Во что превращают столицу

Во что превращают столицу

Мнение жителя «московского посада»

Времена меняются, меняется и стиль управления столицей. Московского Хозяина сменил Смотрящий от Кремля. Хотя не всем москвичам это по душе.

НОВЫЙ московский руководитель, кажется, сильный управленец и энергичный исполнитель. Судя по его действиям, перед ним поставлена задача превратить Москву в образцовый современный город, используя передовой мировой опыт. Чем он и занимается с большой настойчивостью.

Но есть в этом некая закавыка: не все мировые тенденции городского обустройства, даже вроде бы общепринятые, нам подходят.

Вот некоторые замечания, которые я хочу высказать как житель «московского посада». Ещё при прошлом руководстве столицы наметилась тенденция перевода «стихийной» торговли в «цивилизованное русло». Короче говоря, с рынков — в торговые центры. Такую политику можно понять и даже отчасти стоит приветствовать. Вспомним, какие язвы образовались под ширмой «рыночной экономики», символом которых стал «черкизон» — целое закрытое государство внутри города с подземными ходами, тайными складами и мощной торговой мафией. «Черкизоны» обоснованно начали стирать с лица земли, переводя торговлю в центры.

Но что такое торговый центр? Грубо говоря, это место, где товар продаётся в упаковке в отличие от рынков. Что для людей предпочтительнее? Для непритязательных жителей часто удобнее зайти на необустроенный рынок, чем в торговый центр: цены ниже, продукты разнообразнее, качество промтоварных изделий повыше. А обмануть могут и в центрах, и в бутиках.

Так что, торопясь загнать торговлю под «цивилизованную» крышу, власти, по-моему, перегибают палку. Не скажу, что рынков — продовольственных и вещевых — не осталось. Но такое впечатление, будто власть их как бы стесняется, загораживая стенами стеклянных супермаркетов.

На мой взгляд, наряду с централизованной торговлей должна быть и торговля рыночного типа шаговой доступности. В наше сознание, как мантра, внедряется абсурдное положение: малый бизнес — основа экономики. Хотя каждый нормальный человек знает, что основа экономики — крупное производство. А вот роль заполнителя между экономическими глыбами малый бизнес играет вполне успешно, но нагромождение плит без хорошего заполнителя не самый лучший вариант (что мы знаем по практике всеобщего огосударствления). И небольшие базарчики рядом с магазинами — вполне правильная вещь. Их легко контролировать, проще поддерживать в них порядок.

Вспомнив о них, можно поговорить и о рынке в более широком смысле.

Недавно на встрече с главой управы пенсионерка поинтересовалась, будет ли в этом году вечер в честь ветеранов. Тот вынужден был признаться, что нет, не будет: кинотеатры и концертные залы поголовно приватизированы и заказывать в них мероприятие недопустимо дорого.

Думаю, что такое положение — следствие всё тех же ложных постулатов. Попыток выделить области хозяйствования, которые могут принести прибыль, и там всё приватизировать без остатка. А потом извиняться, что некоторые инициативы просто негде реализовать.

Получилось, как в ЖКХ. Некоторым состоятельным собственникам стало тесно в ещё советской системе ДЕЗов, они захотели особого обслуживания. В новых условиях всех собственников поголовно обязали выбрать себе управляющие компании, разрешив (в виде милости, надо полагать) выбрать и старый добрый ДЕЗ. В результате подавляющее большинство собственников квартир, кроме субъектов с тугими кошельками, остались на обслуживании там, где и были. А причина такого положения, конечно (как и везде), идеологическая: всё начинать с приватизации.

Я считаю, что город должен держать в своих руках некоммерческий «скелет» во всех областях: определённое количество муниципальных киосков, публичных залов, магазинов, снабжающихся по советской системе, вплоть до туалетов. А рядом с ними пусть (коли инвесторы захотят) находятся книжные развалы с гламурным глянцем, «продвинутые» кинотеатры, магазины сетевых компаний и т.д. Город должен иметь площадки, через которые он мог бы проводить свою политику, в том числе и экономическую, а не отдавать целые зоны хозяйства в частные руки коммерсантам.

Развивать тему городского хозяйства можно до бесконечности. Есть в столице масса проблем, которые остаются нерешёнными. И пока городские власти изо всех сил внедряют мировой опыт, наш собственный опыт порой должен послужить для осмысления решения социальных проблем.

Михаил САЯПИН. г. Москва.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *