашего дома, когда я приехал в Туринск в конце 40-х.

Борис Пантелемонович Буданцев, бывший директор заводской школы и преподаватель физики, в 50-е годы переехал в центр Туринска и стал преподавать математику в средней школе №1. Учебный материал излагал на своеобразном бытовом языке…

Туринск (бывший Епанчинск) известен Ермаком, декабристами И.И. Пущиным, Н.В. Басаргиным, В.П. Ивашевым, И.А. Анненковым, Е.П. Оболенским и другими, прошедшими через ссылку в этом городе.

В маленьком Туринске в 40-е годы было не так уж много школ – всего пять. Начальная школа на берегу речушки Елынки была известна тем, что в ней до революции располагалась пересыльная тюрьма, и в ней какую-то часть своей жизни провел Александр Грин, автор книги «Алые паруса».

Достопримечательностью семилетней школы на улице Культурной был преподаватель химии, физики, немецкого, английского языков – человек, который по-русски именовался Романом Романовичем Яхно. Во время Первой мировой войны он, генерал химических войск Австро-Венгерской армии, попал в русский плен, да так и остался жить в маленьком Туринске и основательно обрусел. Хотя он был своеобразным «немцем», мы, школьники, над ним никогда не подшучивали, а очень-очень его уважали.

А еще в семилетней школе Туринска завучем работала очень спокойная тихая женщина, фамилия которой была Малых. Она приехала в Туринск из Красноуфимского района Свердловской области. У нее не было своей квартиры, и она некоторое время с сыном жила у нас. Впоследствии ее сын, Владимир Александрович Малых, стал известным физиком, изобретателем тепловыделяющих элементов для атомных электростанций ТВЕЛОВ, главным технологом первой в мире атомной электростанции в Обнинске, лауреатом Ленинской премии за №1 (вместе с И.В. Курчатовым и Н.А. Долежалем), Героем Социалистического Труда.

С самим Владимиром Александровичем мне довелось встретиться дважды. Первый раз, когда он на день или два заезжал к матери. Второй раз, когда он, уже достигший известности, стал «секретным физиком» и приезжал в нашу Туринскую школу №1, которую считал своей альма-матер. Перед войной без диплома работал преподавателем физики.

Владимир Александрович после ранения на фронте в 1944 году стал студентом МГУ. Не успев закончить университет, стал заведующим лабораторией, которой как раз была поручена разработка ТВЭЛов. Он блестяще справился со своей задачей. Это подтверждает и Н.А. Долежаль в своей книге «У истоков рукотворного мира». В советской науке был уникальный случай, когда ученая степень доктора наук была присуждена В.А. Малых за выдающиеся достижения, за жизненный подвиг без диплома о высшем образовании, минуя степень кандидата наук.

На той памятной встрече в Туринской средней школе Владимиру Александровичу было всего 33 года, но он уже имел государственные награды высокого уровня и статус «секретного физика». Именно тогда он сказал, что считает Туринскую среднюю школу №1 своей альма-матер и устанавливает для нее квоту. Лучший ученик по рекомендации нашего преподавателя А.Г. Неймышева может гарантированно поступать в институт, в котором он уже был заместителем директора. Александр Григорьевич сразу же назвал меня, и мы беседовали с Владимиром Александровичем около часа. Увидев на моей парте книгу «Физика межзвездной плазмы», он удивился, что это интересует школьников в маленьком захолустном городке…

Так я встретился с первым в своей жизни ученым. Он оставил неизгладимое впечатление.

…Недавно по телевидению был сюжет с «исследованием» на улицах Москвы. Прохожих спрашивали, как они относятся к науке и ученым. Только 1% опрошенных к науке относились положительно. А из имен ученых называли Григория Перельмана, Сергея Петровича Капицу и Вас – Жореса Ивановича Алферова.

Признаться, я тоже проводил своеобразное «тестирование» со своими студентами. Более двадцати лет я заведовал кафедрой в Камском политехническом институте и Камской государственной инженерно-экономической академии. В настоящее время этот вуз входит в состав Казанского федерального университета. Встречаясь с первокурсниками, я обычно задавал им вопрос: хотели бы они быть богатыми? Всегда поднимался лес рук – 100%. Потом, когда заходила речь о роли науки, спрашивал: хотели бы они быть профессорами вузов и учеными? Никогда ни одной руки – 0%.

Но вот недавно один студент на вопрос о профессорах и ученых задал мне встречный вопрос: «А сколько получает профессор вуза?» Я уклончиво пояснил: примерно так, от восьми тысяч и выше. В аудитории воцарилась тишина. Я прекрасно знал, что «индекс жизненных посягательств» выпускников вузов в Татарстане 30 тысяч рублей и выше, в Санкт-Петербурге – 50 тысяч рублей и выше, в Москве – 70 тысяч рублей и выше… А тут всего «от восьми тысяч»… В установившейся тишине после моего вопроса о желании работать профессорами вуза я услышал полушепот: «Среди нас вы таких идиотов не найдете…».

В газете «Республика Татарстан» в феврале 2016 года был опубликован индексный рейтинг специальностей за последние три года. Только у трех специальностей был обозначен понижающий рейтинг: «ученый», «профессор вуза», «священнослужитель».

Это еще одна иллюстрация к Вашим высказываниям о нынешнем отношении к науке.

…Преподаватель математики в Туринской средней школе №1 Ефросинья Игнатьевна Курицина-Семухина, которая, кстати, во время войны училась в заводской средней школе, в которой учились и Вы, и возможно знали ее как школьницу, часто говорила нам, ученикам послевоенных лет: «Лучшие школьники, каких я видела, были школьники военных лет». Это о вашем поколении. Блистательном поколении!

Уральский политех (УПИ), в котором я учился в 1950-е годы, дал стране 75% всех инженеров, заканчивавших советские вузы в 40-е годы. Многие из выпускников этого вуза стали видными учеными и организаторами послевоенной промышленности СССР. Мне посчастливилось со многими из них сотрудничать.

Среди выпускников этого вуза мог бы быть Ваш старший брат Маркс, который поступил на физтех этого института и мог бы стать физиком-атомщиком. Но судьба поколения, которому в 40-е годы пришлось определять судьбы России на полях Великой Отечественной войны, была трагической и героической.

Мы действительно другие. Мне выпало счастье десятилетним парнишкой стоять в пяти шагах от маршала Г.К. Жукова, слышать его речь, радостный смех, когда он встретил в Туринске своего однополчанина по гражданской войне, работавшего в одном из сел Туринского района конюхом. Я видел сцену, когда лучший полководец Второй мировой войны обнимался с конюхом в старом тулупе. Я слышал И.В. Курчатова, был близко знаком с теми, кто создал сталь для башни танка Т-34, лучшего танка Второй мировой войны. После окончания УПИ, работая на авиационном заводе в Каменск-Уральском, мне довелось встречаться с министрами, генеральными и главными конструкторами, которые создавали мощную авиационную и ракетную технику. Под руководством Д. Устинова была создана мощная национальная инновационная система СССР, остатки которой напоминают о себе и сейчас.

Постановка высшего инженерного образования в СССР как в Уральском политехническом институте, так и в Ленинградском политехническом институте, директором которого был выпускник металлургического факультета Уральского индустриального института В.С. Смирнов, отличалась тенденцией к политехнизации и овладении рабочими профессиями на институтском этапе получения диплома инженера. На первом курсе, в первом семестре, все студенты технических вузов изучали дисциплину ХОМ (холодная обработка металлов), и каждый студент обязан был своими руками от начала до конца выполнить все слесарные, токарные, сварочные и т.д. операции и готовое изделие сдать ОТК как экзамен, который заносился в зачетную книжку.

Затем требовалась глубокая практика на заводе. Три месяца я лично отработал в цехе крупного стального литья на Уралмашзаводе, чтобы получить свидетельство о том, что я овладел специальностью формовщика. После третьего курса такая же практика на Уралвагонзаводе и свидетельство о квалификации сталевара. Потом был Минский тракторный завод, где я работал на инженерной должности и только потом, выполнив дипломный проект, защищал диплом инженера.

В настоящее время в вузах подготовка инженеров практики сокращены до предела. У «бакалавров» две недели «обзорной» практики и месяц преддипломной практики на четвертом курсе.

Вроде технический прогресс невообразимо усложнился, а подготовка специалистов донельзя упростилась.

Простите, что в письме в такой день я отвлекся на проблемы, но это – наболевшее.

Уважаемый Жорес Иванович! Для мыслящих ученых России Вы значимее, чем самые популярные политики. Это политикам кажется, что они выбирают вектор развития страны. Будущее страны – в научно-технических лабораториях. Ученые, профессора, а не политики в долгосрочной перспективе «властелины колец». То, что посеют профессора вузов, то потом взойдет либо великолепными всходами, либо сорняками. Такова роль в государстве людей, получающих «от восьми тысяч рублей и выше».

Ваша роль в российской науке и политике сложна, увита не только розами, но и острыми шипами. Мы, Ваши последователи и коллеги, это отчетливо видим!

…Однажды, это было в 2004 г., на одной из научных конференций в Екатеринбурге, я сказал Дмитрию Семеновичу Львову, что в двухстах километрах от Екатеринбурга находится школа, в которой учился Жорес Иванович Алферов. Он схватил меня за руку и потянул к выходу: «Едем… Едем быстрее. Я хочу видеть школу, в которой учился Жорес Иванович». Съездить в Туринск тогда не удалось. Но показательно то, как интеллигентный и деликатный Дмитрий Семенович воспламененно реагировал на факт, связанный с Вашей биографией.

«Фактор Алферова» часто возникал в моем общении с Сергеем Петровичем Капицей, Сергеем Павловичем Курдюмовым, Георгием Геннадьевичем Малинецким, с коллегами в Санкт-Петербурге и других городах.

Уважаемый Жорес Иванович, в День Вашего рождения – сил Вам, здоровья, победы в Вашей борьбе!

Вы крайне нужны России! Вы очень нужны молодежи России.

На сайте http://synergy.esrae.ru/ №6, 2015 я разместил брошюру «Делать жизнь с кого… (Ж.И. Алферов)».

У российской молодежи должны быть высокие достойные ориентиры.

 

 

Б.Л. КУЗНЕЦОВ,

доктор технических наук

От редакции: Редакция сайта МГК КПРФ присоединяется к поздравлениям Жореса Ивановича Алфёрова, ко всем пожеланиям, которые были высказаны в его адрес. Мы также желаем всех благ и успехов выдающемуся Российскому учёному, коммунистическому деятелю и уверены, что его действия в области науки и политики станут примером для подражания для всех поколений.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *