Повседневная жизнь космонавтов. К 55-летию полета Ю.А.Гагарина. Часть 3.2.

Повседневная жизнь космонавтов. К 55-летию полета Ю.А.Гагарина. Часть 3.2.

Морские тренировки

Тренировки по выживанию в случае посадки в водоем (море, реку, озеро) считаются одними из самых трудных в подготовке космонавта. Экипаж должен быть готов к тому, чтобы быстро покинуть спускаемый аппарат и продержаться на воде до прибытия спасателей.

На тренировках используется реальный спускаемый аппарат космического корабля «Союз», но без начинки, то есть более свободный. Наибольший диаметр — 2,2 метра. Полный объем — 4 кубических метра, свободный объем для трех членов экипажа в спасательных скафандрах — всего 3 кубических метра. В реальности будет еще меньше.

Перед тренировкой спускаемый аппарат с учебным экипажем опускают на воду с борта учебного судна. Космонавты сидят пристегнутыми в своих креслах и в зашнурованных скафандрах. Представьте себе квадратный ящик с высотой, длиной и шириной по 1,5 метра, болтающийся на морских волнах (если на море штиль, то спускаемый аппарат будут специально раскачивать инструкторы). И внутри сидят три человека…

За строго опеределенное время космонавты должны снять с себя скафандры, снять со стенок спускаемого аппарата свертки с теплой одеждой и водонепроницаемыми костюмами, а также блоки НАЗа — носимого аварийного запаса. Затем надеть теплые костюмы и сверху — водонепроницаемые, затем взять по упаковке НАЗа и по очереди, помогая друг другу, покинуть спускаемый аппарат и собраться вместе в воде. После этого надо достать из НАЗа специальный плотик и радиостанцию и сигнальные ракеты. Установить радиостанцию на плотике и связаться со спасателями, после подавать сигналы ракетами. Попробуйте дома просто на скорость переодеться, и поймете, что такие номера показывают только артисты цирка и космонавты. А времени на то, чтобы покинуть спускаемый аппарат, у экипажа немного — не более минуты. После этого спускаемый аппарат, если не утонет, то наверняка начнет тонуть.

Во время испытательных тренировок проверялась способность срочная эвакуация в штормовом море. С задачей за минуту справлялись чисто мужские и смешанные экипажи. А вот чисто женские экипажи в норматив так и не уложились. Возможно поэтому в истории еще ни разу не было полета в космос полностью женского экипажа.

Тренировки на выживание

Могут быть ситуации, когда спускаемый аппарат приземлится в горах, в тайге, в зимнем лесу или тундре. Если местность окажется малонаселенной или безлюдной, то экипажу до прибытия спасателей надо продержаться. Тренировки на выживание проводятся «в полях». Например, учебный экипаж могут доставить в зимний лес, а также туда доставляют учебный спускаемый аппарат. В распоряжении космонавтов только уже упоминавшийся НАЗносимый аварийный запас. В него входят: рация, ракетница с сигнальными ракетами, аптечка с лекарствами, теплая одежда, спички, запас воды и продуктов.

В ходе тренировки космонавты учатся разводить костер, строить с помощью хвороста и ткани от парашюта шалаш или вигвам, ориентироваться на местности, искать воду. Вся тренировка проходит в «условиях, максимально приближенных к боевым». Случаев, когда космонавтам приходились использовать навыки, полученные на тренировках по выживанию, в истории немного, но они всегда должны быть готовы к тому, чтобы выжить в суровых условиях.

Вестибулярные тренировки

У многих есть дома или на работе кресла, которые крутятся. Очень удобно, не надо часто вставать. Похожие кресла используют и для тренировки вестибулярного аппарата у космонавтов.

Космонавт садится в кресло, которое начинает равномерно вращаться, а космонавт должен попеременно наклонять голову вперед или назад, влево и вправо. Потом дается минута отдыха, после чего вращение начинается в другую сторону. Называется такое кресло КУК (Кориолисова ускорения кресло). А тренировки называются Н-КУК (непрерывный) и П-КУК (прерывистый). Вестибулярные тренировки не пользуются у космонавтов популярностью — упражнения вызывают тошноту, головокружение, слабость. Но вестибулярные аппарат привыкает, и в невесомости легче адаптируется. Чтобы избежать «космической болезни», выполняемые движения учат владеть собой и «обманывать» организм. В этом важность вестибулярных тренировок. Впрочем, вестибулярный аппарат у всех людей разный. У кого-то он необычной устойчивый, у кого-то нет. Один космонавт сравнил тренировку с «приятным покачиванием на волнах», а другому тренировка показалась похожей на вальс.

«Сурда» и другие испытания

К чему еще должен быть готов и подготовлен космонавт? В условиях космического полета внутри корабля или станции могут меняться температура, давление, повышаться уровень шума или вдруг может наступить полная тишина. Еще при подготовке первых космонавтов ученые задумались над этим: не испугается ли человек в таких условиях? Поэтому на Земле были придуманы тренажеры, помогающие космонавтам привыкнуть к необычной тренировке. Так появились термокамера, барокамера и сурдокамера. Это небольшие кабины, внутри которых могут поместиться как экипаж, так и один человек. Чаще всего космонавт тренируется один.

Термокамера напоминает жарко натопленную баню. Космонавт должен спокойно сидеть и попросту потеть. Этим вырабатывается выносливость к высоким температурам.

В барокамере проверяется готовность космонавта переносить перепады давления, например «пикирование» с 5 км, а потом с 10 км.

В сурдокамере, или «сурде» космонавта вновь ждут тишина и изоляция. Но тишина не мертвая — шумят вентиляторы, часы, доносятся звуки за пределами камеры. Космонавт проводит в «сурде» несколько дней, обычно три или пять. Первоначально космонавтов готовили к работе в одиночестве и тишине, а не в условиях высокого шума на орбитальной станции в компании товарищей по экипажу. Поэтому сегодня тренировки в «сурде» больше направлены на то, чтобы космонавт был готов психологически к работе и жизни в замкнутых пространствах, научился понимать, что он не одинок сейчас и не будет одинок на орбите. Если в космосе он сможет позвонить на Землю родственникам, то снаружи «сурды» за ним следят специалисты и врачи.

В сурдокамере космонавт должен заполнять дневник оператора, с указанием даты, позывного, показаниями температуры, давления, пульса и общего самочувствия. Космонавт может взять с собой книги, пить чай. Заниматься физическими упражнениями не рекомендуется, чтобы сохранять бодрость. Космонавта навещают товарищи, ему можно передать записку. Врачи регулярно просят замерять пульс и давление, а психологи могут попросить пройти тест, написать сочинение, решить задачи. Потом космонавту предстоит проработать три дня и две ночи, проведя без сна трое суток. Отчасти это напоминает о жизни студентов, для которых работа по 36-40 часов становится привычной, что доказывает высокую способность молодого организма к длительному бодрствованию. В принципе, космонавты и есть студенты, которые постоянно учатся, и как заметил один космонавт: «Зачем молодым «сурда»? У них учеба в институте, работа по вечерам, иногда уход за ребенком — уже сплошная «сурда»!»

Планетарий

В ЦПК есть свой планетарий. Космонавты изучают карту звездного неба: около девяти тысяч звезд можно исследовать здесь благодаря специальному экрану, который позволяет представить вид звездного неба на высоте 500 километров над Землей. Фактически это то же самое, что заглянуть за горизонт. Можно увидеть много больше, заглядывая за горизонт. Это полезно и в жизни, не только в космосе.

Английский язык

Космонавты обязаны проходить подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона (США), а также в космических центрах Европейского космического агентства, Японии и Канады. Подготовка зарубежных космонавтов производится на этапах ОКП и в составе экипажа.

Требования по английскому языку оцениваются по системе изучения языка «American Council on the Teaching of Foreign Languages». Всего данная система предусматривает десять уровней знания языка. После общекосмической подготовки космонавт должен знать язык не ниже уровня «Intermediat Low» (четвертый уровень из десяти снизу), а перед включением в экипаж — не ниже уровня «Intermediat High» (шестой уровень снизу). Считается, что этот уровень достаточен для работы международного экипажа. Говорящие на этом уровне способны уверенно поддерживать разговор, принимать решения по несложным ситуациям. Впрочем, ошибки могут быть. После подготовки в экипаже, в том числе в стране носителей языка, уровень, естественно, повышается.

Государственный экзамен

После завершения ОКП будущие космонавты сдают государственный экзамен, который принимает Межведомственная квалификационная комиссия (МВК). В её составе — опытные космонавты, преподаватели и инструкторы, инженеры и конструкторы, врачи и медики. По сложившимся традициям, экзамен принимается в Белом зале ЦПК, там же, где проходят все другие важные события. Помимо кандидатов и членов МВК, на экзамен могут прийти другие сотрудники и преподаватели ЦПК. Иногда на экзамен разрешают прийти близким родственникам.

Момент очень торжественный. Позади необычайно трудная подготовка, кандидаты волнуются. Много недель они готовились к этому экзамену, объем знаний, который от них потребуется, очень велик. Каждый экзаменационный билет содержит четыре вопроса — по теории космического полета и испытаний космической техники, системам космического корабля, по системе управления движением, по научным экспериментам. Конечно, уровень проникновения в системы корабля начальный, кандидат должен продемонстрировать общее понимание принципа работы и основных команд. Нештатные ситуации не затрагиваются, это следующий уровень подготовки. Но все равно, по разноплановости изучаемых наук, вместе с большим количеством различных тренировок и дополнительных занятий, ОКП — это действительно хороший исходный уровень знаний. Как показала жизнь, «начальная школа» космонавта отнюдь не легка, и не все смогли её закончить.

Каждый кандидат отвечает на вопросы билета и вопросы комиссии по несколько часов, и экзамен нередко длится два дня. Один космонавт, выйдя в коридор после сдачи экзамена, произнес крылатую фразу, лучше всего характеризующую отбор космонавтов и ОКП: «Отбирали по здоровью, а спрашивали как с умного!».

На следующий день после экзамена МВК присваивает каждому кандидату квалификацию «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь». Каждый получает своеобразный диплом – «Удостоверение космонавта». По сути, это полноценный диплом о высшем образовании, учитывая объем сданных кандидатами зачетов и экзаменов.

Удостоверения космонавтов — это книжицы красного цвета размерм 16х11,5 сантиметров, они были отпечатаны в 1981 г. тиражом в двести экземпляров. На обложке изображен герб СССР и стоит надпись «Удостоверение космонавта». В удостоверении указан его номер, фамилия, имя и отчество космонавта, даты прохождения ОКП, дата решения МВК  присвоении квалификации и присвоенная квалификация. Подпись председателя МВК заверена гербовой печатью. В 1982 г. были выписаны первые 82 удостоверения — по количеству космонавтов, прошедших на тот момент общекосмическую подготовку и зачисленным на должности космонавтов-испытателей или космонавтов-исследователей. Поскольку тираж получился большим, данные удостоверения продолжали выдавать новым космонавтам и после распада СССР. Потом были выпущены аналогичные российские удостоверения. У космонавтов Ю.М.Батурина, О.В.Котова и С.Н.Рязанского есть двойная квалификация — космонавт-испытатель и космонавт-исследователь.

После получения удостоверений дипломированные космонавты-испытатели и космонавты-исследователи приступают ко второму этапу подготовки перед полетом в космос — подготовке в составе групп.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *