Виктор Трушков. Анализ вектора эпохи

Виктор Трушков. Анализ вектора эпохи

Документы, о которых идёт речь в этом цикле статей, были отправлены в архив почти 70 лет назад. Но не потому, что утратили актуальность. Вот уж тот случай, когда уверенно можно говорить о решающей роли субъективного фактора. Смерть А.А. Жданова (хотя, конечно, не только она) сыграла решающую роль в том, что в архиве оказался «проект новой программы ВКП(б) в последней редакции». Считая, что этот документ и сегодня представляет интерес, а то и политическую актуальность, «Правда» решила полностью опубликовать его текст с комментариями, а также основные вехи его создания. Эту публикацию редакция посвящает 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Публикации этого цикла выходят в пятничных номерах.

Поиск в расколотом мире

Через опубликованный в предыдущую пятницу первый раздел «проекта новой программы ВКП(б) в последней редакции» красной нитью проходила мысль о том, что Великий Октябрь явился рубежом в мировой истории цивилизации. Общества, пришедшие на смену первобытнообщинному строю, покоились на частной собственности, и их главным социальным признаком была эксплуатация человека человеком. Октябрьская революция начала ликвидацию частной собственности и эксплуатации человека человеком. Четверть века реставрации капитализма в России и ряде соседних стран этот вывод не поколебала: история — не Невский проспект, в ней неизбежны и отступления, и иные загогулины.

Хотя великий Октябрьский процесс начался в России, он не может быть замкнут её границами. Это процесс глобальный, всечеловеческий. Поэтому второй раздел сталинско-ждановской программы партии логично начинался с характеристики современной эпохи: «Нынешняя эпоха всемирной истории есть эпоха крушения капитализма и торжества социализма, эпоха неуклонного роста и расцвета социалистического общества в СССР и перехода ряда других стран на рельсы социализма, с одной стороны, общего кризиса капитализма и разложения капиталистической системы, с другой стороны». (Ф. 629. Оп. 1. Д. 128. Л. 5). Да-да, нынешняя эпоха, продолжающаяся по сей день и устремлённая в завтра.

Авторы проекта «неизвестной программы ВКП(б)» последовательно придерживались (и нам завещали!) марксистско-ленинского обоснования замены капитализма социализмом. Столетие назад В.И. Ленин подчёркивал: «неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперёд…, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, — вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат».

И начало второго раздела проекта программы ВКП(б) 1947 года пронизано именно разъяснением этой исторической закономерности.

Таким образом, его авторы выполняли постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1947 года, в котором указывалось, что в программе должна быть дана, «во-первых, оценка победы Великой Октябрьской социалистической революции с точки зрения исторического развития человечества, во-вторых, — анализ нынешней международной обстановки…» (Выделено мной. — В.Т.) (Ф. 17. Оп. 3. Д. 1066. Л. 12).

Здесь авторы проявили удивительное послушание, хотя Политбюро рекомендовало им вносить изменения всюду, где сочтут необходимым. И Г. Александров, К. Островитянов и П. Федосеев в «проекте схемы программы ВКП(б)» давали другое название раздела: «Советский Союз и капиталистический мир». Конечно, в таком виде его нельзя было принять, так как получалось, что единственной альтернативой капитализму является СССР (и это после победы народов во Второй мировой войне!). Но кто мешал заменить слова «Советский Союз» на «социализм» или «прогрессивные силы»? К тому же в тексте проекта программы ВКП(б), подготовленного Д.З. Мануильским в 1938 году, подобный раздел назывался «Борьба двух миров».

(Ф. 17. Оп. 125. Д. 476. Л. 78). Кстати, в «хрущёвской» Программе КПСС, принятой в 1961 году, аналогичного раздела не было, так как он был разбит на несколько главок, но в новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII партсъездом в 1986 году, подобный круг вопросов рассматривался в разделе «Борьба между силами прогресса и реакции в современном мире». (XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчёт. Т. 1. М.: ИПЛ. 1986. С. 561).

Важна не текучка, а тенденции

Однако авторы документа 1947 года писали второй раздел под названием «Современная международная обстановка». В результате на заседании программной (рабочей) комиссии, проходившем под председательством А.А. Жданова 8 августа 1947 года, её члены дружно выражали неудовлетворённость теми текстами, которые они сами же представили. Вот примечательный диалог из стенограммы этого заседания:

«ФЕДОСЕЕВ. О втором разделе — международное положение — здесь уже говорили. Этот раздел во многом носит текущий характер. И у нас в тезисах кое-что есть о текущем моменте в международном разделе, но здесь есть общий вопрос, который надо ещё доработать. Мне кажется, что во всех проектах тезисов недостаточно показано и не развито (а это должно занять, видимо, одно из важнейших мест) дальнейшее загнивание капитализма. В общей формулировке все тезисы начинаются с того, что эти 30 лет капитализм шёл к упадку. Но загнивание капитализма, экономический упадок конкретного показа не нашли ни в одних тезисах.

ЖДАНОВ. Вообще критики капитализма во втором разделе не дано. Ненормально это. Причём, как Ленин говорил? Надо давать в программе общую характеристику не только высшей стадии капитализма, но капитализма вообще, — эту сторону взяли просто и выкинули. И получилось так, что, по сути дела, весь этот раздел критики капитализма, всеобъемлющей критики капиталистических порядков в области экономической, в области политической, в области идеологической, в любой области свели к тому, что повернулись к текущему моменту». (Ф. 77. Оп. 4. Д. 18. Л. 33).

А вот мнение ещё одного участника той дискуссии — Д.Т. Шепилова: «В программе надо идти методом противопоставления двух миров, двух систем. Это не удалось в равной степени во всех проектах. В проектах много конъюнктурных моментов, характеризующих современное международное положение». (Там же. Л. 42).

Ему вторит М.Б. Митин: «Международная часть во всех проектах оказалась конъюнктурной, в ней не получилось настоящего анализа современного капитализма и не ясно решён вопрос о соотношении между капитализмом и социализмом. Этот вопрос, кроме того, ещё осложнён тем, что помимо капитализма и социализма есть ещё страны новой демократии, в которых происходит особый процесс развития социализма». (Там же. Л. 46).

Примечательно, что осуществлявшаяся в конце июля правка текстов, подготовленных четырьмя творческими группами, Ждановым, а затем Сталиным, шла как раз в направлении отказа от текущей международной конкретики и концентрации внимания на принципиальных процессах эпохи и её закономерностях.

Так, И. Сталин критически отнёсся к такой конкретике в проекте М. Митина и П. Юдина: «Современная империалистическая реакция не хочет и не может разделаться до конца с фашизмом, ибо фашизм ей нужен как противовес рабочего и народно-демократического движения. Правящие круги США и Англии всюду попустительствуют фашистам. Правительства империалистических государств (Англия и США) проводят политику поддержки реакционных элементов во всём мире (в Китае, Греции, Италии, во Франции, в Иране, Германии, Австрии и т.д.), политику подавления национально-освободительного движения в колониальных странах…

Крайние реакционные круги США открыто толкают страну к фашизму. Проведение законов против профсоюзов, проверка государственных служащих США, увольнение всех «нелояльных», чистка государственного аппарата от коммунистических и демократических элементов, расовая дискриминация, широко развёрнутая политическая и идеологическая кампания против рабочего движения, коммунистической партии свидетельствуют о серьёзной опасности фашизации США». (Ф. 558. Оп. 11. Д. 123. Л. 10).

В первом абзаце Сталин подчёркивает слова «не может разделаться с фашизмом», а слово «до конца» он решительно вымарывает. Причина очевидна: здесь дана текущая характеристика международного положения. Сиюминутность оценок тем более бросается в глаза, когда перечисляются государства с реакционными режимами. Но готовится-то документ, рассчитанный минимум на три десятилетия. На полях против этого абзаца написан «приговор»: «Не то» — и оба слова подчёркнуты. Против следующего абзаца Сталин снова пишет: «Не то». (См. автограф Сталина). И не потому, что перечисленные факты не соответствуют действительности или не влиятельны реакционные круги в США. Но нужна не текучка, а выявление тенденций. К тому же нельзя утверждать, что ситуация 1947 года не изменится спустя какое-то время.

В русле марксизма-ленинизма

На всех «технологических переделах» создания сталинско-ждановской программы ВКП(б) шёл активный процесс превращения анализа «современного международного положения» в концептуальное осмысление современного мира и его противоречий.

Например, Сталин категорически отверг попытку «слить в один флакон» «волну революционных восстаний («социально-классовой борьбы». — В.Т.) и национально-освободительных движений». (Там же. Л. 7). Последнее понятие, считал Иосиф Виссарионович, применимо только к антиколониальной борьбе. А поскольку в тексте шла речь о положении в колониях, то слова «революционных восстаний» он просто вычеркнул.

Сталин не согласился и с предложенной Митиным и Юдиным трактовкой закона неравномерности развития капитализма в разных странах и регионах. Они утверждали: «Неравномерность развития капиталистических стран, нарушения равновесия внутри буржуазной системы хозяйства таят в себе опасности новых военных столкновений». Он обратил внимание на неудачное стремление этих авторов свести неравномерность развития капитализма к нарушению равновесия внутри буржуазной системы хозяйства. Действительно, рассуждения о «равновесии» в системе капитализма выглядят не только неожиданными, но и сомнительными. Поэтому слова-«уточнения» он взял в скобки, а сбоку справа написал: «П. («Править». — В.Т.) Это не то». Причём «Не то» подчёркнуто дважды. (Там же. Л. 15).

И сегодня заслуживает внимания замечание Жданова к проекту Александрова и его группы. В их тексте читаем: «В результате второй мировой войны от системы империализма откололся целый ряд стран, которые встали на путь демократического развития (Польша, Югославия, Чехословакия, Болгария и др.). Эти страны народной демократии вырвались из цепей мирового империализма». (Ф. 17. Оп. 125. Д. 476. Л. 16). Здесь обращает на себя внимание неточность подчёркнутых Ждановым слов, ибо даёт повода утверждать, что второй этап общего кризиса капитализма порождён не присущими ему антагонистическими противоречиями, а войной, которая в этом тексте из ускорителя-катализатора превращена в причину. Такое толкование не соответствует марксистско-ленинской теории общего кризиса капитализма. Между тем она не утратила своего значения и сейчас, несмотря на то, что свои потери трёх этапов общего кризиса капитализма наш классовый противник сумел себе временно вернуть.

При подготовке проекта третьей программы ВКП(б), пожалуй, впервые идёт интенсивный поиск теоретических оценок государств, которые позже войдут в историю как страны мировой социалистической системы. В 1947 году они ещё не имели общепринятого названия: в одних проектах их именовали странами новой демократии, в других — народной демократии. У Жданова вызвала сомнение попытка Митина и Юдина определить их место в геополитическом пространстве. Он усомнился в точности оценки, которую дали им эти философы: «Коренные политические изменения, происшедшие в восточной и юго-восточной Европе, привели к тому, что капиталистическое окружение Советского Союза в старом смысле этого слова ныне не существует. Оно сменилось новым, дружественным окружением народно-демократических республик. Капитализм отодвинут от границ Сов. Союза». (Там же. Л. 109). Жданов лучше других знал положение в этих государствах, так как руководил делегацией ВКП(б) в Информационном бюро коммунистических партий, созданном по его инициативе в 1947 году. Кстати, на августовском заседании программной (рабочей) комиссии на неточность этого тезиса указывали и другие его участники, уже знакомые с замечанием Жданова.

Работа над проектом программы ВКП(б) продолжалась вплоть до самой рассылки его «последней редакции». Даже тогда, когда Жданов получил документ, согласованный со всеми членами программной (рабочей) комиссии, он продолжил внесение изменений, призванных сделать программу теоретически богаче и масштабнее. Говоря о республиках новой (народной) демократии, он дал им ёмкую политическую характеристику, указав, что «в них возник «новый тип государства»: «народная республика, где власть принадлежит народу в лице блока трудящихся классов населения во главе с рабочим классом и закладываются основы перехода на путь социалистического развития». (Ср.: Ф. 77. Оп. 4. Д.17. Л. 120 и Ф. 629. Оп. 1. Д. 128. Л. 10).

И ещё одно интересное наблюдение. В «последнюю редакцию» проекта вошли не все сталинские замечания. Например, при чтении проекта Митина — Юдина он при перечислении стран народной демократии настойчиво вымарывал Югославию, однако в «последней редакции» она сохранилась. Ясно, что это результат обсуждения двух политиков-соратников. В «последней редакции» нигде Япония не названа фашистским государством. Между тем Сталин при правке представленных ему текстов ставил Японию рядом с фашистской Германией, вычёркивая её определение как империалистической. (См. автограф Сталина). Не вошло в «последнюю редакцию» и примечательное замечание Сталина о «мировом правительстве». (Ф. 558. Оп. 11. Д. 123. Л. 10—11). Дело в том, что в подготовке к образованию «Союза угля и стали» он разглядел Евросоюз, определённый им как «Соединённые Штаты Европы», это политико-экономическое образование он расценивал как «мировое правительство». (См. автограф Сталина).

Нет, это была не теоретическая «дуэль», а поиск точных марксистско-ленинских оценок.

От редакции: Следует отметить, что практика подтвердила правоту оценок, сделанных И.В. Сталиным. Так, жизнь показала, что фашизм никуда не исчезает, что международный капитал действительно использует его в целях удушения пролетарского движения, а также в качестве инструмента развязывания новой мировой войны. Агрессивные действия США на протяжении последних десятилетий, крестовый поход против целых народов, открытая поддержка сил экстремистского и фундаменталистского толка. Более того, дело дошло до того, что фашистская реакция свирепствует в ряде постсоветских республик.

Совершенно верным оказалось и замечание И.В. Сталина о нежелательности одинаковой оценки пролетарской и национально-освободительной борьбы (за исключением антиколониальных восстаний). Ведь история второй половины XX — начала XXI века недвусмысленно показала, что даже если в какой-либо стране к власти приходят политические представители национальной буржуазии, стремящейся вытеснить компрадорскую (да и непосредственно иностранный капитал), совсем не обязательно, что устанавливается принцип социальной справедливости (впрочем, при капитализме, даже при государственном, о социальном равенстве мечтать наивно). Возьмем, к  примеру, Индию. Известно, что со второй половины XX века, после обретения статуса независимости, её власти провели целый ряд прогрессивных преобразований. Но при этом уровень жизни населения остается крайне низким. Более того, в последние годы мировой капитал, видя дешевизну местной рабочей силы, всё больше окутывает эту страну. Какой будет итог данной практики в перспективе — понятно. 

Что же касается вопроса о расшатывании основ мирового капитализма с середины 1940-х годов, то причиной, разумеется, не война послужила, а присущие данной формации классовые противоречия. Просто война являлась своеобразным катализатором активизации революционного движения, поскольку именно в данный период все противоречия буржуазного общества вылезают наружу. 

Словом, всё, что изложено в данной статье, плюс мировая история второй половины XX — начала XXI века, недвусмысленно свидетельствует о том, что капитализм никогда не сдастся социализму, не отомрет сам, а будет использовать всё, чтобы оттянуть свою кончину. Для достижения данной цели буржуазия прибегает к развязыванию войн, к инспирированию «цветных переворотов», к превращению целых стран в колониальные либо полуколониальные придатки. Следовательно, модные в своё время разговоры о «мирном сосуществовании» социализма и капитализма были лишены какой-либо основы. К чему привели иллюзии по поводу «доброжелательности» мирового империализма, видно на примере трагических событий 1980-х — 1990-х годов. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *