Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 35.

Вспоминая памятные даты освоения космоса. Часть 35.

После ставшего очевидным проигрыша СССР в «лунной гонке» с США, советское руководство поставило перед отечественной космонавтикой новую задачу — завоевать превосходство в околоземном пространстве. Главной идеей и стратегией стало создание долговременных пилотируемых космических аппаратов, на которых можно было проводить научные исследования и осуществлять деятельность в интересах обороны государства. Решать такие задачи на автономных пилотируемых кораблях было невозможно, и советские конструкторы первыми приступили к созданию пилотируемых орбитальных станций. У Советского Союза были все шансы вырваться вперед в данном космическом направлении, пока США продолжали исследования Луны по программе «Аполлон». Окончательное решение было принято в 1969 г., строительство станции первого поколения было начато в 1970 г.

Для вывода орбитальной станции на околоземную орбиту было решено использовать тяжелую ракету-носитель «Протон-К», созданную в рамках советской лунно-облетной программы. Строительство станции велось на заводе им. М.В.Хруничева. К апрелю 1971 г. станция была готова к запуску.

Орбитальная станция получила название «Салют-1», хотя изначально ей было дано наименование «Заря». С этим названием на корпусе станция была отправлена в космос. «Салют-1» представляла собой единый модуль и состояла из трех отсеков. Первый — рабочий отсек, в нем размещались центральный пульт управления, научное оборудование, спальные места, зона отдыха, место для приготовления и принятия пищи, спортивные тренажеры, санузел. Впереди рабочего отсека располагался переходной отсек, снабженный стыковочным узлом для приема кораблей «Союз», также снабженный научными приборами. За рабочим отсеком был расположен изолированный от других агрегатный отсек, в котором был установлен двигатели для коррекции орбиты и ориентации. Снаружи, на агрегатном и переходном отсеках, были установлены панели солнечных батарей. Корпус станции был защищен от высокой солнечной температуры и микрометеоритов экранно-вакуумной изоляцией.

Старт ракеты-носителя «Протон-К» с орбитальной станцией «Салют-1» состоялся 19 апреля 1971 г. Станция была успешно выведена на расчетную орбиту.

Уже 24 апреля к ней была отправлена первая экспедиция на корабле «Союз-10» (командир — В.А.Шаталов, бортинженеры А.С.Елисеев и Н.Н.Рукавишников). Космонавты успешно выполнили все приготовления и начали стыковку, но контакта между кораблем и станцией не произошло — штанга стыковочного узла попала в приемный конус, но из-за неполадок в системе ориентации корабль продолжал колебаться в стороны и расшатанная штанга не притянула его к станции. Космонавты попытались с помощью двигателя «дожать» корабль к станции, но и это не помогло. После этого с Земли была дана команда на расстыковку и возвращение. Однако расстыковаться тоже не получалось — штанга застряла в конусе. Экипаж мог подорвать пироболты и отстрелить штангу, оставив её в приемном конусе и сделав невозможными последующие стыковки со станцией. Выход нашли быстро — разработчики посоветовали экипажу вскрыть блок электроники и установить в одном из приборов перемычку. После этого «Союз-10» отстыковался от «Салюта-1». 25 апреля он успешно вернулся на Землю.

Вторая экспедиция на корабле «Союз-11» отправилась к «Салюту-1» 6 июня 1971 г. Первоначально в экипаж корабля вошли командир А.А.Леонов и бортинженеры В.Н.Кубасов и П.И.Колодин. Однако незадолго до старта по медицинским показаниям была произведена перестановка экипажей и в космос полетели дублеры — командир Г.Т.Добровольский и бортинженеры В.Н.Волков и В.И.Пацаев. «Союз-11» успешно пристыковался к «Салюту-1», и с 7 июня космонавты начали расконсервацию станции и работы по научной программе. Экипаж успешно выполнил запланированные работы и научные эксперименты, однако общее состояние станции было признано неудовлетворительным — отказывали системы вентиляции и с перебоями работали датчики. После двух с половиной недель пребывания на станции, экипаж «Союза-11» отстыковался от «Салюта-1» 29 июня. На утро 30 июня планировалась посадка спускаемого аппарата в заданном районе Казахстана. Корабль успешно сошел с орбиты и приземлился. Однако члены экипажа были найдены внутри спускаемого аппарата мертвыми — на высоте 7 км открылся неисправный вентиляционный клапан, вызвавший мгновенную разгерметизацию корабля и гибель космонавтов, тогда летавших без скафандров, от удушья.

Гибель экипажа «Союза-11», несмотря на успешно выполненную ими программу полета, стала причиной полуторагодового перерыва в пилотируемых запусках в СССР, пока дорабатывался корабль «Союз». А станцию «Салют-1», законсервированную на орбите, было решено затопить. 11 октября 1971 г., по командам из ЦУПа, станция «Салют-1» была сведена с орбиты и затоплена в несудоходном районе Тихого океана. Общая продолжительность её полета составила 175 суток, из них 23 сутокв пилотируемом режиме.

Опыт полета орбитальной станции «Салют-1» стал неоценимым вкладом в дальнейшее развитие советской и российской космонавтики. Приоритет в эксплуатации орбитальных станций с тех пор прочно закрепился за нашей страной.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *