Вековые дороги слёз

Вековые дороги слёз

Вроде бы неприметная дата – столетие со дня смерти последнего индейца из племени яна. Но вспомним циничное восклицание генерала Фила Шеридана: «Хороший индеец – мертвый индеец!» Для США это давно стало мерилом отношений к любым племенам и народам.

ЗАПАДНАЯ пропаганда не устает обвинять нашу страну во всевозможных преступлениях против человечности. США, Канада и страны Евросоюза не перестают возмущаться «противозаконным захватом Крыма» Россией в 2014 году. Подобные обвинения подхватывают и в нашей стране. Так, во время состоявшейся пару недель назад съемки передачи «Право голоса» возглавляющий «Институт региональных проектов и законодательства» Борис Надеждин объявил, что в ХХ веке Советская страна была единственной в мире, в которой в угоду «величию державы» совершались беспрецедентные для того времени преступления против человечности, а руководство СССР не считалось с жертвами в погоне за достижениями государства. Он утверждал, что лишь носители более высокой культуры задумываются о цене человеческой жизни. Надеждин, а также главный редактор газеты «МК» Павел Гусев, заместитель председателя партии «Яблоко» Александр Гнездилов, член правления общества «Мемориал» Ян Рачинский требовали, чтобы население России дружно покаялось за нарушения законности в советское время.

Мы не намерены дискутировать здесь с облыжными заявлениями. Но напомним, однако, что в мире есть страна, которая ни в ХХ, ни в XXI веке не признала, что ее подъем и процветание были достигнуты ценой огромных человеческих жертв. Эта страна никогда не осудила преступлений своего государства против миллионов коренных жителей. Руководители этой страны, виновные в этих преступлениях, почитаются как апостолы свободы и демократии, им воздвигнуты величественные памятники, а их изображения отпечатаны на ассигнациях, имеющих широкое хождение во всех странах. Такой страной являются Соединенные Штаты Америки. При этом апологеты американского образа жизни поучают весь мир, как строить общественный порядок «на принципах свободы, демократии и соблюдения человеческих прав».

Сторож музея или живой музейный экспонат?

Хотя 100 лет назад, 25 марта 1916 года, США еще не участвовали в Первой мировой войне, новости о кровопролитных сражениях на ее фронтах преобладали на страницах американской печати. И все же скупая информация в газетах Сан-Франциско о случившейся в тот день смерти сторожа местного музея Иши привлекла внимание читателей. Даже в далеком Канзас-сити студенты университета провели траурное собрание в память усопшего. А через некоторое время на кладбище в Сан-Франциско урна с прахом покойного была помещена в нишу. На урне значилась надпись: «Иши, последний индеец племени яна, 1916 год». Так в разгар Первой мировой войны состоялись символические похороны знаковой жертвы трехвековой войны, которую вели американцы против коренного населения Северной Америки.

Менее пяти лет до описанных событий, 29 августа 1911 года, работники скотобойни калифорнийского городка Оровил с помощью местной полиции задержали индейца, находившегося в состоянии крайнего истощения. Одежда его состояла из куска рваной ткани, которая когда-то служила верхом фургона. Описывая задержанного,  очевидцы вспоминали: «Широко расставленные черные глаза индейца смотрели настороженно; очертания рта были приятны и не лишены благородства. Но крайний испуг и усталость искажали подвижные и выразительные черты его лица». Индеец не оказывал сопротивления полицейским и позволил надеть на себя наручники. Затем его отвезли в городскую тюрьму и там поместили в камеру для душевнобольных.

Первые же попытки установить контакт с индейцем оказались неудачными. Он не знал английского языка. Когда же местные индейцы или метисы, владевшие индейскими языками, попытались объясниться с ним, выяснилось, что задержанный их не понимал, а те не могли ничего разобрать из его слов.

