15 марта было принято окончательное решение об отставке руководителя АвтоВАЗа Бу Андерссона. Его место займет глава румынской дочки Renault француз Николя Мор. Зампредседателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин прокомментировал это симптоматичное кадровое решение.
Коммунисты трижды ставили вопрос о смене президента ОАО «АвтоВАЗ». Было изначально ясно: то, что творится с главным производителем автомобилей в России, добром не кончится. Первый депутатский запрос был направлен вскоре после назначения Бу Андерссона руководителем автогиганта.
Мы просто напомнили правительству, что в период руководства г-на Андерссона заводы «Группы ГАЗ» перестали выпускать даже модель «Volga Siber», созданную на лицензионной платформе американских Chrysler/Dodge, не говоря уже о моделях на базе отечественных разработок. Иными словами, в период нахождения г-на Андерссона на посту директора «Группы ГАЗ», как минимум, произошло полное прекращение производства легковых некоммерческих автомобилей марки «ГАЗ» (проще говоря, знаменитой «Волги»).
Ответ за подписями вице-премьера Аркадия Дворковича и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова давал ложную надежду: «Минпромторг России считает целесообразным рассмотреть вопрос оценки деятельности Бу Инге Андерссона в должности президента ОАО «АВТОВАЗ» по итогам работы ОАО «АВТОВАЗ» в 2014 году«.
Видимо, понятие об эффективности у правительства и КПРФ, как обычно, сильно отличается. Они рады, что Андерссон научил рабочих поддерживать чистоту в цехе, а КПРФ тревожится, что с предприятия увольняют лучших российских инженеров и специалистов, а Россия окончательно теряет единственное собственное независимое производство подобных автомобилей.
На тот момент даже вице-президент по техническому развитию АвтоВАЗа Евгений Шмелев покинул завод «по собственному желанию». Причиной этого «желания», по имеющейся информации, стали разногласия Шмелева и президента компании Бу Андерссона во взглядах на долгосрочную стратегию развития АвтоВАЗа.
Шмелев был против организации на заводе в Тольятти сборочного производства лицензионных автомобилей и говорил, что предприятие может утратить собственную компетенцию.
Кроме этого, был уволен советник Шмелева, директор по инжинирингу Сергей Курдюк, который был руководителем подразделения, курировавшего инжиниринг при разработке различных моделей Lada в последние три года, а также начальник кузовного управления Игорь Селявин и начальник отдела закупки оборудования Андрей Гильбух, занимавшихся соответственно разработкой интерьера и экстерьера новых моделей АвтоВАЗа и закупками технического оборудования.
Тогда только в 2014 году планировалось уволить 12 800 сотрудников предприятия, сократится их число до 53 тыс. человек (в конце 2013 года на АвтоВАЗе работали 65 900 человек).
В этой связи, депутаты КПРФ обратились к президенту с призывом остановить повальные сокращения,организовать и взять под личный контроль сохранение и развитие в России собственного независимого производства легковых некоммерческих автомобилей, а также принять меры по необходимой для достижения указанных задач смене руководства ОАО «АвтоВАЗ».
Ответ Администрации Президента откровенно удивил: уровень локализации, по их мнению, достаточно высок, а решение о смене президента АвтоВАЗа принимает совет директоров. Данные о массовом увольнении рабочих и вовсе остались без внимания.
В этой связи, пришлось повторно обратиться в правительство, чтобы они приняли меры, направленные на изменение политики массового сокращения работников, а также перехода к отвёрточной сборке лицензированных иностранных марок автомобилей.
Ответ вновь был издевательски пуст. Проблемы рабочих полностью проигнорированы. Насчет увольнения Андерссона правительство, что называется, «включает дурачка». Решение о смене руководства АвтоВАЗа действительно должен принять совет директоров, однако в него входят, в частности, гендиректор госкорпорации «РОСТЕХ», его первый заместитель и 2 заместителя, член правления госкорпорации »Внешэкономбанк», гендиректор ОАО »КАМАЗ» и председатель профкома ОАО «АВТОВАЗ».
Еще в самом первом запросе депутаты КПРФ отметили, что президент назначается советом директоров общества, большинство членов которого либо находится в подчинении правительства как представители госкорпораций, либо, по меньшей мере, учитывают мнение председателя правительства и руководителей соответствующих министерств при принятии кадровых решений.
Почему же гендиректор РОСТЕХа Сергей Чемезов только сейчас выразил недовольство по поводу того, что Андерссон слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков? А главное, зачем менять одного иностранца на другого?
Очевидно, что ставленнику альянса Renault-Nissan, экс-главе румынской дочки Renault французу Николя Мору не нужно развитие независимого российского автомобилестроения, у него лишь одна задача — приносить прибыть Renault.
Выходит, вместо модернизации автопрома России, руководство страны почти полностью утеряло контроль над единственным, стратегически важным производителем отечественных легковых некоммерческих автомобилей. Коммунисты предостерегали от этого еще тогда, когда государство распродало все акции ОАО «АвтоВАЗ», кроме 25 %, оставшихся у РОСТЕХа. Именно тогда более 50 % акций скупил альянс Renault-Nissan.
Возможность того, что компания Renault-Nissan изначально имела цель устранить зарождающуюся конкуренцию со стороны дешевых российских автомобилей, никому не должна казаться надуманной тем более, когда она практически реализована.
Так или иначе, необходимо принимать экстренные меры для спасения независимой автомобильной промышленности. Если требования КПРФ о сохранении компетенции российских автостроителей, отказе от сборочного производства иностранных автомобилей и восстановлении достаточного контроля над АвтоВАЗом не будут выполнены, то в условиях санкционной войны и нарастания геополитических противоречий Россия рискует остаться без легковых автомобилей в принципе.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.