12 апреля 2016 года исполнилось 55 лет со дня первого в истории пилотируемого космического полета. Советский человек стал первым, кто увидел Землю с высоты околоземной орбиты, первым, кто почувствовал на себе невесомость. Сын простых крестьян, трудившийся с ранней юности, влюбившийся в небо, смоленский 27-летний парень был выбран историей и судьбой первым для этой великой роли.
Сегодня события, предшествовавшие этому знаменательному дню, и сами события этого дня, досконально реконструированы историками и современниками. В международный День космонавтики мы проследим все эти сутки, и, вспоминая, попробуем еще раз ощутить эмоции и чувства тех, кто был причастен к подготовке и осуществлению этого полета.
Апрель 1961 года. Всего пятнадцать месяцев прошло с того момента, как в Советском Союзе был осуществлен первый набор в отряд будущих космонавтов. Двадцать молодых летчиков были отобраны из почти трех тысяч претендентов, и к началу 1961 г. шестеро из них приступили к непосредственной подготовке к будущему первому полету в космос.
Близился к завершению очередной этап «битвы за космос» между СССР и США. Достижения и лидерство Советской страны на тот были неоспоримы – первый искусственный спутник Земли, первое живое существо в космосе, первые фотографии обратной стороны Луны, первая мягкая посадка на Луну. Поэтому к осуществлению первого полета в космос человека и советские и американские конструкторы готовились в максимально сжатые сроки. И если к апрелю 1961 года за плечами советских летчиков было пятнадцать месяцев космической подготовки, то у семерых астронавтов первого набора в США – уже двадцать два. Через данные разведки советским конструкторам было известно, что старт американского корабля «Меркурий» с астронавтом на борту запланирован на конец апреля – начало мая 1961 года. Поэтому спешка была значительной, что лишь усиливало общую атмосферу волнения…
Между тем, шестеро военных летчиков успешно сдали государственный экзамен и получили квалификации космонавтов ВВС. Шестеро молодых офицеров вышли на финишную прямую к космическому старту – Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Валерий Быковский и Павел Попович. Именно они продолжили финальную предстартовую подготовку на космодроме Байконур. Судьбе еще предстояло выбрать одного из них…
3 апреля началась юридическая подготовка первого космического полета. В этот день вышло постановление ЦК КПСС «О запуске космического корабля-спутника». Одновременно для ТАСС были подготовлены три официальных сообщения: первое об успешном полете и посадке, второе об успешном полете и нештатной посадке и третье о нештатной ситуации при выведении и просьбой ко о помощи в поисках космонавта к иностранным государствам. В этот же день Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов сделали предстартовые обращения для прессы. В день старта 12 апреля в эфире прозвучит запись с голосом Гагарина, записи с голосами Титова и Нелюбова считаются утраченными.
4 апреля Главком ВВС К.А.Вершинин подписал специальные полетные удостоверения для Гагарина, Титова и Нелюбова.
5 апреля генерал-лейтенант Н.П.Каманин вылетел на Байконур. Гагарин, Нелюбов и Попович вылетели на одном самолете, а Титов, Николаев и Быковский на другом. Имя пилота-космонавта еще не было названо. Н.П.Каманин вспоминал, что это было самое непростое решение в его жизни – ведь одного человека предстояло послать либо на страницы истории, либо на верную смерть.
6 апреля Главный конструктор С.П.Королев, академик АН СССР М.В.Келдыш и руководитель подготовки космонавтов генерал-лейтенант Н.П.Каманин утвердили полетное задание для космонавта: «Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта». Старт было решено осуществить 11-12 апреля.
Сразу после утверждения полетного задания встал вопрос об окончательном выборе первого космонавта. По итогам государственных экзаменов первыми шли Юрий Гагарин и Герман Титов. Оба были прекрасно подготовлены, оба были крестьянского происхождения, оба состояли в Коммунистической партии. Звучали даже мысли о справедливости отправить в космос обоих.
7 апреля Гагарин, Титов и Нелюбов провели тренировку по ручному спуску и посадке. Николаев, Быковский и Попович вошли в группу психологической поддержки товарищей. Главный конструктор С.П.Королев, вместе с конструкторами К.П.Феоктистовым и О.Г.Ивановским, следили за ходом предстартовой подготовки ракеты-носителя и космического корабля. Космонавты Борис Волынов и Алексей Леонов выехали в эти дни на командно-измерительные пункты на Дальнем Востоке. Волынов отправился в Комсомольск-на-Амуре, а Леонов на Камчатку.
8 апреля состоялось итоговое заседание Государственной комиссии во главе с К.Н.Рудневым. Полетное задание и дата старта были окончательно утверждены, а также выбран будущий первый космонавт – Юрий Гагарин. Его дублером был назначен Герман Титов. Григорий Нелюбов был назначен запасным космонавтом. Также был обсужден вопрос о приглашении в район посадки спортивных комиссаров для оформления будущего космического полета как мирового рекорда скорости, но по причинам строжайшей секретности вокруг космического корабля «Восток» от этой идеи отказались. Также, по рекомендации психологов, было решено заблокировать систему ручного управления специальным ключом-шифром, и сообщить его космонавту только в случае необходимости уже на орбите.
9 апреля Гагарин и Титов отдыхали в деревянном домике на площадке космодрома №2, где и проживали после прибытия на космодром . Им была отведена отдельная комната, с двумя железными армейскими кроватями и рабочим столом. Медики установили на кроватях датчики, фиксирующие количество поворотов лежащих на них людей.
10 апреля состоялась неформальная встреча С.П.Королева и всех шестерых космонавтов с руководством космодрома и ведущими конструкторами. Вечером Государственная комиссия собралась в очередной раз, где С.П.Королев доложил о готовности ракеты-носителя и корабля к полету. Это заседание стало единственным до старта, на которое допустили журналистов.
Корабль «Восток-1» в это время проходил завершающие проверки и подготовку в монтажно-испытательном корпусе. Несмотря на то, что Государственная комиссия утвердила полетное задание на один виток вокруг Земли, специалисты подготовили корабль к полету в течение десяти суток – никто не был уверен до конца, что автоматическая система управления вовремя включит тормозной двигатель и «Восток» сойдет с орбиты только путем естественного торможения об атмосферу. На десять суток была выбрана орбита полета корабля, и на этот срок были подготовлены запасы продуктов, воды и кислорода. На случай посадки в нерасчетном районе, в любой точке земного шара, корабль был также снабжен носимым аварийным запасом (НАЗом). В него входили трехсуточный запас еды и пищи, а также оружие и средства связи.
В 11:00 по времени Москвы, 11 апреля ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1» была вывезена и установлена на стартовой позиции №1, с которой три с половиной года назад стартовал первый искусственный спутник. Гагарин в этот день встретился с рабочими и специалистами стартового расчета.
В 21:30 11 апреля Гагарин и Титов легли спать, заснув в 22:00. Несмотря на предложение начальника Центра подготовки космонавтов, полковника Е.А.Карпова, они отказались принять снотворное. По воспоминаниям самого Гагарина, он и Титов провели ночь перед стартом совершенно спокойно, и спали «как убитые». Пока Гагарин и Титов спали, Королев в 3 часа ночи 12 апреля проверил ход предстартовой подготовки ракеты-носителя и корабля на стартовой позиции.
Утром 12 апреля, в 05:30, Гагарина и Титова разбудил полковник Е.А.Карпов. После физической зарядки и принятия душа, Гагарин и Титов вместе позавтракали космической едой в алюминиевых тубах.
В 06:00 состоялось итоговое заседание Государственной комиссии. Ракета-носитель и корабль «Восток» были признаны готовыми к старту, Гагарин и Титов также были окончательно утверждены в своих полетных должностях, а также утверждено полетное задание. Затем оба космонавта отправились в монтажно-испытательный корпус, где облачились в полетные скафандры «СК-1», причем Титов сначала отказывался надевать его. Перед выходом в автобус на белый шлем скафандра Гагарина была нанесена надпись «СССР», чтобы в случае посадки космонавта в нерасчетном районе на территории Советского Союза местные жители не приняли его за вражеского летчика-шпиона. После процедуры надевания скафандров работники космодрома впервые попросили у Гагарина автографы.
В сопровождении врачей и товарищей по отряду, Гагарин и Титов отправились на стартовую площадку №1, где стояла на старте ракета-носитель «Восток», на разных автобусах. По пути к старту Гагарин попросил остановить автобус, вышел и справил малую нужду на заднее колесо автобуса. Этот «ритуал», вполне логичный, учитывая, что космонавта ждут три волны нарастающих перегрузок, с тех пор соблюдается всеми экипажами космонавтов.
По прибытии на стартовую позицию, Гагарин вышел из автобуса в сопровождении врачей во главе с Е.В.Карповым и конструктора О.Г.Ивановского. На старте их также встретил руководитель подготовки космонавтов, генерал-лейтенант Н.П.Каманин. Перед посадкой в корабль Гагарин сделал рапорт С.П.Королеву и К.Н.Рудневу. В дополнение к надписи на шлеме, Гагарину было вручено специальное удостоверение космонавта, на случай, если посадка произойдет на территории иностранного государства. Также, в этот момент, Гагарин сделал предстартовое заявление для прессы. Попрощавшись с товарищами, Гагарин поднялся на ступени лестницы и проследовал в подъемный лифт, к кабине космического корабля. Во время прощания космонавт Андриян Николаев сильно ударился головой об край шлемофона скафандра Гагарина, и позже сожалел, что от удара не осталось «памятного» шрама.
Около 7 часов утра Гагарин занял свое место в кабине корабля «Восток-1». Люк за ним закрывали О.Г.Ивановский и специалист по скафандру А.Ф.Востоков. Вскоре после закрытия крышки люка из командного бункера позвонил Королев, и сообщил, что крышка люка закрыта неплотно. О.Г.Ивановскому и его работникам пришлось еще раз снять и снова закрыть люк, не выбившись из графика предстартовой подготовки. В это время Титов успел вернуться в монтажно-испытательный корпус и снять скафандр.
В 07:10 голос Гагарина появился в эфире. В качестве позывного Гагарину был утвержден «Кедр», а наземные станции слежения получили позывные «Заря-1, -2, -3». С.П.Королев и космонавт Павел Попович вели с ним переговоры и дублировали предстартовые команды. Чтобы снять напряжение и помочь Гагарину расслабиться, Королев приказал включить ему музыку по пожеланию. Сам Гагарин напевал перед стартом песню «Ландыши». Это тоже стало одной из космических традиций. Н.П.Каманин позднее говорил, что всячески выступал за сокращение финальной предстартовой подготовки с двух часов до полутора-одного. Фактически, Гагарин провел внутри корабля на Земле больше времени, чем в полете.
В 09:01 была объявлена минутная готовность к старту. Команду «Зажигание» отдал начальник стартовой команды, генерал-майор А.С.Кириллов, наблюдавший за ракетой в перископ из командного бункера. Старт ракеты-носителя «Восток» с космическим кораблем «Восток-1» и космонавтом Юрием Гагариным состоялся в 09:07 по московскому времени. После команды «Контакт подъема» и отрыва ракеты-носителя от стартового стола Гагарин крикнул в эфир фразу, ставшую одним из символов новой космической эпохи: «Поехали!».
После первых двух минут полета произошел сброс боковых блоков первой ступени ракеты-носителя «Восток». Гагарин докладывал о ходе выведения и своих ощущениях. Еще через полминуты был сброшен головной обтекатель, и Гагарин впервые сообщил, что в специальный иллюминатор ориентации «Взор» увидел поверхность Земли. На пятой минуте произошло отделение второй ступени, и далее почти девять минут работала третья ступень. Гагарин продолжал докладывать о своих наблюдениях Земли во «Взор» и ощущениях. Сообщения о наблюдениях Земли стали более подробными, Гагарин сделал первый подробный доклад о состоянии бортовых систем. На четырнадцатой минуте космический корабль «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным был выведен на орбиту искусственного спутника Земли.
Расчетные параметры орбиты выведения и полета составляли изначально 175 км в перигее и 230 в апогее. Однако, из-за отказа блока питания антенн системы радиоуправления центрального блока второй ступени ракеты-носителя, двигатели второй ступени были отключены позже расчетного временами. В результате высота апогея орбиты составила 327 км. Сход с такой орбиты, в случае отказа тормозного двигателя, мог занять от 20 до 50 суток. Во избежание возможной паники, Гагарину об этом было решено не сообщать.
Выведение «Востока-1» в космическое пространство завершилось над Дальним Востоком, после чего корабль начал полет над Тихим океаном и вошел в тень Земли. Гагарин продолжал непрерывную радиосвязь с пунктами управления, докладывая о работе систем корабля и своем восприятии перегрузок и невесомости. В одном из сеансов связи Гагарин вел переговоры с командным пунктом на Камчатке, и передал шутливый «привет блондину» для Леонова, у которого были рыжеватые волосы.
На сорок четвертой минуте полета была включена система автоматической ориентации корабля. Корабль в это время завершил полет над Тихим океаном и вышел из тени Земли. Внизу в иллюминатор Гагарин видел Южную Америку. Во время полета над океаном, радиосигналы советского космического корабля перехватили американские станции слежения, о чем было немедленно доложено в Пентагон и NASA, а затем и президенту Д.Кеннеди. Как позднее вспоминал один высокопоставленных сотрудников NASA: «Небо в тот момент вдруг показалось совершенно чужим для нас». Одновременно доклад об успешном старте и начале орбитального полета Королев сделал и первому секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву. Хрущев немедленно распорядился, чтобы ТАСС опубликовал «успешное» заявление о полете, а министру обороны Р.Я.Малиновскому было приказано присвоить Гагарину воинское звание «майор» вне очереди. Поэтому во всех официальных сообщениях, звучавших в тот момент по всей стране и всему миру говорилось уже не о старшем лейтенанте, а о майоре Юрии Гагарине.
Тем временем, Гагарин на орбите продолжал полет и выполнял простейшие эксперименты. Он пообедал, пил воду, делал записи карандашом о своих ощущениях и надиктовывал их на бортовой магнитофон. Также космонавт вел наблюдения Земли и звезд, регистрировал показания бортовых систем. После того, как в невесомости у Гагарина улетел в сторону карандаш, он успел записать магнитофон совет, что предметы в космосе следует привязывать. Незадолго до посадки закончилась и пленка в магнитофоне.
В 09:51 началось автоматическое построение ориентации «Востока-1» на вход в атмосферу и посадку. В 09:55 корабль был соориентирован на сход с орбиты. На Земле продолжали волноваться, Феоктистов по указанию Королева постоянно запрашивал с других командных пунктов информацию о состоянии тормозного двигателя. Когда «Восток-1» пролетел над Атлантическим океаном и начал полет над Африкой, в 10:15 он в последний раз сообщил о своих наблюдениях. С Земли ему было дано разрешение ввести на специальной панели код разблокировки ручного управления и осуществить посадку в ручном режиме. К счастью, делать этого Гагарину не пришлось. В 10:25, над Африкой, автоматика успешно запустила тормозной двигатель. Однако он выключился всего на секунду раньше положенного, и из-за конструктивных особенностей двигателя, корабль начало закручивать. Из-за досрочного отключения тормозного двигателя, штатная автоматика не выдала команду на разделение спускаемого аппарата с космонавтом и приборного отсека. Разделение произошло на 10 минут позже запланированного, на высоте 130 км, команда на разделение поступила от термодатчиков, когда температура поверхности корабля достигла максимальных значений. Поскольку схема посадки кораблей «Восток» проходила по баллистической траектории, Гагарин во время посадки испытал перегрузки не ниже 10g, к которым, однако, был готов. Куда сложнее была психологическая нагрузка – несмотря на исключительной «крепость» корабля, из-за высоких температур корпус начал потрескивать, а по иллюминаторам потекла огненная плазма из горящего металла и теплоизоляции.
На высоте 7 км из «Востока» было отстрелено катапультируемое кресло с космонавтом, дальнейшую посадку космонавт и корабль совершали отдельно. Это было продиктовано отсутствием на спускаемом аппарате двигателя мягкой посадки, поэтому касание спускаемого аппарата поверхности Земли было слишком жестким даже для подготовленного человека. Поэтому Гагарин продолжил посадку уже на парашюте. Вскоре после катапультирования было сброшено катапультируемое кресло, и раскрылся основной парашют. По непонятным причинам, у Гагарина раскрылся также запасной парашют. На этих двух парашютах первый космонавт планеты Земля приземлился в колхозном поле у деревни Смеловка в Саратовской области, недалеко от города Энгельс. При посадке произошли две последних нештатных ситуации. Гагарин долго не мог открыть клапан вентиляции скафандра и из-за этого едва не задохнулся. Кроме того, прямо под ним оказалась поверхность Волги, и чтобы избежать приводнения в ледяную воду, Гагарин, умело маневрируя стропами парашюта, сумел долететь до твердой земли. Посадка состоялась в 10:55 по московскому времени. Наземные службы на некоторое время упустили Гагарина из поля зрения, посадка планировалась в Куйбышевской области, но из-за неполадок с тормозным двигателем сместилась севернее. Посадку спускаемого аппарат и Гагарина видели на радарах военнослужащие местных частей ПВО, которых заранее предупредили о «контейнерах с неба».
Тем временем, первыми людьми, встретившими Гагарина после посадки, стали местная колхозница Анна Тахтарова и её внучка Рита. Следом прибыли местные колхозники, а вскоре и служащий ближайшего ракетного дивизиона, майор А.Н.Гассиев, с командой солдат. Он выставил охрану у спускаемого аппарата, а сам повез Гагарина в дивизион. Оттуда Гагарин сделал первый рапорт о полете Главкому ВВС по телефону. Из дивизиона Гагарина доставили на аэродром в Энгельс. К полудню в Энгельс прибыли заместитель Главкома ВВС генерал-лейтенант Ф.А.Агальцов и группа журналистов. Пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал первые интервью и фотографировался.
После доклада по телефону Н.С.Хрущеву и Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневу, о результатах полета, Гагарин и группа сопровождающих отправились на самолете в Куйбышев на самолете «Ил-14». Чтобы избежать излишних шумихи и оваций, самолет сел заводской аэродром «Безымянка», недалеко от завода «Прогресс», где была выпущена ракета-носитель «Восток». Встречать Гагарина прибыло все городское партийное начальство и толпы работников местных заводов.
После посадки Гагарина доставили на дачу партийного обкома. Там он впервые после полета принял душ и нормально поел. Через три часа в Куйбышев с Байконура прибыл С.П.Королев и члены Государственной комиссии. Вечером 12 апреля состоялся торжественный банкет в честь успешного осуществления первого в истории пилотируемого космического полета.
13 апреля Юрий Гагарин оставался в Куйбышеве, ему готовили новую парадную форму и проводили инструктажи перед торжественной встречей в Москве. 14 апреля из Москвы за Гагариным прилетел правительственный самолет «Ил-18», который доставил первого космонавта в московский аэропорт Внуково. На подлете к Москве самолет был взят под охрану почетным эскортом истребителей. Самолеты пролетели над Москвой и Красной площадью, где уже собрались сотни тысяч празднующих жителей столицы. Во Внуково Гагарина встречали руководители страны и партии. По красной дорожке от трапа самолета до правительственной трибуны Гагарин проследовал настолько уверенно, что не обратил внимания на развязавшиеся шнурки ботинка. Перед трибуной Гагарин сделал рапорт о выполнении полета руководству страны.
Затем в открытом автомобиле «ЗИЛ-111В», Гагарин вместе с женой Валентиной и Н.С.Хрущевым отправились на Красную площадь. Путь от начала до конца сопровождался массовой торжественной манифестацией сотен тысяч людей. На Красной площади состоялся трехчасовой праздничный митинг. После этого торжества продолжились в Кремле, где Гагарину была вручена Золотая Звезда Героя Советского Союза и знак «Летчик-космонавт СССР» №1.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.