Чтобы краски «гремели, как гром»

Чтобы краски «гремели, как гром»

Он познал за свою долгую творческую жизнь и величайшие взлёты славы и известности (народный художник СССР, трижды лауреат Сталинской премии, первый президент воссозданной в 1946 году Академии художеств СССР), и всю глубину низвержения с художественного олимпа. Незадолго до кончины, как свидетельствовали его старые знакомые, на традиционный при встрече вопрос: «Как живёте?» — Александр Михайлович Герасимов с иронией отвечал: «В забвении, как Рембрандт». И это произносил человек, которого ещё недавно завистники называли «Веласкесом Сталина»!

Нет, он не был конъюнктурщиком, готовым ради личных благ рисовать кого угодно, лишь бы тот занимал пост повыше. Он был талантливейшим живописцем, Мастером с большой буквы, оставившим неизгладимый след в советском изобразительном искусстве. А истинный талант не может вечно пребывать в забвении — о нём обязательно вспомнят потомки. Именно так получилось и с A.M. Герасимовым — к 135-летию со дня рождения художника в Москве открылась его персональная выставка, первая за многие-многие годы. Причём открылась не где-нибудь на задворках — в самом центре столицы, в Государственном историческом музее, в здании, которое в советские времена занимал Центральный музей В.И. Ленина, в залах, где когда-то и были представлены многие герасимовские работы, посвящённые Ильичу.

ВОТ ОНА, знаменитая, до боли знакомая всем, кто родился, учился и трудился в советскую эпоху, огромная картина «В.И. Ленин на трибуне». Она печаталась в школьных учебниках, воспроизводилась на миллионах репродукций, открыток, плакатов.

«Я, — говорил потом Александр Михайлович, — с очень большим и, конечно, законным чувством творческого волнения начал в 1928 году работать над портретом Ленина. Сознание, что работаешь над образом гения человечества, наполняло и глубокой творческой радостью, и вместе с тем чувством большой ответственности. Я отчётливо понимал, берясь за эту работу, что необходимо сохранить для будущих поколений не только правдивый внешний образ Ленина, но вместе с тем и раскрыть перед зрителем чувства, с которыми мы, современники, воспринимали труды и дни великого освободителя трудящихся и основоположника новой эры мировой истории. Много и долго работал я над своим первым портретом Ленина, многое в нём переделывал, менял, но одна мысль неустанно руководила всеми моими творческими поисками: Ленин — это организатор Октября, пламенный трибун, вождь величайшей в веках революции. Таким я старался показать его на моём полотне».

Живым Ильича художнику увидеть, увы, не пришлось, но он, создавая свой образ Ленина, без всякого сомнения, читал и перечитывал горьковские строки: «…коренастый, плотный, с черепом Сократа и всевидящими глазами… скупой, но сильный жест вполне гармонировал с речью, тоже скупой словами, обильной мыслью… горели, играли эти острые глаза неутомимого охотника на ложь и горе жизни… блеск этих глаз делал речь его ещё более жгучей и жутко ясной… Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе… речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».

«Здесь я обязан сказать о той большой помощи, которую мне оказал Климент Ефремович Ворошилов, — продолжал вспоминать A.M. Герасимов в своей книге «Жизнь художника», написанной им уже в годы опалы. — Он много раз встречался с Лениным, знал его. Советы и указания товарища Ворошилова стали для меня решающими, особенно на последнем этапе работы. Он заезжал ко мне в мастерскую каждую неделю, и каждый раз я слышал от него ценные для художника указания. Наконец, Ворошилов сказал, чтобы я больше не прикасался к лицу, иначе портрет можно испортить и потерять найденное в нём. Я так и поступил».

Co Сталиным же Александру Михайловичу довелось общаться лично. И не раз. Вот что он рассказывал потом про эти встречи: «Спокойствие, вера в силу и героизм народа, поднявшего знамя величайшей из революций, твёрдая уверенность в окончательной победе и вместе с тем необычайная простота, скромность были основными, глубоко запавшими на всю жизнь впечатлениями от кратковременной беседы с Иосифом Виссарионовичем, когда мне посчастливилось впервые разговаривать с ним в майские сумерки на опустевшей после демонстрации Красной площади. Эта встреча, дополненная впоследствии другими встречами и беседами, рассказы людей, часто и подолгу видавших Иосифа Виссарионовича, а главное, беседы о нём с Климентом Ефремовичем Ворошиловым помогли мне найти живописное воплощение облика человека, стоящего в центре внимания всего передового человечества… В результате большой предварительной работы у меня набралось значительное количество этюдов, вариантов и набросков, но личная упомянутая мною встреча и беседа на Красной площади, когда мы шли от Мавзолея до Никольских ворот, дала, как мне кажется, основное для того, чтобы образно передать облик человека, о котором уже сейчас слагаются величавые легенды, песни и былины».

На выставке герасимовских работ, изображающих Сталина, несколько. Вот Иосиф Виссарионович выступает на ХVI съезде ВКП(б), вот он на встрече с ветеранами Первой Конной армии, вот он прогуливается в Кремле вместе со своим верным соратником Климентом Ворошиловым, вот он с биноклем стоит на холме во время своего выезда на фронт в годы Великой Отечественной войны, вот он на своей даче беседует за самоваром с художниками, в числе которых Александр Герасимов не преминул изобразить и самого себя…

Но самовар мирно пофыркивает не только на сталинской даче. Как же без него обойтись дома, в родном для художника Козлове (теперь это город Мичуринск)? Именно оттуда, из Дома-музея А.М. Герасимова, привезена на выставку очень добрая и уютная картина «За чаем. Портрет родителей». «Отец мой Михаил Софронович и мать Евдокия Яковлевна — оба родились крепостными. Был мой отец когда-то ключником в бане, потом стал приказчиком, или, как тогда говорили, ходил «в молодцах», а в 30 лет завёл собственную торговлю лошадьми и быками, но состояния не нажил… Родители мои самоучкой выучились грамоте, отец мог даже писать. За всю свою жизнь мать ни разу не пошла в театр, а отца я всё-таки однажды затащил на «Тараса Бульбу», — писал Александр Михайлович в книге своих воспоминаний. Кстати, А. Герасимов стал иллюстратором академического издания гоголевской повести «Тарас Бульба» — иллюстрации эти тоже есть на выставке.

На всю жизнь художник сохранил в своей памяти уроки, преподанные когда-то ему в Московском училище живописи, ваяния и зодчества великим Константином Коровиным: «Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и её обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями красочных воплощений. Когда же мне пришлось увидеть, с каким неистовством и увлечённостью пишет розы Константин Алексеевич Коровин, когда я многократно любовался картинами цветущих пионов в цветнике подмосковной Гиляевки, я ощутил свой долг перед искусством, свою обязанность художника отразить в своих цветах эти прекрасные создания природы. Константин Алексеевич Коровин, конечно, делал это лучше меня! В его розах больше нежности, поэзии, воздушности. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил чернозёмного плодородия». И теперь герасимовские розы, пионы, гвоздики, ветки сирени, полевые ромашки и васильки буйно цветут на картинах его юбилейной выставки.

А завершает экспозицию очень необычная для Александра Герасимова картина «Половецкие пляски», написанная в середине 50-х годов прошлого столетия, уже после смерти Сталина, и хранящаяся теперь в одной из частных коллекций Москвы. На огромном живописном полотне художник сумел «остановить мгновение», передать в красках вихрь танца, заставил зазвучать знаменитую музыку Александра Бородина из его оперы «Князь Игорь»: «Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря, чтобы они переливались, как драгоценные камни: рубины, изумруды, диаманты, и если допустить, чтобы я был музыкант, пианист, так мне хотелось бы брать аккорды от верхнего до нижнего регистра так, чтобы они гремели, как гром…»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *