Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 22.

Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 22.

 К началу 1965 г. «космическая гонка» между СССР и США вступила в финальный этап. СССР дважды опередил США, запустив в космос первый искусственный спутники и первого космонавта. К 1965 г. вокруг Земли совершили орбитальные полеты девять советских космонавтов, в США по околоземной орбите летали только четверо, а еще двое совершили суборбитальные «прыжки» в космос. Космические ведомства обоих сверхдержав готовились к полетам на Луну и высадке на её поверхность. И поначалу у США не было существенного практического опыта организации подобных полетов. А на Луне человеку неизбежно предстояло работать в условиях открытого космоса. И чтобы получить знания и опыт такой работы, человек должен был сначала научиться работать в открытом космосе на околоземной орбите.

Американское космическое агентство NASA заранее озвучило планы, что первым человеком в открытом космосе станет астронавт Э. Уайт – пилот экипажа космического корабля «Джемини-4», конструкция которого позволяла осуществить такой выход. Старт «Джемини-4» был намечен на лето 1965 г., а весной 1965 г. должен был состояться испытательный полет нового корабля – «Джемини-3».

Советские конструкторы приняли вызов, и в СССР началась подготовка к космическому полету, с программой выхода одного из космонавтов в открытый космос. Времени, чтобы создать полностью новый корабль, аналогичный «Джемини», у советских инженеров не было. Поэтому было решено модернизировать для данной цели уже «обкатанный» корабль «Восход». Ранее на нем в космосе побывал первый космический экипаж – «Восход-1», с космонавтами В.М.Комаровым, К.П.Феоктистовым и Б.Б.Егоровым.

«Восход» был оснащен двигателями мягкой посадки перед касанием поверхности земли, но мог принять на борт трех человек без скафандров, или двух в скафандрах. Поэтому конструкторы во главе с С.П.Королевым приняли решение установить на «Восходе» специальную надувную шлюзовую камеру. В космосе камера надувалась, один космонавт переходил в неё в скафандре, после чего камера герметично изолировалась от кабины корабля. Затем из камеры стравливался воздух и космонавт, открыв выходной люк, мог выйти в открытый космос. Конструкция была уникальной и простой, однако никто не мог дать гарантии, что в полете не будет серьезных отказов или сбоев.

Выход в открытый космос на улучшенной версии корабля предстояло осуществить экипажу «Восхода-2». Командиром был назначен П.И.Беляев, а пилотом А.А.Леонов. Оба космонавта были участниками первого «гагаринского» набора. П.И.Беляев на тот момент, был самым старшим в отряде по возрасту, ему было 39 лет. До зачисления в отряд он успел поработать в тылу Великой Отечественной войны, закончить в трудные годы училище летчиков и повоевать с японцами. А.А.Леонов был намного моложе командира, ему было 30 лет, до зачисления в отряд космонавтов он служил летчиком в Группе советских войск в Германии.

П.И.Беляев и А.А.Леонов были утверждены в экипаж корабля «Восход-2» в июле 1964 г. Дублерами были назначены космонавты В.В.Горбатко и Е.В.Хрунов. Позже к подготовке к полету был привлечен космонавт Д.А.Заикин. Для выхода в открытый космос был разработан специальный скафандр «Беркут». Отработка этапов выхода проводилась в самолете-лаборатории, в условиях искусственной невесомости.

9 февраля 1965 г. Государственная комиссия окончательно утвердила экипаж П.И.Беляева и А.А.Леонова, в состав дублирующего экипажа вместо  В.В.Горбатко был переведен Д.А.Заикин.

Однако в день старта с космодрома Байконур 18 марта 1965 г. скафандры, кроме П.И.Беляева и А.А.Леонова, надел только один из дублеров – Е.В.Хрунов. Специалисты решили, что в экипаже из двух человек в случае чрезвычайной ситуации, целесообразней заменить только одного космонавта. Поэтому Е.В.Хрунов был готов занять место как П.И.Беляева, так и А.А.Леонова.

Старт «Восхода-2» состоялся 18 марта 1965 г. в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на околоземную орбиту была надута шлюзовая камера. Оба космонавтов были в скафандрах, П.И.Беляев следил за работой бортовых систем и должен был помочь А.А.Леонову в случае трудностей при выходе. На втором витке был открыт люк между кабиной корабля и шлюзовой камерой. А.А.Леонов перешел внутрь, П.И.Беляев закрыл его и начал разгерметизацию камеры. В 11:32 по московскому времени П.И.Беляев выдал команду на открытие выходного люка шлюзовой камеры, и в 11:34 А.А.Леонов вышел в безвоздушное пространство открытого космоса. В этот момент в эфире прозвучала фраза П.И.Беляева: «Человек вышел в космическое пространство!». Чтобы не улететь от корабля, космонавт был привязан специальным фалом к люку шлюзовой камеры. На обрезе выходного люка была установлена телекамера. Она запечатлела уникальные кадры А.А.Леонова, плывущего в открытом космосе над Черным морем, Кавказом, Волгой и Сибирью.

Из-за несовершенства первого скафандра для внекорабельной деятельности, А.А.Леонов испытывал неудобство из-за высокой температуры внутри скафандра, датчики показывали затрудненное сердцебиение и чрезмерное потоотделение. Через двенадцать минут после начала выхода, А.А.Леонов начал возвращение в шлюзовую камеру. Но произошло непредвиденное – из-за нерасчетного давления воздуха внутри скафандра, он раздулся. Руки А.А.Леонова даже не могли попасть в перчатки. А конструкция люка была такова, что войти в него можно было только ногами вперед, закрыв его за собой. Но раздувшийся скафандр не давал А.А.Леонову сделать это. При этом П.И.Беляев не мог прийти товарищу на помощь, ведь иначе пришлось бы разгерметизировать весь корабль. Поэтому А.А.Леонов, не сообщая на Землю о своем решении, стравил из скафандра часть воздуха, рискуя получить при этом кессонную болезнь. Однако этого не произошло, скафандр немного «сдулся», и А.А.Леонов смог зайти в люк головой вперед. Но люк оставался открытым, и вернуться в кабину корабля было по-прежнему нельзя. С огромным трудом, А.А.Леонов сумел перевернуться внутри шлюзовой камеры, и закрыть, наконец, выходной люк в 11:48.

Вскоре А.А.Леонов вернулся в кабину корабля. Пот с него буквально лил, а за время выхода космонавт похудел на несколько килограммов. Шлюзовая камера была штатно отстрелена. Но возникла новая проблема. «Восход-2» долгое время был направлен одной стороной на Солнце, а другой к Земле. Поэтому с солнечной стороны корабль нагрелся, а с другой сильно остыл. Это привело к деформации люка шлюзовой камеры, через неё начал уходить кислород. Автоматика увеличила подачу кислорода, чтобы давление исправило деформацию, но в насыщенной кислородом атмосфере любая искра могла вызвать пожар. На несколько часов, из-за избытка кислорода, П.И.Беляев и А.А.Леонов погрузились в глубокий сон. За это время деформацию люка под давлением кислорода была устранена, и подача кислорода сразу уменьшилась.

После суточного полета по орбите, совершив семнадцать витков, экипаж «Восхода-2» начал готовиться к посадке. Но автоматика внезапно отказала, и космонавты получили приказ совершить посадку на следующем витке, перейдя на ручное управление. Его взял на себя П.И.Беляев. Из-за неудобного расположения кресел космонавтов и пульта управления, ему пришлось отстегнуться, выдать на пульте нужные команды, и быстрее вернуться в кресло, пока не началась работа тормозных двигателей. Посадка «Восхода-2» произошла утром 19 марта в нерасчетном районе, в густом лесу в 75 км к северо-западу от города Березняки в Пермской области.

Космонавты приземлились в заснеженной тайге, вдали от населенных пунктов. В течение двух суток, пока спасатели устанавливали их местонахождение и пробивались на помощь через леса, П.И.Беляев и А.А.Леонов провели в тайге, самостоятельно построив себе шалаш и разведя костер. Чтобы на замерзнуть космонавты были вынуждены кутаться в обрывки парашюта и теплоизоляции скафандров.

21 марта спасатели, наконец, дошли до места посадки «Восхода-2», чтобы добраться до вертолета, космонавты вместе с ними были вынуждены топорами прорубать себе путь через густой лес, а до вертолета идти на лыжах. Вечером 21 марта экипаж «Восхода-2» был доставлен на Байконур, а 22-23 марта космонавтов чествовали в Москве. В это время, на орбите Земли находился корабль «Джемини-3», с борта которого за очередным триумфом советской космонавтики наблюдали астронавты В.Гриссом и Д.Янг. В июне 1965 г., согласно планам, теперь уже вторым человеком в открытом космосе стал астронавт Э.Уайт, член экипажа «Джемини-4».

За мужество и героизм, проявленные при выполнении космического полета, П.И.Беляеву и А.А.Леонову были присвоены звания Героев Советского Союза и летчиков-космонавтов СССР. П.И.Беляеву больше не довелось побывать в космосе, он умер в 1970 г. от перитонита. А.А.Леонов должен был стать командиром первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-1», вместе со своим экипажем – В.Н.Кубасовым и П.И.Колодиным. Но в последний момент по медицинским показаниям экипаж А.А.Леонова был заменен дублерами – космонавтами Г.Т.Добровольским, В.Н.Волковым и В.И.Пацаевым. Они успешно проработали на станции, но при возвращении на Землю погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Эта трагедия подарила А.А.Леонову долгую жизнь, а также честь стать участником первого совместного международного полета – в 1975 г., вместе с В.Н.Кубасовым на корабле «Союз-19», он осуществил стыковку с американским кораблем «Аполлон».

Полет «Восхода-2», помимо получения практического опыта выхода в открытый космос и внекорабельной деятельности, дал другие ценные для космонавтики знания. С тех пор все космические экипажи проходят обязательные тренировки по выживанию в условиях зимнего леса. Для удобства работы с пультом управления кораблем космонавты стали использовать специальные указки. Всего за время полета произошло семь нештатных ситуаций, и, по словам А.А.Леонова, три могли стать смертельными. Это лишний раз подтвердило крылатую фразу одного из конструкторов космической техники, обращенную к очередному экипажу: «Мы готовим вас к тысяче нештатных ситуаций, но в космосе обязательно случится тысяча первая».

Полет «Восхода-2» оказался последним пилотируемым полетом данного корабля. Планировался первый длительный полет на «Восходе-3». Но из-за постепенного втягивания СССР в «лунную гонку», приоритет был отдан разработке и испытаниям нового космического корабля «Союз». Корабли «Восход» в дальнейшем запускались в качестве беспилотных научных и военных спутников.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *