В последнее время в украинских политических кругах и средствах массовой информации всё больше раздаётся сетований на то, что «Европа охладела к Украине». После недавней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы представители Верховной Рады Украины в ней с озабоченностью отмечали, что «ситуация в Парламентской ассамблее очень непростая… Ощущается смена позиций, смягчение риторики. Звучат призывы вернуть россиян (делегацию российского парламента в ПАСЕ. — Г.К.) уже в этом году». Украинские парламентарии отмечают, что на Западе всё больше выражается озабоченность обострением обстановки на Украине, угрозой возобновления полномасштабных боевых действий на востоке нашей страны.
ЕЩЁ НЕДАВНО претензии по поводу нарушения или невыполнения положений минских договорённостей высказывались преимущественно Москве. Теперь упрёки всё чаще адресуются Киеву.
Когда дело касается отношений Украины с европейскими структурами, то пристального внимания требует состояние сотрудничества и взаимодействия в развитии демократических институтов, соблюдении прав и признанных свобод человека. К слову, украинские представители в ПАСЕ выражают особую озабоченность тем, что в Совете Европы «меняется ситуация даже в тех группах, которые традиционно поддерживают Украину в борьбе за европейские ценности и права человека». В связи с этим стоит напомнить, что при подписании Соглашения об интеграции в ЕС украинское руководство обязалось всячески развивать демократию и обеспечивать прогресс к европейским стандартам в этой сфере.
Что же изменилось после этого? Прежде всего следует отметить, что никогда ещё после провозглашения независимости состояние с правами человека и законностью в нашей стране не было таким неудовлетворительным и тревожным, как сейчас. Никто не чувствует себя, особенно после совершённого в феврале 2014 года государственного переворота, защищённым от произвола со стороны как властных структур, так и бандитских и рейдерских нападений незаконных вооружённых формирований. Подавлена политическая оппозиция. Преследуется инакомыслие. После трагических событий 2013—2014 годов в Киеве, Одессе, Мариуполе и других городах, после злодейского убийства писателя Олеся Бузины ни одно резонансное дело до сих пор не завершено расследованием, никто не наказан.
О неблагополучии с правами человека на Украине, о фактах издевательств над узниками, содержащимися в застенках органов безопасности, сообщается в докладах уполномоченного Верховного комиссара ООН по правам человека. Озабоченность по этому поводу высказывали также ПАСЕ, Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия), Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ООН, различные общественные организации.
Что касается подлинной позиции нынешней украинской власти в столь чувствительной для Европы сфере, как права человека, то она была особенно рельефно выражена в принятии вскоре после февральского (2014 года) переворота законов об очищении власти (люстрации) и так называемой декоммунизации. О том, что эти законы не соответствуют ни нашей Конституции, ни европейской практике, перед их принятием предупреждали многие авторитетные учёные-конституционалисты и даже правовые управления украинского парламента. Однако их предостережения, как и замечания европейских институтов, были проигнорированы.
ЗАКОН «Об очищении власти», введённый в действие с 16 октября 2014 года, по мнению Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады, нарушает около полутора десятков статей Конституции. «Несовершенство» закона публично признавал президент Украины П. Порошенко, однако подписал его без каких-либо замечаний.
Принятие закона мотивировалось необходимостью не допустить «к участию в управлении государственными делами лиц, которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли мероприятия (и/или содействовали их осуществлению), направленные на узурпацию власти президентом Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека». Много говорилось о том, что реализация этого закона будет способствовать подавлению и искоренению коррупции. В законе подчёркивалось, что люстрация должна проводиться на известных демократических принципах верховенства права и законности, презумпции невиновности, индивидуальной ответственности, гарантировании права на защиту.
Реальная практика украинской люстрации разошлась с этими принципами. Прежде всего растоптана презумпция невиновности: свою непричастность к незаконным делам режима Януковича должны доказывать те, кто занимает или выдвигается на соответствующие должности. При этом принцип индивидуальной ответственности подменён коллективной ответственностью чиновников, работавших в то время в определённых сферах государственной деятельности. Нарушен конституционный принцип, гласящий, что никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения законодательство не считало правонарушениями.
Более того, люстрация на практике распространена на лиц, избранных или работавших на руководящих должностях (от секретаря райкома и выше) в КПСС и Компартии Украины, секретарей ЦК ЛКСМУ, штатных работников и негласных агентов в органах государственной безопасности и военной разведки советского времени. То есть, вопреки принятому нынешней властью закону «Об очищении власти», его стали применять к лицам, работавшим ещё до антисоциалистического переворота 1991 года и задолго до того, как Янукович стал президентом. Новой властью люстрация использована в качестве инструмента внесудебной квазиправовой расправы с политическими противниками и оппонентами.
Официально сообщалось, что люстрации должны быть подвергнуты около миллиона должностных лиц в различных сферах государственной деятельности. Моральным унижениям подверглись многие тысячи опытных работников, которые добросовестно выполняли свои обязанности, не совершили каких-либо незаконных деяний. Тем не менее их лишили работы, сломали их судьбы. Этим нанесён огромный, трудно поправимый удар по профессионализму в управленческой деятельности, ведь профессионализм и без того на нынешней Украине в ряде сфер практически уничтожен. Что касается коррупции, то она расцвела ещё более пышным цветом.
Такое положение не могло не вызвать озабоченности в европейских структурах. Венецианская комиссия в специальном заявлении деликатно напомнила: «Люстрационные процедуры, несмотря на их политическую природу, должны разрабатываться и проводиться только на легальном (законном) основании, в соответствии с конституцией и с учётом европейских стандартов, касающихся верховенства закона и соблюдения прав человека. В этом случае люстрационные процедуры могут быть совместимы с демократическим государством, в котором господствует верховенство права». Бесспорно, это была весьма прозрачная критика Венецианской комиссией украинского закона о люстрации и практики её проведения. Более того, в заявлении было подчёркнуто: «В любом случае Венецианская комиссия не считает люстрационные меры самым подходящим способом борьбы с коррупцией». Эксперты комиссии отметили: «Украинские власти согласились с тем, что закон о люстрации должен быть доработан, чтобы он соответствовал применяемым международным стандартам». Венецианская комиссия приветствовала готовность украинских властей сотрудничать с ней в вопросе внесения поправок в закон.
С тех пор прошло полтора года. Ничего для исправления «несовершенного» закона сделано не было. Более того, когда Конституционный суд Украины приступил к рассмотрению обращения группы народных депутатов относительно соответствия закона о люстрации Конституции Украины, в Верховной Раде и СМИ был поднят настоящий переполох: в адрес судей зазвучали угрозы о привлечении их к ответственности, если они «посягнут на закон». В кампанию включились спикер и новый генеральный прокурор Украины (кстати, не имеющий ни юридического образования, ни опыта работы в органах прокуратуры; для его назначения пришлось даже вносить изменения в закон о генеральной прокуратуре). «Главный законник страны» Ю. Луценко, в частности, заявил: «В случае отмены (Конституционным судом Украины. — Г.К.) закона о люстрации я буду обращаться к парламентской фракции «Блок Петра Порошенко», в которую входил, будучи народным депутатом, с предложением принять новый закон «О безусловной (?!) очистке власти». В этом законе база тех, кто подлежит проверке, должна быть расширена, а критерии люстрации — стать ещё более жёсткими». Вот вам и ответ на рекомендации Европы! К слову, реакция Венецианской комиссии станет известна уже в ближайшее время.
ЕЩЁ ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЕ своё наплевательское отношение к Конституции новая украинская власть проявляет в ситуации с запретом Коммунистической партии Украины. Вскоре после государственного переворота в нарушение Основного Закона была разогнана фракция КПУ в Верховной Раде. Тогдашний и.о. президента Украины А. Турчинов обвинил Компартию и её руководство в деятельности, «наносящей ущерб государственным интересам страны», в частности, в пособничестве сепаратистам и террористам, а также в действиях, направленных на захват государственной власти. Он в категорической форме публично потребовал 20 мая 2014 года от министра юстиции «употребить без промедлений в установленном законом порядке меры по запрету Коммунистической партии Украины».
Два года сотни оперативных работников органов прокуратуры, Службы безопасности, министерств внутренних дел и юстиции искали конкретные факты для обоснования запрета партии. Не нашли. Их нет в природе. Судебный процесс о запрете деятельности КПУ фактически провалился.
Киевской власти пришлось разрабатывать и принимать специальный «закон о декоммунизации», чтобы выдумать новое, не предусмотренное Конституцией основание для запрета Компартии. В качестве такого «основания» новым законом объявлено… сохранение названия партии — «коммунистическая» (к слову, партии с таким названием действуют более чем в 90 странах), использование в качестве партийной символики красного знамени, серпа и молота, красной звезды. Преступными были также провозглашены пропаганда достижений нашего народа в экономике и социальной сфере в пору существования СССР и УССР и даже цитирование высказываний партийных и государственных деятелей советской эпохи. За подобные «преступные деяния» устанавливалась уголовная ответственность в виде пяти — десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества.
И вот на базе таких «оснований», представляющих собой бред оголтелых представителей мстительной власти, министерство юстиции обратилось в Окружной административный суд города Киева с иском о прекращении деятельности Компартии Украины. После более чем полугодового рассмотрения, переносов заседаний, самоотводов суд принял решение, которым удовлетворил иск минюста. Это несмотря на то, что украинская Конституция не знает такой меры в отношении политических партий, как прекращение их деятельности. На Украине в соответствии с Основным Законом деятельность партии может быть запрещена. Причём запрет может быть осуществлён исключительно в судебном порядке при наличии оснований, чётко, исчерпывающе изложенных в статье 37. Изменить перечень оснований можно только путём внесения поправок в Конституцию, но никак не обычным законом типа «закона о декоммунизации». Между тем окружной суд, следуя требованию минюста, принял решение о прекращении деятельности партии, которая не запрещена.
Наблюдая такое гуляйполе, европейские институты в целом негативно относятся к украинскому «закону о декоммунизации» и к уже принятому судебному решению. Ещё в декабре 2015 года Венецианская комиссия в предварительном заключении отметила несоответствие указанного закона стандартам Совета Европы, поскольку он «может привести к нарушению права на свободу высказываний».
Когда Окружной административный суд города Киева принял решение о прекращении деятельности КПУ, известная международная правозащитная организация «Эмнести интернэшнл» (Amnesty International) в тот же день заявила, что «запрет Коммунистической партии Украины является вопиющим нарушением свободы самовыражения и объединения и должен быть немедленно отменён».
Европейский суд по правам человека и Венецианская комиссия по ряду дел, связанных с попытками запретить коммунистические партии (в Турции, Молдавии и др.), однозначно высказали позицию, согласно которой запрет коммунистических партий исключительно за их наименование и использование символики нарушает политические права граждан. Не может не вызывать удивления, что украинские власти, зная позицию Венецианской комиссии и Европейского суда по правам человека и пообещав внести исправления в торопливо принятые законы с учётом замечаний и рекомендаций европейских правовых организаций, до сих пор ничего не сделали для этого. Более того, некоторые украинские парламентарии, будучи озабочены ослаблением внимания Европы, по-хуторянски высокомерно пытаются убедить европейцев, что отношение к Украине — это для ПАСЕ ни много ни мало «экзамен на европейскость».
ЕВРОПА ОХЛАДЕЛА к Украине потому, что нынешние киевские власти пренебрежительно относятся к нормам даже буржуазной демократии. Строго говоря, именно эти нормы и составляют ядро политических свобод и европейских ценностей. Однако после разрушения СССР у руководства Украины все годы оказывались люди, которые стремились к неограниченной власти. Каждый из них жаждал переписать «под себя» Конституцию, подмять все ветви власти, прежде всего исполнительную.
С большим сожалением приходится отмечать, что после февральского переворота 2014 года ситуация с соблюдением даже буржуазно-демократических норм в нашей стране существенно ухудшилась. Нынешний режим, как и его предшественники, не в состоянии следовать буржуазно-демократическим европейским ценностям. Ему, похоже, симпатичнее заимствованные тоже в Европе ценности радикал-национализма, а то и неофашизма. Но сегодняшняя официальная Европа эти ценности отторгает.
Граждане Украины с надеждой смотрят на Европу, осуждающую правовой произвол в нашей стране. Но при этом необходимо понять, что коренное изменение ситуации на Украине зависит всё же не от Венецианской комиссии. Обстановка принципиально изменится только тогда, когда все соотечественники, которые своим трудом, умом, талантом создают материальные и духовные блага, возьмут судьбу страны в свои руки. Украина возродится, когда народ выдвинет к управлению государственными делами не ставленников компрадорского олигархического капитала и воинствующих неонацистов, этих духовных наследников пособников фашистских захватчиков времён Великой Отечественной войны, а подлинных патриотов, для которых интересы Родины и своего народа — превыше всего.
От редакции: Следует учесть, что страны Запад во второй половине XX века также формально осуждали «крайности» ряда марионеточных диктаторских латиноамериканских режимов. Но, во-первых, они возвышали свой голос не сразу — напротив, в первые годы поддерживали террористические режимы марионеток Вашингтона вроде пиночетовского. Во-вторых, формально выступая в «защиту демократии», идеологи западного капитала ни разу не выступали против первопричины данных диктатур, а именно — никогда не высказывались против компрадорского экономического курса, который вёл целые страны и народы к разрушению местных национальных производств, к тотальному обнищанию населения, к резкому нарастанию масштабов социального расслоения, к усилению зависимости от зарубежного капитала. И местные проамериканские режимы могли продолжить «либеральные» эксперименты лишь с помощью массового террора. В противном случае провальная модель периферийного капитализма непременно была бы списана в утиль.
То же самое можно сказать и про «охлаждение» Европы по отношению к Украине. На самом деле западные политики имеют прямое отношение к тому, что сейчас происходит в этой стране. Кто оказывал финансовую, информационную и дипломатическую поддержку украинским «евроинтеграторам» в 2013 — 2014 гг? Кто аплодировал их разрушительным действиям, которые они использовали на Майдане в указанный период? Кто с пеной у рта осуждал стремление народов Крыма выйти из-под власти киевской хунты? Кто открыто солидаризировался с карательными акциями режима Порошенко, развязанными им в отношении Юго-Востока Украины в 2014 году? Всё это тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Вообще, почему страны Запада периодически прибегают к соответствующим политическим манёврам? Причина весьма простая. Им нужно сохранить своё реноме «сторонников демократии и прогресса». А чтобы многие в это поверили, словам должны соответствовать хоть какие-то действия. Поэтому мы и являемся свидетелями периодического осуждения странами США и Европы своих марионеточных диктаторов. Но в то же время они активизируют свою хищническую экспансионистскую политику. И никакие слова не могут прикрыть их преступные действия.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.