Денис Бочаров. «Небесный тихоход»

Денис Бочаров. «Небесный тихоход»

70 лет назад, 1 апреля 1946 года, на советский экран вышла картина ленинградского режиссера Семена Тимошенко, снявшего ее по собственному сценарию. 

Любопытно (а может быть, напротив, вполне закономерно), что премьера совпала с веселым народным праздником. Ведь «Небесный тихоход» и по сей день остается, пожалуй, наиболее забавным, беззаботным и лучезарным фильмом, сюжетной основой которого послужила Великая Отечественная война.   

Казалось бы, этому полотну по определению уготована славная судьба. У руля киношного процесса стоял уважаемый режиссер, на тот момент хорошо известный по лентам «Снайпер», «Три товарища» и «Вратарь». Главные роли исполнили наши лучшие артисты — Василий Меркурьев, Фаина Раневская, одна из первых красавиц советского экрана 30-х — 40-х Людмила Глазова и «первый парень на деревне», лауреат Сталинской премии Николай Крючков. За музыкальное сопровождение отвечал Василий Соловьев-Седой. В общем, все козыри налицо. Однако критики поначалу картину не приняли, посчитав за слишком легкомысленную. Мол, негоже показывать войну в водевильном ключе — пусть даже фильм и заявлен официально как комедия. 

Но, к счастью, публике, переживающей первую полностью послевоенную весну, было мало дела до мнения высоколобых киноведов — советские люди проголосовали рублем: «Небесный тихоход» стал одним из лидеров проката 1946-го, собрав более 21 миллиона зрителей. 

В этой ленте подкупает буквально все. Во-первых, сама фабула: три друга-летчика — майор Василий Булочкин, старший лейтенант Семен Туча и капитан Сергей Кайсаров — поклялись до победы не влюбляться и не заводить романы. И, к немалому удивлению, обнаружили, что женский коллектив, с которым пересеклись военные пути-дороги, придерживается тех же принципов. Воистину, сюжетная линия предоставляет огромное пространство для кинематографического маневра — хотя заранее известно, чем подобный сценарий в итоге закончится. И зритель не обманывается: все три убежденных холостяка подходят к финальным титрам в статусе женихов и мужей. 

Во-вторых, восхитительное музыкальное сопровождение. «Первым делом — самолеты» и «Пора в путь-дорогу» и поныне слушаются, играются, перепеваются на профессиональной сцене и в атмосфере задушевных застолий. А фееричные «блинные» танцы остаются одной из любимейших и наиболее запоминающихся сцен «Тихохода». 

В-третьих, разумеется, великолепные актерские работы. Кстати, для каждого из исполнителей главных ролей лента стала в чем-то знаковой. Для Николая Крючкова майор Булочкин явился, по большому счету, последним по-настоящему выдающимся экранным воплощением. Несмотря на то, что он продолжал сниматься практически до конца жизни, достичь столь же заметного успеха более не удавалось. Василий Меркурьев после колоритного Тучи, напротив, словно обрел новое кинематографическое рождение: со второй половины 40-х отличные предложения посыпались как из рога изобилия. Что же касается Василия Нещипленко, то образ капитана Кайсарова так и остался для него единственной крупной удачей: в историю отечественного кино он вошел как артист одной роли. Впрочем, профессиональным актером Василий Дмитриевич в любом случае не служил — преподавал биомеханику в театральном училище имени Мейерхольда, где его и нашел режиссер…

Было бы, наверное, несправедливо, если бы выпирающая буквально из каждого кадра экранная лирика не перетекла в обычную жизнь. Так оно и вышло: между Николаем Крючковым и Аллой Парфаньяк, исполнительницей роли журналистки Вали Петровой, вспыхнул роман, закончившийся свадьбой…

Картина моментально разошлась на цитаты — в этом отношении в советском кинематографе у «Небесного тихохода» вообще не так уж много конкурентов. Достаточно вспомнить: «Тут же ас нужен, а не У-два-с», «Я предателей уничтожаю морально и физически», «Пить можно, голубчик, пить можно. Молоко, знаете, ситро, понимаете там, фруктовые воды. Квас в неограниченном количестве», «Ой, вхожу в штопор»…

Бесспорным достоинством комедии является обезоруживающая своевременность. Ведь указ «срочно снять веселый, радостный фильм о наших доблестных воинах» поступил от правительства СССР в 1944-м, когда уже было понятно, что победа не за горами. Тем отраднее, что спустя семьдесят лет «Небесный тихоход» ничуть не приелся, не утратил актуальности искрометного, пусть порой и наивного, юмора. И сегодня представить празднование Дня Победы без шедевра Семена Тимошенко, действительно, невозможно.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *