Президент РФ дал поручение правительству к 20 июня рассмотреть вопрос о «передаче негосударственным организациям функций по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи».
ЧЕСТНО ГОВОРЯ, когда я услышала эту новость, то подумала, что это такая неудачная первоапрельская шутка. «Скорая помощь» сегодня — это та последняя ниточка, на которой, не побоюсь сказать, держатся развалины нашего здравоохранения. Скоропомощники не только спасают людей в экстренных ситуациях, они, в условиях, когда заболевший человек оказался отрезанным от медицинской помощи, остались первой и последней возможностью получить врачебный совет. Они, измотанные, голодные и невыспавшиеся, приезжали на вызов обеспокоенной мамы малыша с температурой, это они спешили на обычное несварение желудка и грипп. Они заменяли собой и закрытые вытрезвители, не давая замёрзнуть на улице выпившим гражданам, и спасали бомжей. Мало того, они заменяли собой даже плохо работающую социальную помощь, выезжая на сто двадцатый вызов к бабушке, которой просто одиноко и не с кем поговорить. По сути, именно «скорая» оставалась единственным живым, работающим организмом нашего «оптимизированного» здравоохранения. Тот, кто поднимает руку на неё, эту последнюю надежду на помощь, просто сумасшедший.
Но, как оказалось, это не сон и не шутка. На сайте российского президента www.kremlin.ru чёрным по белому напечатан «Перечень поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной медицинской помощи». Минздраву России совместно с минэкономразвития вменяется до 10 июня 2016 г. провести анализ бизнес-моделей проектов по передаче негосударственным организациям на договорной основе функций «по предоставлению транспортных и иных услуг» при оказании скорой и неотложной медицинской помощи. И уже до 20 июня «рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи».
Называется: приплыли. Конечно, можно успокаивать себя тем, что речь идёт пока о передаче частным компаниям только транспортных функций. Однако сильно смущают и упомянутые в перечне некие «иные услуги», под которыми вполне могут скрываться услуги медицинские. Это реально страшно. Мы стоим на пороге превращения «скорой помощи» в частные компании. А что важно для частника? Только и исключительно прибыль. Это, может быть, и приемлемо на рынке обычных товаров и услуг, но, когда речь начинает идти о нашем здоровье и жизни…
Надо полагать, жирные пироги стали кончаться. Делить уже почти нечего. Взялись за последнее.
Как и принято в последнее время, предстоящую реорганизацию нам преподносят под привычным соусом, что, мол, работа частных компаний гораздо эффективнее, чем государственных. По отношению к скорой медицинской помощи такой подход выглядит особенно циничным. Что имеется в виду под «эффективностью»? Сомневаться не приходится: совсем не наше здоровье, а финансовые показатели.
Как частники делят пирог в транспортной сфере, мы можем наглядно видеть уже на примере хотя бы маршрутных такси: удивительное дело, тендеры в регионах на перевозку пассажиров выигрывают либо приближённые к местной власти предприниматели, либо просто их родственники и друзья. Нет никаких оснований предполагать, что в случае со «скорой» это будет иначе. И не стоит сомневаться: в приоритете будет не качество оказываемых услуг, а их цена. Вопрос: кто будет оплачивать вызов? Даже если какая-то часть и будет покрываться за счёт ОМС, то у властей существует большой соблазн переложить бремя оплаты на наши плечи. Недаром в погоне за «эффективностью» минфин предложил ограничить количество бесплатных вызовов «скорой помощи». Так, полностью бесплатным обслуживание должно остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров, остальные смогут вызвать «скорую» только четыре раза в год. Кроме того, предложено штрафовать пациентов за ложные вызовы. И это, видимо, лишь начало…
Уже сегодня всё чаще люди сталкиваются с ситуацией, когда им отказывают в вызове. Альтернатива проста: либо умирать или мучиться дома, либо обратиться к частникам. Здесь вам предложат всё: и перевозку, и беспрепятственную госпитализацию в любую клинику без очередей и проволочек. Цена вопроса: вызов бригады — 5—8 тысяч рублей, дежурство бригады — порядка 2 тысяч рублей, транспортировка — 5—10 тысяч рублей, госпитализация — в районе 4 тысяч рублей и т.д. Всякий ли это осилит? А ведь жители малых городов и деревень даже этого выбора лишены.
В том или ином виде эксперимент был начат уже несколько лет назад в 18 регионах под лозунгом уменьшения бюджетных затрат. Однако, похоже, ни бюджеты особенно ничего на этом не сэкономили, ни граждане не выиграли. Перевод автотранспортных услуг на аутсорсинг, то есть привлечение сторонней компании, не обходится бюджету дешевле уже потому только, что частная компания, желающая получить прибыль, всё равно закладывает в стоимость своих услуг обслуживание автомобилей и их покупку. Кроме того, всегда есть риск, что перевозчик начнёт завышать стоимость услуг в условиях, когда станция не сможет найти альтернативу. Притом, что сами заинтересованные, аффилированные с местной властью предприниматели легко могут такую ситуацию безальтернативности создать искусственно. И это не больные фантазии. Уже в стране существуют компании-гиганты, захватывающие рынок услуг «скорой помощи» в разных регионах. Их деятельность сопровождается постоянными скандалами, протестами работников и конкурентными войнами. Логика подсказывает, что вряд ли эти небедные люди стали бы друг с другом драться из-за «разбитого корыта», которым представляют наше здравоохранение.
Не стоит сомневаться, что вслед за приватизацией транспортных услуг неизменно последует приватизация самой скорой и неотложной помощи. И обманываться не надо: бесплатно спасать наши жизни никто не собирается. Россия неуклонно движется к повальной частной медицине. А это значит, что выживать и быть здоровыми станет привилегией не для всех.
От редакции: То, что приватизация ведет не к подъему экономики и уровня жизни населения, а даёт обратный результат, мы писал раньше многократно. Это относится и к производственной, и к социальной сферам. В настоящее время, в условиях низкого уровня зарплат и пенсий, огромных темпов инфляции, фактическая передача оказание услуг скорой помощи частным фирмам (а следовательно, коммерциализация), является крайне недопустимой мерой. Ведь основная масса народа не в состоянии дополнительно платить. И нетрудно догадаться, чем это может обернуться.
Данные предложения являются антиконституционными, нарушают статьи Основного закона о социальном государстве, о праве каждого гражданина на медицинское обслуживание.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.