Постепенно информация об индейце неизвестного племени достигла ученых мужей из Сан-Франциско. Вскоре в тюрьму Оровила прибыли антропологи Калифорнийского университета Т.Т. Уотермен и А.Л. Кребер. После долгих попыток найти способы общения с узником они установили, что тот принадлежал к группе племен яна, еще недавно обитавших в центральной части Калифорнии. Постепенно антропологи сумели разговорить индейца, но так и не узнали его имени: по его представлениям, личное имя нельзя было сообщать чужакам. Поэтому индейца стали звать «Иши», что означало «человек» на языке его племени.

Представитель властей потребовал переселения индейца в близлежащую резервацию для коренного населения страны. Однако антропологи оформили Иши как сторожа и разместили его в помещении антропологического музея при университете.

Прошло время. Иши превратился в бесценный живой экспонат этого музея. Он ежедневно демонстрировал посетителям искусство приготовления наконечников стрел из базальта или обсидиана. Эти наконечники он, как правило, дарил посетителям. Он показывал им, как можно добыть огонь с помощью трения. Обучал музейных работников искусной стрельбе из лука. Иши оказался кладезем многих полезных знаний. Он рассказывал университетским ученым про лечебные растения, о которых они не имели ни малейшего представления. Как и многие другие индейцы, он знал, что для спасения от яда гремучей змеи надо привязать к месту укуса жабу или лягушку. Позже ученые обнаружили противоядные свойства кожи этих земноводных. Иши помогал ученым изучить язык племен яна, их образ жизни, их фольклор, мифы, легенды, их историю.

Некогда племена яна были вытеснены из равнин в горы более воинственными индейцами, а потому были вынуждены прекратить  заниматься земледелием. По меньшей мере в течение тысячи лет они промышляли охотой (на оленей, зайцев, белок, различных птиц), рыболовством (горные реки изобиловали лососем) и собирательством (желуди, лесные и кедровые орехи, каштаны, лесные ягоды). Их основной пищей служила мука из съедобных желудей. Из нее готовили кашу и лепешки. К концу зимы запасы еды заканчивались, и индейцы страдали от недоедания. Поэтому с наступлением весны индейцы с  жадностью ели свежий клевер, а затем луковицы различных трав.

Индейцы умели мастерски обрабатывать кожу убитых зверей, готовить плетеную посуду и орудия охоты. Сделанные ими луки, стрелы, копья, ножи, гарпуны легко превращались в средства обороны, если приходилось защищаться от нападавших на них соседей, но специальных орудий войны у этих мирных индейцев не было.

Позже Теодора Кребер описала многое из того, что узнали калифорнийские антропологи от «музейного сторожа» в своей книге «Иши в двух мирах», которая была переведена и издана в СССР в 1970 года. Рассказывая об исчезнувшем племени, Кребер писала: «Яна привыкли к тяжелой и опасной жизни и умели бороться за нее… Им принадлежала территория в две тысячи с лишним квадратных миль». По словам Кребер, в характере индейца яна «преобладали черты самоуглубленности, замкнутости, философски созерцательного отношения к жизни. Он прекрасно уживался с мистическим и сверхъестественным в окружающем мире и не считал нужным отделять мистическое от непосредственно данного, а сверхъестественное от естественного… Идеалом племени яна был человек сдержанный и уравновешенный, прямой и честный, обладающий чувством собственного достоинства и высокими нравственными принципами. Жизнь индейца  с самого рождения подчинялась привычному, издавна заведенному порядку и ритму. Так продолжалось до смерти, а по представлениям индейцев, и за ее пределами. В размеренный ритм жизни включались традиционные обряды и праздники, ритуальные песни и танцы, которые были установлены согласно древним обычаям и, по преданию, восходили ко дням сотворения мира. Все это находило отражение в мифах и легендах, передаваемых из поколения в поколения».

