Трудная работа В. В. Верещагина, русского художника-баталиста

Трудная работа В. В. Верещагина, русского художника-баталиста

Прогремевший в 9 часов 43 минуты 31 марта 1904 года взрыв японской якорной мины лишил 1-ю Тихоокеанскую эскадру ее флагманского броненосца «Петропавловск», 650 офицеров и матросов, командующего вице-адмирала С. О. Макарова. Россия потеряла не только корабль и своих моряков, но и известного художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. О гибели Степана Осиповича и значении этой утраты для отечественного флота написано много, и на фоне неблагоприятного в целом хода военных действий смерть Верещагина осталась в тени. Хотя для русской истории, культуры и искусства Василий Васильевич сделал немало.

Учеба. Постижение мастерства

Будущий художник родился 14 октября 1842 года в Череповце Новгородской губернии. Его родители были помещиками средней руки, жили доходами от имения. Семья была многодетной. У Василия было три брата, и, как многих отпрысков небогатых дворянских семей, отец определил своих чад в военные училища. В 8 лет мальчика отдали в Александровский кадетский корпус, а в дальнейшем в Петербургский Морской корпус. Будучи усидчивым, способным и честолюбивым, Верещагин поставил себе цель не валять дурака в отношении наук и учебы, а быть среди лучших. В 1858–1859 гг. на учебном фрегате «Камчатка» в числе других воспитанников совершил учебные походы в Англию, Францию и Данию. Морской корпус он заканчивает в 1860 с отличием, набрав наивысший бал из возможных, и производится в гардемарины.

В этот период своей жизни молодой военный совершает, выражаясь морской терминологией, поворот оверштаг и меняет ее направление. Еще с детских лет Верещагин увлекается живописью, а учась в Морском корпусе, с 1858 года регулярно посещает рисовальную школу Общества поощрения художников, где показал для начинающего впечатляющие результаты. Тут и сформировалась у кадета мысль предпочесть художественное поприще военной карьере. Он собирается оставить службу и поступить в Академию художеств. Такой решительный шаг вызвал у родителей, мягко говоря, некоторое недоумение. Отец, предводитель дворянства, недвусмысленно пригрозил сыну введением строгих экономических санкций, то есть, как тогда говорилось, «лишить средств». Мать апеллировала к моральной стороне дела, упирая на то, что представителю старинного дворянского рода не пристало заниматься какими-то «легкомысленными художествами». Другой на его месте крепко подумал бы – в столь молодые годы зависимость от отчего дома ощущается еще очень остро, но Верещагин уже принял решение, он вообще был тверд в них. Возможно, в его лице Россия потеряла хорошего морского офицера, но зато приобрела отличного художника. Морское ведомство также не хотело лишаться лучшего выпускника Морского корпуса, но тот был настойчив и последователен.

В 1860 году, не прослужив и года, Верещагин выходит в отставку и становится слушателем Академии художеств. Отец не бросал слов на ветер, и сын оказался в довольно затруднительном финансовом положении, да еще и в столице. Руководство Академии, надо отдать ему должное, пошло навстречу настойчивому и талантливому юноше и определило ему небольшую стипендию, которая позволяла хоть и очень скромно, но жить и учиться. Творчество набирало обороты – его работы были отмечены наградами и поощрениями. В процессе постижения искусства живописи начинающий художник стал все больше сталкиваться с ограничениями для творчества. В работах студентам рекомендовалось обращаться к мифологическим сюжетам античного периода. Верещагину, который тяготел к реализму и естественности, все более тесно было в этом весьма узком и строгом фарватере. И быть бы Василию Васильевичу просто хорошим рисовальщиком портретов величавых князей и румяных помещиков, если бы не его непростой характер. Отношения с художественным начальством складываются непростые и продолжают ухудшаться. В конце концов, в 1863 году Верещагин покидает Академию художеств и отправляется на Кавказ писать картины с натуры, широко пользуясь для вдохновения местным колоритом. По Военно-Грузинской дороге он добрался до Тифлиса, где провел больше года. Фактически это была жизнь свободного художника – источником заработка были уроки рисования и заказные рисунки. Понимая, что мастерства ему пока не хватает, Верещагин работал в то время больше карандашом, а не масляными красками.

Как раз тогда художнику достается наследство от умершего дяди, и он в отличие от многих дворян решает вложить его в дальнейшее обучение. Верещагин отправляется в Париж, где поступает в местную Академию художеств, стажируясь у известного мастера Ж. Л. Жерома. Там он изучает технику работы масляными красками. Но и здесь Верещагин сталкивается, по его мнению, с чрезмерным увлечением классицизмом – Жером постоянно рекомендовал ему заниматься перерисовкой картин известных классиков европейской живописи. Верещагин тяготел к реализму и работе с натуры, он, как и в Петербурге, почувствовал себя запертым в неких рамках. В марте 1865 г. он возвращается на Кавказ, где в течение полугода интенсивно работает. Деньги у молодого человека водились, и можно было применить теперь парижский опыт на практике. Осенью 1865 г. Верещагин вернулся в Париж, где его кавказские наработки произвели на учителей Академии самые благоприятное впечатление. Он продолжил учебу. Работал по 14–15 часов в день, не соблазняясь посещением театров и прочих увеселительных заведений. Весной 1866 года Верещагин вернулся на родину. Так завершилось его обучение.

Туркестан

Трудная работа В. В. Верещагина, русского художника-баталиста

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *