Это сладкое слово «Победа»

Это сладкое слово «Победа»

Вчера на сайте портала «Свободная пресса» была размещена статья, в которой речь шла об истории создания Советского автомобиля «Победа» и о его производстве. Публикуем её полностью.

70 лет назад — 28 июня 1946 года на Горьковском автомобильном заводе начался серийный выпуск «Победы» с заводским индексом модели М-20. Эта машина стала первым массовым советским автомобилем. Но сначала его хотели назвать «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Почем родину продавать будете?» Название тут же изменили на «Победу». Сталин ответил репликой: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Это название и было утверждено.

Мечта любого водителя

Работа над этим автомобилем началась еще в годы Великой Отечественной войны. Это кажется странным — страна нуждалась в танках и самолетах, а конструкторы разрабатывали проект мирного автомобиля! К весне 1943 года проекты машины в общих чертах были готовы. Оставалось уточнить детали, построить и испытать опытные образцы.

Что же такое «Победа» — один самых популярных советских автомобилей, запечатленный во множествах фильмов, мечта любого водителя?

Технические характеристики «Победы» без труда найдет любой желающий, а потому остановлюсь на них очень лаконично. Для машины предусматривалось два варианта двигателя — шести- и четырехцилиндровый.

Трехступенчатая коробка передач была выполнена на основе коробки ГАЗ-М-1 и не имела синхронизаторов — их функции частично выполняли так называемые «муфты легкого включения».

Тормозная система была гидравлической — для того времени подобное решение выглядело передовым. Колеса автомобиля были непривычно широкими и имели штампованные диски без отверстий, крепились пятью гайками на шпильках. Впервые на советском автомобиле этого класса был предусмотрен отопитель салона, спаренный с обдувом лобового стекла.

Кто создавал новинку

Непосредственное участие в работе над «Победой» принимал главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт. Этот человек смело может считаться легендарным, ибо вместе со своим талантливым коллективом создал несколько моделей легковых и грузовых машин, вошедших в историю советского автомобилестроения.

Необходимо назвать имена других людей, участвовавших в создании «Победы». За разработку шасси отвечал Анатолий Кригер, форму кузова разработал Александр Кириллов. Первые эскизы выполнил художник-конструктор Валентин Бродский. На них машина выглядит очень похожей на будущий серийный автомобиль.

Над дизайном будущей «Победы» работал сотрудник московского НАМИ Юрий Долматовский, а окончательный облик автомобиля создал художник-конструкторВениамин Самойлов.

Более подробно — о Липгарде. Он был создателем известных советских автомобилей — «Эмки», ЗИМа, грузовика ГАЗ-51 и других моделей. Этот конструктор — пятикратный (!) лауреат Сталинских премий. Казалось, что авторитет Андрея Александровича непререкаем, но в октябре 1951 года его внезапно отстранили от занимаемой должности и сделали заместителем главного конструктора. Но через полгода его лишили и этого поста. Липгарда перевели на Уральский автомобильный завод рядовым конструктором.

Причина унижения была банальной и весьма распространенной для того времени. На Липгарда написал донос один из инженеров Горьковского автозавода. Он обвинил конструктора в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011».

Фамилия доносчика известна, но называть его не стоит по этическим соображениям. Этого человека давно нет в живых, а потому не стоит тревожить его прах. К тому же здравствуют родные, близкие инженера, кстати, весьма известного, лауреата Сталинской премии…

В 1953 году Липгарт вернулся в Москву, стал заведующим кафедрой «Автомобили» в МВТУ. И возвратился в НАМИ, где работал главным конструктором, а затем — заместителя директора по научно-экспериментальной работе.

Одним дать, другим — отказать

После войны на дорогах СССР появились трофейные автомобили — немецкие «опели», «мерседесы», «хорьхи», чешские «татры» и «шкоды», американские «форды», «доджи», «шевроле». Появились даже «японцы» — «ниссаны» и «тойоты».

Распределял их — в среде знаменитых артистов, писателей, композиторов, спортсменов, корифеев науки и передовиков труда — первый заместитель Сталина Вячеслав Молотов. К нему поступали сотни писем от желающих получить — и бесплатно! — чудо на колесах. В бумаге подробно перечислялись заслуги просителя и его регалии.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *