Александр Петров. Зигзаги «красного маршрута»

Александр Петров. Зигзаги «красного маршрута»

На маршрут по местам проживания, скажем, российского «перестройщика» Егора Гайдара китайского туриста никакими коврижками не заманишь. По ельцинским достопримечательностям он тоже не ходок, хотя есть среди них объекты, получившие общероссийскую известность. К примеру, мост, с которого по загадочным обстоятельствам Борис Николаевич навернулся в речные струи. Или трамвай, на который Ельцин перебрался из шикарного авто, чтобы вполне демократично подъехать к заводской проходной.

НО ВСЁ ЭТО туристу из Поднебесной скорее всего до лампочки. А заманить его в Россию чиновникам хочется, ибо до них наконец-то дошло, что туризм может стать существенным дополнением в наш нищий бюджет.

Вот и появился «красный маршрут», который ранее не снился нашим «реформаторам» даже в самых кошмарных демократических снах. Он связан с жизнью и деятельностью Владимира Ильича Ленина и задуман вначале был по четырём городам: Ульяновску, Казани, Москве и Питеру. Разработчики, судя по всему, рассчитывали в основном на китайцев среднего и пожилого возраста, которые помнят СССР, а кто-то даже учился в Стране Советов.

Нашим друзьям из КНР проект маршрута презентовали в 2013 году. Самара тогда в число городов, рекомендованных для посещения, почему-то не вошла.

— А ведь именно с нашим городом связаны молодые годы Владимира Ильича, — говорит депутат, член фракции КПРФ в губернской Думе Степан Филатов. — Здесь Владимир Ульянов начал трудовую деятельность помощником присяжного поверенного в Самарском окружном суде. В городе сохранились дома, в которых его семья арендовала жильё. А в селе Алакаевка Кинельского района находится Музей-усадьба Ульяновых.

Но местная власть давно уже следует маршрутом антисоветизма, ненависти ко всему, что связано с Лениным и его соратниками. Громадный Ленинский мемориал стал носить имя бывшего царского градоначальника Алабина, которого поймали на торговле гнилым зерном и наверняка бы упрятали в кутузку, но он не дожил до судного дня.

Более достойного имени для мемориала не нашлось, ибо градоначальник был настоящим рыночником по меркам сегодняшнего дня. Теперешней власти он, можно сказать, братан.

Под влиянием антисоветчиков изменили название областной клинической больницы, многих самарских улиц. Давно поговаривают о том, чтобы убрать памятник Ленину на площади Революции. Но коммунисты предупредили чиновников: они этого не допустят. А в городе Кинеле памятник великому вождю, подготовленный для установки на центральной площади ещё в самом начале перестройки, не раз пытались отправить на переплавку. И только по требованию обкома КПРФ, фракции партийцев в губернской Думе и кинельских коммунистов его всё-таки установили. Но не в городе, а в селе Алакаевка, невдалеке от Музея-усадьбы Ульяновых.

Когда Самару всё-таки включили в «красный маршрут», никакого энтузиазма у местных чиновников это не вызвало, хотя проект — международного значения, одобрен на всех уровнях власти. Да и как не одобрить, если с нашими западными «партнёрами» никаких других врагов нашей стране уже не надо! А коммунистический Китай — один из самых надёжных друзей России. Эта великая держава эффективно развивается, народ с каждым годом живёт всё лучше и лучше. Китайские туристы могли бы поддержать спадающие штаны нашей экономики. Но для этого объекты, связанные с именем Ленина, надо привести в порядок, чтобы хоть не позориться перед иностранцами, которые уже приезжают в Самару по «красному маршруту». И будут приезжать, ведь впереди — 100-летие Великого Октября, затем чемпионат мира по футболу, для матчей которого строится огромный стадион, потребовавший многомиллиардных затрат. А на реставрацию Дома-музея Ленина, который смотрится бедным родственником рядом с грандиозным зданием теперь уже Алабинского мемориала, денег нет.

Музей расположен в доме купца Рытикова, здесь, на втором этаже, жила семья Ульяновых. Так и не дождавшись никакого телодвижения местной власти, молодые дизайнеры Самары разработали свои проекты реконструкции исторической среды в охранной зоне музея. Победителями конкурса стали доцент Самарской архитектурно-строительной академии Елена Сысоева и ассистент Пётр Сластёнин.

— Мы постарались в своём проекте отразить не только бытовые и архитектурные особенности этой части Самары конца XIX века, но главное — дух того времени, — сказала мне тогда Елена Сысоева.

Молодые архитекторы воссоздали на бумаге часть улицы Сокольничьей, как она тогда называлась. Лавочки, цветники, беседки — всё из тех далёких времён. Мог бы получиться прекрасный уголок старой Самары, но проектом власть не заинтересовалась. Требуется неотложный противоаварийный ремонт надворных сооружений: каретного сарая, сенника и так далее, входящих в комплекс Дома-музея. Разговоры об этом ведутся давно, а дела нет.

Та же история с усадьбой Ульяновых в Алакаевке. Кроме дома купца Рытикова, есть в Самаре и другие объекты, которые могли бы стать частью «красного маршрута». Семья Ульяновых проживала на улице Самарской в двухэтажном доме, который хоть и сохранился во дворе теперешнего дома 126, но даже своего номера не имеет и доведён до такого состояния, что без слёз не взглянешь. На стенах уже растёт кустарник. Местные вандалы начали разборку кирпичной стены. А власть никак не разберётся: это объект культурного наследия или нет.

Дома 8, 10 на улице Степана Разина, где также проживала семья Ульяновых, находятся в более приличном состоянии. Это выявленные (есть такой термин) объекты культурного наследия. По некоторым данным, они уже были включены в реестр памятников, затем их вроде бы из него вывели.

Депутат Филатов обращается к министру культуры области Сергею Филиппову с просьбой прояснить ситуацию.

Министр рекомендует обратиться в управление государственной охраны объектов культурного наследия. Руководитель управления Владимир Филипенко сообщает, что есть заключение государственной экспертизы о нецелесообразности включения этих двух купеческих домов в реестр. Но коллегия управления считает, что нужна повторная экспертиза, ибо объекты заслуживают такого статуса. Проводиться она должна по «инициативе заинтересованного органа государственной власти, местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком или экспертом» — так говорится в ответе Филипенко.

В словах о «заинтересованном» органе власти и зарыта собака. За последние десятилетия интерес у власти был один: уничтожить всякое упоминание о Ленине и его соратниках, не оставить и следа от советского наследия. Потуги, конечно, напрасные, ибо теперешняя Россия немыслима без экономического и военного потенциала, созданного в СССР. Но на памятниках прошлого эта публика отыграться может. И доказывала это неоднократно. Если экспертизу двух купеческих домов поручат известным в Самаре доктору не помню каких наук Кабытову и библиотечному деятелю Завальному, то в отрицательных результатах можно не сомневаться. Для этих господ самое главное — установка памятника белочехам, которые зверствовали в Самаре около века назад. Остальные памятные места их, похоже, не интересуют.

А «красный маршрут» тем временем всё-таки действует. Недавно в Доме-музее Ленина побывала очередная группа туристов из Китая — более семидесяти человек. Полуразваленный дом на Самарской, где жила семья Ульяновых, им не показывают. На улицу Степана Разина не зовут.

— В Самаре не найти ни рекламных проспектов, связанных с ленинскими местами, ни каких-либо сувениров по этой тематике, — сетует председатель общественного совета Дома-музея Александр Любимов. — Есть только набор фотографий второго этажа дома Рытикова, где жили Ульяновы.

Если посещение Дома-музея для туристов из Китая совершенно бесплатное, то с граждан России деньги берут. Даже школьникам посещение музея обходится от 50 до 75 рублей, в зависимости от содержания экскурсии. Так что в этом смысле китайцем в Самаре быть лучше, чем русским или татарином. Может быть, наши чиновники отупели настолько, что хотят пополнять бюджет таким способом. Или происходит обкатка некоей премудрой туристской нанотехнологии? Но штанишки нашей экономики она вряд ли сможет поддержать.

От редакции: Ожидать от политических представителей класса капиталистов (речь о наших властях) позитивной оценки деятельности В.И. Ленина, содержания в нормальном и работоспособном состоянии памятных мест, связанных с его именем, было бы наивностью. В условиях, когда наша буржуазная власть взяла курс на закрепление результатов буржуазной контрреволюции, на окончательное ограбление трудящихся, её идеологи прилагают усилия, направленные на очернение Советского периода нашей истории. Но это не способствует повышению уровня патриотизма среди народа. Напротив, война с собственной историей в перспективе кончится непредсказуемыми последствиями. Разумеется, фактическое забвение к памятникам В.И. Ленину не привлечёт внимания китайских туристов, о которых речь шла в статье. Напротив, будет способствовать прямо противоположному.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *