Символ своей эпохи

Символ своей эпохи

Москвичи и гости столицы любят гулять по центру города. Одно из самых интересных архитектурных сооружений, встречающееся на их пути, — гостиница «Метрополь». Она по праву считается ярким историко-архитектурным памятником модерна. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, он хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве.

До сих пор фасады фешенебельной гостиницы «Метрополь» в центре российской столицы украшают панно из майолики. Одно из них, занимающее центральное место, выполнено по картине Михаила Врубеля. Это — «Принцесса Грёза».

У этого шедевра — своя история. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах французского поэта Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», получившего в русском переводе Т.Щепкиной-Куперник название «Принцесса Грёза». Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Позднее появился вальс «Принцесса Грёза». Тогда же Сергей Юльевич Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них художник как раз и выполнил на сюжет пьесы Ростана. При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Саввы Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор великолепное творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему, а живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в Третьяковской галерее в зале Михаила Врубеля.

Обратимся к биографии этого выдающегося и одного из самого загадочных русских художников конца ХIX–начала ХХ веков

Итак, Михаил Александрович Врубель — сын офицера русской службы. Он родился в 1856 году, 17 марта (5 марта по старому стилю) в сибирском городе Омске. Мать мальчик потерял рано, она умерла, когда ему было всего три года. Через четыре года отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель — серьезной пианистке с хорошей школой. Будущий художник-символист стал ее внимательным слушателем, полюбил музыку. Элементы живописи, музыки и театра, по воспоминаниям современников, стали с ранних лет его жизненной стихией.

Отец мальчика — строевой офицер, участвовавший в Крымской кампании, впоследствии избрал стезю военного юриста; долг службы требовал частых переездов. Михаил Врубель родился в Омске, а закончил гимназию в Одессе. По сохранившимся врубелевским письмам гимназического периода вырисовывается довольно отчетливый образ: типичный отличник, общительный, начитанный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, щеголяющий иностранными словечками и комичными галлицизмами, играющий красотами эпистолярного слога не столько от избытка литературной фантазии, сколько от желания быть забавным в скучном эпистолярном жанре.

Окончив гимназию с золотой медалью, юноша в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. В первые годы университетской учебы ему довелось быть гувернером и домашним учителем в семействе, с которым летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию.

Увлечение любительским рисованием продолжается. Осенью 1889 года Врубель переезжает в Москву. Здесь художник пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, заканчивает «Демона» и выполняет иллюстрации к Лермонтову. Позднее делает скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики (Снегурочка, Лель, Волхова, Садко, Купава, Египтянка и пр.), пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки.

Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства — значение его в истории русской живописи очень велико. Он замечателен не только как автор прекрасных картин, но и как один из первых, указавших путь современной монументальной живописи. Картины Врубеля — подлинные жемчужины таланта, вдохновения и поэзии среди скучной и унылой живописи рубежа веков.

Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий. Это взволнованная исповедь. Это крик души, боль сердца. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Михаила Врубеля. Символистская эпоха акцентировала в его жизни, по словам А.Блока, «печать безумия и рока», его безумная одержимость образом Демона, который неотступно преследует художника, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к нему вновь и вновь, искать все новые методы, материалы и техники для воплощения..

«Его картины поражают своей стилистической каллиграфией, своей маэстрией, своей благородной и спокойной гаммой, ничего общего не имеющей с шикарным «росчерком», сладкими красками художников старшего поколения или с паточным изяществом какого-нибудь Мюша. Хамелеонство, отзывчивость, податливость Врубеля безграничны. Человек, сумевший несравненно ближе, нежели Васнецов, подойти к строгим византийцам в своих кирилловских фресках и с таким же совершенством, так же свободно и непринужденно подражающий лучшим современным западным художникам — не просто ловкий трюкер, но нечто большее, во всяком случае странное и выдающееся явление…». Именно так оценивал творчество Александр Бенуа.

В пространстве, где звучат разговоры об искусстве, имя Врубеля издавна окружено ореолом легенды. Конечно, удивительное и странно-интригующее под номером один — это то, что Врубель закончил жизнь в психиатрической клинике.

Врубель пробыл в психиатрической лечебнице сравнительно долго — с 1902 по 1910 год, год его смерти. Ему, видимо, было уже все равно, что его, имевшего репутацию первого и главного декадента среди живописцев, произвели в академики. Он не знал о триумфальном успехе в России и Европе того самого «Мира искусства», в первых выставках которого сам когда-то участвовал. Увы, он не стал свидетелем великих событий первой русской революции. Вся чрезвычайно насыщенная событиями историческая эпоха прошла мимо него.

Доктор Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, оставил любопытные воспоминания о том периоде. Вот, что он писал: «Часто приходится слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности… С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми: они у него погибли последними, так как были первыми».

До тех пор, пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть (в 1906 году наступила слепота) — он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства, — и это тоже одна из удивительных особенностей его творческой биографии.

Известно, что талантливых художников немало, но гениев, как правило, — единицы. На мой взгляд, Михаил Врубель является одним из таких гениев. С одной стороны, он символизирует определенную историческую эпоху, эпоху ожидания перемен в жизни, в обществе, в искусстве, с другой стороны, намного опережает то время, в котором живет и творит. Окунитесь в его творчество! В зале Третьяковской галереи, где выставлены его картины, царит его дух, его образ окружает входящих посетителей, словно парит над миром.

Смотрите его картины! Приобщайтесь к великому художественному наследию нашего Отечества.

Когда будете проходить мимо гостиницы «Метрополь», обратите внимание на мозаичное панно. На вас с него будет смотреть «принцесса Греза», символ любви и верности. Символ вечности жизни!

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *