В РОССИИ стала демографической нормой семья с одним ребёнком — таких более 30 процентов. Но есть регионы, где подобные семьи составляют половину. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы половина семей была с тремя и более детьми: ведь, кроме отца и матери с одним ребёнком, есть и бездетные люди, да и не все дети доживают до репродуктивного возраста. Малодетность чревата ещё и тем, что в нашей стране так и не удаётся преодолеть тенденцию депопуляции, превалирования смертности над рождаемостью: в 2015 году число умерших превысило число родившихся на 12,8 процента. В трети регионов превышение составляет 1,5—2 раза. Если в ближайшем будущем количество многодетных семей не увеличится, то к концу ХХI века Россию будут населять всего 80 миллионов человек, считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
В «Программе государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008—2015 годы», в частности, предусматривались меры по стимулированию индивидуального жилищного строительства для многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Федерации. Среди прочих мер — предоставление застройщикам из числа многодетных семей земельных участков площадью не менее 0,15 гектара в пригороде и не менее 0,5 гектара в сельской местности в собственность. Оговаривалось, что земля может предоставляться как бесплатно, так и по льготной цене (через субвенции) в зависимости от величины среднедушевого дохода семьи. Программой предусматривалось выделение из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации финансовой помощи на организацию инженерного благоустройства (газ, вода, электроэнергия) застраиваемых участков. В 2010 году Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому многодетным семьям будут безвозмездно выделяться земельные участки, в том числе и для строительства индивидуального дома. Речь шла о поправках в Земельный кодекс и закон «О содействии развитию жилищного строительства».
В 2012 году одним из «майских указов» президент Путин поручил правительству «разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий» многодетных семей. Одной из таких мер должно было стать «создание необходимой инфраструктуры на земельных участках», проводить эти работы предполагалось «при поддержке субъектов и муниципальных образований». Законодательная база обеспечения многодетных граждан участками всё более разрасталась. А как же результаты? Они почти нулевые. А ведь прошедший год — финальный в осуществлении вышеупомянутой федеральной программы. То есть по существу она провалена.
Кстати, ещё за год до того, как она должна была начать осуществляться, в столице приняли собственную программу строительства коттеджных посёлков для семей с пятью и более детьми. Она предусматривала возведение 800 коттеджей. Проживать в них многодетные семьи могли лишь временно, пока самому младшему из детей не исполнится 18 лет. После этого власти Москвы обещали предоставить многодетным льготникам отдельные новые квартиры по договору социального найма. Было заселено 179 коттеджей. Вскоре представитель департамента жилищной политики и жилого фонда Москвы признал, что строительство этих коттеджей обходится столичному бюджету в 2—3 раза дороже типового многоэтажного жилья. По этой причине, а также по причине отсутствия свободных земель в столице программа была закрыта.
Год спустя после «майских указов» на заседании совета по приоритетным нацпроектам глава правительства негодовал: «Землю дают в глухих углах, чтобы просто исполнить закон, там нет инфраструктуры». Как это часто бывает с льготами, оплачивать «подарок от государства», обещанный федеральной властью, приходилось местным бюджетам, в которых на подобные проекты денег просто нет.
«Майский указ» Путина по обеспечению многодетных семей бесплатными земельными участками исполняется из рук вон плохо в Карелии: льготникам предлагают земельные участки для строительства жилья на непригодных и даже опасных для проживания территориях. Эти земли просто недоступны для горожан — участки находятся в лесу, а то и на болотах, без дорог и проездов, без намека на какую-нибудь коммунальную инфраструктуру.
В Мурманской области начиная с 2012 года участки получили 416 семей. Но жилищное строительство почти нигде не ведётся. Одна многодетная семья строит дом в Мончегорске, выдано одно разрешение на строительство индивидуального жилого дома в Мурманске. Строятся несколько коттеджей в некоторых других муниципалитетах. Иными словами, распределены сотни участков, но реально застраиваются из них единицы. Многие участки заболочены, некоторые заросли лесом или завалены большими валунами. Чтобы обустроить участки для многодетных сетями и подвести к ним дороги, необходимы сотни миллионов рублей, которых в местном бюджете просто нет. «Если мне по-прежнему будут предлагать участок, где нужно выложить миллион только за его очистку, я брать его не буду», — заявила Татьяна Кольчевская из Мончегорска, мать пятерых детей. «Нам дали участок на улице Скальной в Мурманске, — говорит Вероника Селиверстова из Мурманска. — Но что с ним делать дальше, мы не знаем. Там нет коммуникаций. По сути, у нас в собственности просто кусок сопки». Многие многодетные семьи Заполярья предпочитают выжидать, когда там появятся коммуникации, чтобы затем продать землю подороже.
В Саратовской области выдача земель многодетным семьям идет более активно, чем в других регионах. По подсчётам областного министерства строительства, 10 тысяч из 16,6 тысячи многодетных семей подали заявление на предоставление участка. 40 процентов желающих уже получили землю. Но к строительству смогли приступить лишь около двух десятков семей.
Семья матери четверых детей саратовчанки Евгении Нечаевой получила землю одной из первых в области — весной 2012 года. Документы земельного комитета свидетельствовали: поверхностные воды и растительность отсутствуют. Семья подписала согласие. Но, приехав на место, новоиспечённые землевладельцы увидели болото и множество деревьев. Лесом поросли все 8,6 сотки. С подобным «сюрпризом» столкнулись и другие многодетные семьи. После конфликтов в мэрии был организован совет по проблемам многодетных семей, внесли изменения в правила выделения земли. Нечаевы получили другой участок. Они твёрдо намерены строить дом. Но к материнскому капиталу за младшую дочь надо добавить сумму в четыре раза больше. «Многодетной семье трудно взять кредит, — говорит Евгения. — Банки отказывают или выставляют сумасшедшие проценты».
Многодетная семья Аляновых первоначально свой участок получила на свалке. Аляновы отказались. После долгих проволочек землю им выделили в другом месте. Сейчас они привыкают к тем немалым суммам, которые обрушились на их головы после твёрдого семейного решения построить на выделенной земле дом. Дотянуть электросети к дому — 20 тысяч: кабель, счётчик, щиток и работа электрика. Информация о том, в какую фирму обратиться, чтобы составить проект водоотведения, — 1,5 тысячи рублей. Подключение к общей трубе — 240 тысяч рублей.
Семья жителей Саратовской области Иваськиных встала в очередь на участок в 2012 году. Через два года им выделили участок на Кумысной поляне. Место хорошее, но на участке оказались четыре ямы по два метра глубиной. Вот уж воистину, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Семья с четырьмя детьми за всё должна платить из собственного кармана. Межевание обошлось в 6 тысяч рублей, хотя первоначально обещали оплатить из бюджета. Но… у нас кризис, вздохнули местные власти. Земляные работы на участке будут стоить 20 тысяч рублей, установка забора — 30 тысяч, бурение скважины — 160 тысяч, подключение электричества — от 20 до 50 тысяч, газа — 30 тысяч рублей.
Выявлены значительные нарушения при предоставлении земельных участков нижегородским многодетным семьям. Большинство участков не обеспечивается должной инфраструктурой, а некоторые вообще находятся в лесу.
В Пермском крае многодетным выделили землю в непосредственной близости от проходящей неподалеку нефтяной трубы. Ничего не подозревавшие семьи разбили сады и огороды, построили садовые домики. В этом году «Транснефть» спохватилась. Земельные участки попали в полосу отчуждения. Нет, землю никто отбирать не собирается. Но все постройки надо снести, ликвидировать посадки. На этих землях нельзя будет посадить даже картошку. «И зачем нам тогда эта земля?» — возмущаются многодетные семьи. Вопиющий случай произошёл в Новосибирске: там земельные участки выдавались на месте захоронений радиоактивных отходов. Кое-где земли выделялись на болоте, скотомогильниках.
Сейчас в России живут 1,5 миллиона многодетных семей. С начала действия программы к строительству на полученных участках приступили 15 тысяч семей. 69 процентов от получивших участки обзавелись землёй в глуши, где нет школ и поликлиник. А ведь многие семьи возлагали на правительственную программу большие надежды: они мечтали продать городские квартиры и начать вить собственные гнёзда в сельской местности, обзавестись скотом и птицей, разбить сады.
Проблема обеспечения землёй многодетных семей нашла свое отражение во время «прямой линии» с президентом в апреле этого года. Многодетная мать Марина Соломатина из Ставропольского края пожаловалась, что ей власти города отказались предоставить земельный участок. Точнее, вначале предоставили, но вскоре отобрали, сославшись на изменения в региональном законодательстве. Позднее семье выделили другой участок, но оформить на него документы так и не получилось. Владимир Путин выразил удивление: как так, многодетной семье начиная с 2013 года не удаётся решить земельный вопрос! Удивление президента всполошило местных чиновников: через два дня после «прямой линии» Соломатины стали собственниками земельного участка. И ничего, что рядом железная дорога и тюрьма. Соломатины и этому рады.
Но что делать остальным десяткам тысяч семей, получившим участки на болотах, скотомогильниках и в лесу?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.