 

 

«Благодарность» белого человека

 

 

Несмотря на огромное разнообразие в языках и обычаях сотен различных индейских племен, подобный образ жизни был характерен для миллионов индейцев до прихода в Северную Америку белых колонистов. Заокеанские пришельцы не сумели сразу приспособиться к местным условиям природы. Их посев европейских культур на американской почве не приносил плодов. Созданное в 1606 году первое английское поселение Джеймстаун оказалось рассадником малярии. Через два года после основания этой колонии из 104 ее жителей в живых остались лишь 53, влачивших полуголодное существование. Они были спасены от голодной смерти индейцами. Колонисты так объяснили милосердное поведение индейцев: «Бог, видя нашу крайнюю нужду, соблаговолил растрогать индейцев, и они принесли нам зерна, чтобы поддержать нас, хотя мы более ожидали, что они нас уничтожат».

От голода были спасены индейцами и обитатели другой колонии – в Плимуте. По словам очевидцев, владевший английским языком индеец Сканто научил колонистов сажать маис, ловить рыбу, охотиться и делать тысячу других дел, необходимых для жизни среди дикой природы. Когда собрали первый урожай, то выяснилось, что «маис, посаженный под руководством Сканто, уродился хорошо, европейские культуры (пшеница, горох) – плохо… Решили устроить «День благодарения». Он состоялся осенью 1621 г. Индейцы принесли с собой пять оленьих туш. Обедали, состязались в стрельбе, танцевали. В память об этом празднестве в США через два века был установлен День Благодарения. В этот день американцы не работают, вспоминают первых поселенцев из Плимута, а за столом принято есть индейку, подобную тем птицам, что украшали столы на празднике 1621 года.

Однако доброжелательное отношение индейцев колонисты посчитали за признак их слабости и вопиющим образом злоупотребили гостеприимством. Вскоре жители Плимута во главе с капитаном Майлзом Стэндишем похитили с индейских могил бобровые шкуры, которые были положены в качестве жертвоприношений. Англичане же решили продать эти шкуры с немалой выгодой купцам. Когда индейцы возмутились святотатством англичан, Стэндиш и его солдаты стали стрелять по индейцам. Вождь индейцев был ранен.

Возмущение индейцев росло. Тогда напуганные сообщениями о «заговоре индейцев», плимутцы приехали к индейцам Массачусетса, якобы для торговли. Во время обеда, когда хозяева угощались привезенной гостями свининой, «не подозревая какой-либо западни», англичане неожиданно набросились на них и закололи всех «их же собственными ножами». Одного из оставшихся в живых повесили. Индейцы ответили нападениями на колонистов. С 1621 года сражения между колонистами и индейцами стали постоянными. Так почти 400 лет назад началось систематическое истребление коренного населения Северной Америки.

Английский историк У. Робертсон так описал начавшиеся тогда боевые действия против индейцев: «После нескольких месяцев безрезультатного преследования тех, кому удалось скрыться в лесах, англичане сделали вид, что готовы заключить мир, заверяя в своих добрых намерениях и забвении зла. Они уговорили индейцев вернуться на старые места (их письма хранятся и их действия это доказывают) и сеять на прежних полях вблизи англичан…» Когда же индейцы вернулись и уже ожидали нового урожая, англичане, как писал Робертсон, «неожиданно напали на них, изрубили в куски тех, кто не смог убежать, а потом полностью уничтожили их посевы». Кроме того, во время мнимого заключения мира англичане угостили индейцев отравленным вином, в результате чего умерло около 200 человек.

Американский этнограф Рут Бенедикт утверждала: «Англичане хотели получить земли индейцев, но без индейцев. Первые королевские дарственные грамоты на землю в Новом Свете даже не содержали упоминания о коренном населении, жившем на этой земле, словно речь шла о совершенно необитаемых пространствах. Поселенцы всячески старались как можно скорее создать для себя такое приятное положение».

Историк и один из руководителей Компартии США У. Фостер отмечал, что белые колонисты превосходили индейцев жестокостью; они поголовно вырезали всё мирное население – мужчин, женщин и детей; пытали пленных, сжигали их на кострах, скальпировали. Политика истребления местного населения исходила из принципа, который впоследствии сформулировал американский генерал Фил Шеридан: «Хороший индеец – это мертвый индеец!»

Порой уничтожение индейцев осуществлялось в ходе тщательно организованных военных кампаний. Была развязана война 1675–1677 года колоний Новой Англии против индейского племени наррагансеттов. Подобные войны велись до полного уничтожения индейцев того или иного племени. В ходе войны 1711 года было практически уничтожено племя тускарора. Такая же судьба постигла многих из племени чероки в ходе военной кампании 1759 года. Только в 1723 году власти Массачусетса выплатили 100 фунтов стерлингов в виде вознаграждений за скальпы индейцев. Власти Пенсильвании платили 130 испанских долларов за скальп мужчины старше 12 лет и 50 долларов за скальп индианки.

Но несмотря на жестокий террор, «индейцев не удалось сделать рабами, – как отмечал советский историк Л.Ю. Слезкин. – Они сопротивлялись порабощению и не могли жить в неволе». Тогда колонисты стали завозить в Америку африканских рабов.

 

 

Индейцы в «стране свободы и демократии»

 

 

Неудивительно, что среди индейцев Северной Америки мало кто поддержал восстание белых американцев против английского колониального господства. В ходе войны за независимость самый многочисленный союз индейских племен ирокезов провозгласил нейтралитет. Многие же племена вступили в союз с англичанами – могавки, сенека, кайюга, онондага. Лишь племя онейда присоединилось к колонистам. Индейцы не раз помогали англичанам одерживать победы над американцами. Но англичане предали своих индейских союзников…

Парижский мирный договор, в соответствии с которым Великобритания признала независимость США, полностью проигнорировал интересы индейского населения. Англичане передали земли между Аппалачским хребтом и Миссисипи правительству Соединенных Штатов. Это стало причиной затяжных и кровопролитных «индейских войн».

В своей книге «Народная история Соединенных Штатов» Ховард Зинн писал: «Когда Джефферсон удвоил размеры страны, купив территорию Луизианы у Франции в 1803 году и, таким образом, передвинув ее западную границу от Аппалачского хребта через Миссисипи до Скалистых гор, он решил, что индейцы могут туда передвинуться. Он предложил, чтобы индейцев поощряли к оседлой жизни на небольших участках. Он хотел, чтобы индейцы торговали с белыми, а те опутывали индейцев долгами, чтобы затем коренные жители были вынуждены продавать свои участки за долги. Тогда индейцы, полагал Джефферсон, «должны будут заняться земледелием, промышленностью и стать цивилизованными».

«Когда Джефферсон стал президентом, указывал Зинн, в 1800 году к западу от Аппалачских гор проживало 700 тысяч поселенцев. Они двинулись в Огайо, Индиану, Иллинойс на севере, в Алабаму и Миссисипи на юге. Этих белых было больше, чем индейцев в 8 раз. Джефферсон приказал федеральному правительству принять меры для изгнания индейцев племен крик и чероки из Джорджии». Президент Томас Джефферсон почитается в США как один из отцов американской демократии. В его честь в центральной части Вашингтона сооружен мемориальный комплекс, а его лицо можно увидеть на купюре достоинством в 2 доллара.

С 1814 по 1824 год после заключения ряда договоров с индейскими племенами на Юге, белые отняли у них три четверти Алабамы и Флориды, треть Теннесси, пятую часть Джорджии и Миссисипи, часть Кентукки и Северной Каролины. Для того, чтобы заставить индейцев соглашаться на кабальные договоры, будущий президент США генерал Эндрю Джексон, по его собственным словам, подталкивал белых к тому, чтобы они селились на индейских землях, а затем сообщал индейцам, что правительство не может согнать поселенцев с занятых ими участков. Поэтому индейцам, мол, лучше уступить эти земли. В противном случае их сметут с лица земли».

В 1822 году, как отмечал У. Фостер, «колонисты Джорджии неумолимо потребовали, чтобы индейцы покинули все свои земли и ушли на Запад. На это индейцы чероки дали смелый ответ: «Наш народ твердо и бесповоротно решил никогда больше не уступать ни одного фунта земли». Крики заняли такую же позицию и, подобно чероки, поклялись убить любого своего вождя, если он подпишет договор о продаже земли».

В 1830 году конгресс США принял закон о «выселении индейцев». По этому закону индейцы подлежали переселению на земли к западу от Миссисипи. Племя чоктау одним из первых согласилось покинуть свои земли. Зинн писал: «В конце 1831 года 13 тысяч чоктау начали долгий путь на Запад, земли и климат которого отличались от того, что они до сих пор знали. В своей книге «Лишенные наследства» историк Дейл Ван Эвери свидетельствует: «Сопровождаемые охраной, …они шли по пути к неизвестной и безрадостной цели, как стадо овец». В первую же зиму многие погибли от воспалений легких, вызванных переохлаждением. Летом холера унесла новые жертвы.

А вскоре «на Запад потянулись одни за другим индейские племена: сенеки, шоуни, виандоты, оттавы, крики, виннебаги, поттаватоми, саки, кикапу, делавэры, чиппеуа и многие другие. Их скорбная процессия, направилась в неведомые края».

Аналогичным образом вытеснялись индейцы и в южных штатах. В мае 1838 года генерал Уинфилд Скотт с отрядом в 7 тысяч человек окружил основную массу индейцев обоих племен и погнал их на Запад. Этот долгий переход был одной из величайших трагедий в истории Америки. Из 14 тысяч изгнанников в пути погибло 4 тысячи. Индейцы назвали это путь «дорогой слез». В декабре 1838 года 8-й президент США Мартин Ван Бурен (183–1841) сообщал конгрессу: «Я с искренним удовольствием сообщаю конгрессу о полном выселении индейского народа чероки в их новые жилища к западу от Миссисипи. Меры, которые одобрил конгресс на последней сессии, увенчались счастливым концом».

«Выселение индейцев», как это вежливо именовалось, писал Зинн, освободило земли от Аппалачских гор до Миссисипи, освободило их для хлопка на Юге, зерна на Севере, для расширения, иммиграции, каналов, железных дорог, новых городов, строительства огромной континентальной империи до Тихого океана. Нельзя точно измерить цену человеческой жизни. Нельзя даже приблизительно оценить цену человеческого страдания. Большинство из книг по истории для детей обходят эти вопросы. Статистика же гласит… в 1790 году было 3 900 000 американцев и большинство из них жили на расстоянии 50 миль от Атлантического океана. К 1830 году имелось уже 13 миллионов американцев, а к 1840 году 4 500 000 из них пересекли Аппалачские горы и осели в бассейне реки Миссисипи… В 1820 году 120 000 индейцев жили к востоку от Миссисипи. В 1844 году их осталось менее 30 000. Большинство из них были вынуждены мигрировать в западном направлении».

К.А. и М.Р. Бирд в своей книге «Подъем американской цивилизации» подводили печальный итог: «Против индейцев был предпринят военный поход, который длился четверть века… За это время произошло свыше тысячи вооруженных столкновений, из которых многие были крайне ожесточенными и кровопролитными, а некоторые заканчивались гибелью правительственных отрядов. Все эти столкновения неумолимо вели к вытеснению краснокожих с земель, на которые зарились фермеры, старатели и строители железных дорог». Тогда появился лозунг: «Дикари должны уйти!»

«В конце концов, – писал У. Фостер, – случилось то, что было неизбежно. Несмотря на отчаянную борьбу, несмотря на то, что в 1876 году у Литтл Биг Хорна племя сиу уничтожило отряд генерала Кастера, индейцы потерпели окончательное поражение и были загнаны в резервации. Племена, жившие на Тихоокеанском побережье, постигла та же участь. Обычно военный разгром сопровождался захватом у индейцев земли по испытанному методу «покупки» и заключения «договоров».

Впрочем, «способ ограбления индейцев при помощи «договоров» уже устарел, и правительство в 1871 году отказалось от него. С этого времени племена уже не рассматривались как государства, правомочные заключать договоры. Вскоре для индейцев была введена так называемая надельная система личного землевладения. Она привела к дальнейшей массовой экспроприации земель индейцев алчными белыми колонистами».

Индейские племена продолжали загонять в резервации. Крупнейшей из них стала «Индейская территория» (затем названная Оклахомой), которая, по словам Говарда Фаста, «оставалась островом на континенте». Туда загоняли индейские племена. Когда же не выдержавшие медленной смерти от голода в пораженной засухой Оклахоме индейцы в 1878 году попытались покинуть эту резервацию, их после многих дней преследования  вновь вернули в этот гигантский концлагерь. (Этим событиям посвящена книга Г. Фаста «Последняя граница»).

А вскоре земли Индейской территории стали захватывать белые поселенцы. В результате, как писал У. Фостер, «в Оклахоме… пять «цивилизованных племен» (чероки, чоктавы, семинолы, крики и чикасоу) за двадцать лет потеряли 5 872 500 гектаров из своих 6 480 тысяч гектаров, а на всей территории США у индейцев с 1887 по 1933 год было отнято 36,5 миллиона гектаров земли.

Уничтожение коренного населения затем было взято на вооружение нацистами. Автор биографии Гитлера американский историк Джон Толанд писал: «Гитлер утверждал, что свои идеи создания концентрационных лагерей и целесообразности геноцида он почерпнул из изучения истории США. Он восхищался тем, что… в свое время на Диком Западе были созданы лагеря для индейцев. Перед своими приближенными он часто восхвалял эффективность американской техники физического истребления – голодом и навязыванием борьбы в условиях неравенства сил».

 

 

Гибель народа яна

 

 

События, происходившие на востоке Северной Америки, долгое время не затрагивали его тихоокеанского побережья, находившегося под властью испанского короля. Хотя испанское вторжение нарушило традиционную жизнь индейцев Калифорнии, Кребер отмечала, что «в целом оно было менее разрушительным, чем англо-американское. Несколько сот испанцев растворились среди многотысячного индейского населения. Они свободно смешивались с индейцами и появление метисов рассматривали как естественный результат завоевания».

Роковые удары по привычному укладу народа яна и других индейских племен были нанесены вскоре после присоединения Калифорнии к США. Кребер писала: «Трагедия народа яна была связана с золотой лихорадкой, охватившей Калифорнию в конце 40-х годов» XIX века… Нашествие англосаксов резко изменило численное соотношение белых и индейцев. За один только год страна была наводнена сотнями тысяч иммигрантов. Поскольку всякая власть – церкви или государства – совершенно отсутствовала, то их поведение оставалось безнаказанным. Зверства и преступления были в порядке вещей. В те далекие времена, впрочем, так же, как и теперь, англосаксы были склонны к расизму. Человек с другим цветом кожи был для них интеллектуально и морально неполноценной личностью. Брак с низшим существом расценивался как антисоциальный поступок и в некоторых случаях был запрещен законом. По мнению колонистов, любое вероисповедание, отличное от христианской догмы, должно было служить предметом порицания и насмешек»… «Белые мужчины, взявшие в жены индианок, подвергались гонению, а дети, рожденные от смешанных браков, считались туземцами, и колонисты относились к ним как к особой, второразрядной категории людей».

Разумеется, и здесь индейцы порой давали отпор захватчикам. Но число белых, убитых индейцами в Калифорнии, многократно превышало количество индейцев, истребленных белыми. По самым скромным подсчетам, говорит Кребер, на каждого убитого белого приходилось от тридцати до пятидесяти убитых индейцев. Она напоминает, что «только с 1852 по 1867 год в Калифорнии было убито, похищено и продано в рабство от трех до четырех тысяч индейских детей. Тысячи женщин, девушек и девочек-индианок продавались в публичные дома, их также похищали и насиловали. От венерических болезней, прежде совершенно неизвестных индейцам и завезенных в Калифорнию белыми, вымирали целые индейские племена. Через двадцать лет после начала золотой лихорадки от венерических заболеваний умерло от сорока до восьмидесяти процентов индейского населения Калифорнии. Завоеватели принесли с собой и целый ряд своих «обычных» болезней: корь и ветрянку, оспу, туберкулез, малярию, тиф и дизентерию, грипп и воспаление легких. Все они с молниеносной быстротой распространялись среди населения, не обладавшего к ним иммунитетом. Наибольшая смертность наблюдалась в первые десятилетия после начала золотой лихорадки».

Уничтожалась и среда обитания индейцев. Кребер отмечала: «Скот, который белые разводили в огромном количестве – волы, овцы, коровы, свиньи, опустошал долины индейцев, пожирал травы, желуди, подрывал вековые дубы. Обширные зеленые луга, изобилующие сочными травами, были вытоптаны и уничтожены. Вымывая золото из песка, поселенцы сбрасывали тысячи кубических ярдов ила в Сакраменто. Этот ил заносил сотни акров плодотворной земли и затруднял нормальный ход лосося к верховьям рек. И в довершение всего белые поселенцы силой оружия все далее и далее оттесняли индейцев в труднодоступные каньоны. Жизнь индейцев становилась невыносимой. Они и раньше были знакомы с голодом, теперь же они голодали почти круглый год».

В своей книге Кребер писала: «Когда Иши минуло десять лет, народ яна был истреблен почти полностью: бесследно исчезла группа южных яна, из северных и центральных яна сохранилось лишь двадцать или тридцать человек. Среди горстки людей, сохранившихся от племени яха (одного из племенной группы яна. – Прим. авт.) был и Иши». В течение нескольких десятилетий Иши и его родственники влачили жалкое, полуголодное существование, постоянно скрываясь от новых хозяев Калифорнии. Когда Иши задержали на скотобойне, он был готов к тому, что его немедленно убьют.

Правда, его гибель была лишь отсрочена на несколько лет. Он заболел туберкулезом, на который у индейцев не было иммунитета. Он мужественно переносил болезнь, как и прежде, он выдерживал перипетии своей многострадальной жизни. Многие из тех, кто знал Иши, искренне оплакивали безвременную кончину этого исключительно сообразительного, доброго и аккуратного человека. Антрополог А.Л. Кребер вспоминал: «Он был самым терпеливым человеком, которого я когда-либо знал… Он постиг философию терпения. Страдания не озлобили его и не сделали нытиком, он был жизнелюбив и вынослив». Т. Кребер писала: «Все друзья Иши считали, что жизнерадостность была основной чертой его характера. Он стремился во всем найти удовольствие и вел размеренный образ жизни, стараясь немного работать, немного отдыхать и быть всегда в окружении друзей».

Последний сын народа яна сохранял бодрость духа до последних дней своей жизни, несмотря на то, что Иши не мог не замечать, что по стандартам американской цивилизации он считался второсортным существом. Ведь лишь стараниями университетских ученых его смогли оставить на свободе, а также предоставить ему скромную заработную плату сторожа и возможность жить в подсобном помещении музея. Но иного нельзя было ожидать в стране, зараженной идеями расизма и проводившей политику геноцида под прикрытием лозунгов демократии и прав человека.

О том, что американское общество и ныне строится на тех же принципах, свидетельствует не только агрессия США против Югославии, Ирака и других стран. Искаженная система ценностей американского общества, популяризируемая массовой пропагандой, позволяет США скрыть свои многочисленные преступления, начавшиеся в ходе трехсотлетней войны против коренного населения своей страны. Одновременно США объявляют нашу страну извечным очагом преступлений против человечества и перечеркивают решающую историческую роль СССР в спасении мира от порабощения и геноцида. Последователи же американских идейных установок в нашей стране выдают эту лживую пропаганду за высшее достижение культуры.

 

Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *