Между «казалось» и «оказалось»

Между «казалось» и «оказалось»

Вчера на сайте «Литературной газеты» была размещена статья, в которой различные представители писательского сообщества давали свою оценку событиям августа 1991 года. Публикуем её полностью.

Как вы оцениваете события 91-го года тогда и сейчас в общественной и писательской жизни?

Александр ПРОХАНОВ:

– Я был идеологом путча, человеком, подписавшим «Слово к народу», и с тех пор ничего не изменилось. Я верю в правоту своих представлений, предположений, по-прежнему ненавижу убийц моей страны и всячески содействую возрождению государства Российского. Горбачёв затеял чудовищную перестройку, которая разрушила все основы существования советского государства, а Ельцин воспользовался этим и совершил государственный переворот. Перетянул на себя общесоюзные горбачёвские полномочия, а когда Горбачёв вернулся из Фороса, Ельцин их ему не передал. 91-й год внёс непреодолимый раскол и в писательскую среду. В советское время существовало либеральное, патриотическое и какое-то среднее крыло, которое было своеобразным конвергентом. А в 91-м году секира рассекла писателей на тех, кто поддержал переворот, и они впоследствии хорошо устроились, и те патриотические силы, которые подверглись остракизму и которых называли фашистами и красно-коричневыми. Раньше, в советское время, писательская среда была очень мощной, издавались книги, выплачивались приличные гонорары, а сейчас писатель влачит жалкое существование, он не имеет возможности прокормить себя своим трудом, писатели отодвинуты на обочину общественной жизни…

Андрей ВОРОНЦОВ:

– Моё отношение к тем событиям совершенно не поменялось со временем. Посмотрите на фотографии 1991 года, на бомжеватых прыщавых людей с плакатиками: «Союзу – нет, России – да!» Нет никаких сомнений, что это сумасшедшие или дебилы. Тогдашняя «гласность» была вовсе не свободой слова, а подменой свободы слова свободой пропаганды, причём односторонней. Все эти склоки на съездах народных депутатов, в ЦК КПСС, в Союзе писателей были, в сущности, лишь проекцией безобразных профсоюзных страстей в общегосударственном масштабе. Если бы свобода так же была нужна людям, как путёвки и квартиры, то они и за неё бились бы с пеной у рта. Однако большинству требовалась не свобода, а возможность поменьше работать и побольше жрать, как сказал один персонаж Андрея Тарковского. Поэтому так называемая парламентская, политическая жизнь и свобода слова вкупе с ней заведомо были обречены на отвратительный месткомовский ор и склоки. Никто не становился свободней, выходя с «застойного» профсоюзного собрания, где метались, мячиком отскакивая от стен, флюиды ненависти, только зверел. Свобода рвать и хватать есть предтеча всякого тоталитаризма. И вот спрашивается: что же мы могли получить, поменяв тоталитаризм парткома на тоталитаризм месткома? Россию 90-х годов с откровенным хамом и беспринципным приспособленцем во главе.

Ну а писателей тогда, говоря на нынешнем полукриминальном жаргоне, просто «опустили». В 80-е годы они вообще-то жили не тужили. На гонорар за напечатанный рассказ можно было существовать два месяца. На гонорар за книжку прозы – купить «жигуль» или кооперативную квартиру. А в 1992 году писателей без разбора политической принадлежности взяли и «раскулачили». Издательства мгновенно разорились без господдержки, а те, что остались на плаву, предлагали издавать книги за свой счёт. Вы бы издали, но выставленной астрономической суммы у вас, естественно, не было. Журналы по-прежнему выходили и принимали рассказы, но на теперешний гонорар не то что два месяца – неделю прожить было нельзя. Чтобы не голодать, следовало бы печататься каждый месяц, но не было ни столько рассказов у писателей, ни столько журналов в Москве. И вот тогда-то они поняли, что «грубая, примитивная» советская эпоха предоставляла гораздо больше возможностей для беззаботного существования так называемых эстетов, чем рыночная, «свободная», с её будто бы «неограниченными возможностями»! Но было поздно. Спасибо дебилам с плакатиками «Союзу – нет, России – да!».

Юнна МОРИЦ:

– Август 91-го года – зияющая бездна между «казалось» и «оказалось», где мало никому не покажется.

Есть у меня в книге «По закону – привет почтальону» акростихи, где по первым буквам строк читается «август»:

А вы, нехорошие дядьки, ужасно плохие на вид,
Всегда побеждаете в битвах под сильно вонючим ковром,
Где ваши валяются уши, глаза и другой неликвид, –
Умельцы такую харизму потом собирают ведром,
Сливают в портретную яму, вправляют в портретную раму,
Такую вот пишут Историю и делают нам Фукияму!..

Фукияма написал, что конец Истории наступил, он ошибся, ушибся о стену однополярного мира, стена оказалась дверью в кровавую бездну – между «казалось» и «оказалось».

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ:

– Не зря говорят, что нередко трагедия оборачивается под конец фарсом. Даже трудно себе представить, что эпоха кровавых революций, террора, войн, социальной перекройки великой России закончилась вот так – трясущимися руками Янаева и «Танцем маленьких лебедей» по всем телевизионным каналам. В те дни я не только метался между Манежем с танками и Белым домом, но и трижды перечитал «Слово к народу» – манифест «путчистов». И сразу понял: в Москве это не пройдёт. Столичная либеральная интеллигенция и значительная часть интеллигенции трудовой – движущая сила перестройки – не поверит в советскую реставрацию и не примет её. А дальше произошло то, что произошло: по рецепту Шигалева из «Бесов» Достоевского, ельцинисты «даровали» народу «право на бесчестье», началась Великая Криминальная Революция, остаточное дыхание которой (но немногим менее ядовитое) мы чувствуем на себе и сегодня.

Валерий ПОПОВ:

– В тот год я стал заместителем председателя Союза писателей Петербурга, и мне полагалась машина для поездок на работу. Сначала я обрадовался, но потом оказалось, что сначала она должна была забрать Витю Максимова, ещё одного заместителя, в Весёлом посёлке, потом ехать за мной в Купчино. Привилегия оказалась утомительной. Когда мы заявили о нашей политической независимости от власти – машину отменили. Горевал ли я? Не помню. Помню, что отлично писалось – события были порой ошеломляющие – и это вполне вписывалось в мой сатирический стиль. Закрылось замечательное издательство «Советский писатель» – такого теперь не будет уже никогда – там появился парикмахерский салон, потом – торговля стеклопакетами. Горький смех – это моя стихия. Написал повесть «Будни гарема», в которой отразились те события. Но оказалось, что печатать в Питере негде. Рванул в Москве – и там уже стало ясно, что прежней «медленной», философической, скучной литературы время прошло. Всё было на грани гибели, но я сумел совершить прыжок из социализма в капитализм, что-то там оставил, но многое здесь приобрёл. Я думаю так: любые эпохи – это наш хлеб, наш шанс, возможность сделать скачок. Все бурные события тех лет я описал, как их чувствовал и как хотел. Потерявшись, как и многие тогда, в Петербурге, я не упал духом, собрался и стал печататься в крупнейших московских издательствах – «Вагриус», «Эксмо», АСТ. И там напечатаны мои самые серьёзные вещи. Я не всегда в восторге от новых тенденций, но уж кичиться своей несовременностью, мне кажется, глупо.

От редакции: События августа 1991 года вполне сопоставимы с тем, что происходило в странах СНГ во время «цветных революций». В обоих случаях западные политики открыто поддерживали т.н. «оппозицию» (а на самом деле — кланы буржуазии, стремящиеся оттеснить от руля государственного управления другую группировку эксплуататоров), использовался метод дестабилизации обстановки. Так, в августе 1991 года, т.н. «демократы» вывели народ на улицы, несмотря на введение режима чрезвычайного положения, во время которого действует запрет на выступления оппозиции — как на улице, так и в прессе. А провокация против военнослужащих, патрулирующих Садовое кольцо в ночь с 20 на 21 августа 1991 года? А создание мнимого образа «героев» из Кромаря, Усова и Кричевского, которые напали на военных? Точно также и сегодня инициаторы «цветных переворотов» и их зарубежные хозяева создают образ «сакральных жертв».

Следовательно, уже в августе 1991 года любой здравомыслящий человек мог увидеть подвох в действиях Ельцина и его команды. И катастрофические последствия переворота, совершённого не ГКЧПистами, а «демократами», наша страна испытывает до сих пор.

А полагать, что «демократы» якобы боролись за свободу, а ГКЧП — за возврат к «тоталитуризму» — неверное представление. Речь шла о введении режима чрезвычайного положения на определённый срок — в целях подавления сепаратизма, организованной преступности, ликвидации дезорганизации государственного управления. И для этого требовались жесткие меры. Вопрос стоял о спасении страны. Но в дальнейшем, по мере стабилизации обстановки, ГКЧПисты планировали возврат к демократическим механизмам, при их совмещении с порядком и с дисциплиной, разумеется (ведь демократия — это не вседозволенность). Всё это можно найти в их документах (в «Обращении к Советскому народу», например). А т.н. «демократы» фактически пропогандировали идею всевластия русофобии и антисоветизма. Любой, кто выступал против политики предательства и разрушения страны, «свободная пресса» в один миг поливала грязью, представляла «врагом прогресса» и т.д. Сам академик Яковлев в предисловии к «Чёрной книге коммунизма» писал, что они планировали ударить по Советской системе «тоталитарными методами». И царящая вседозволенность обернулась распадом страны, разграблением национального достояния и морально-нравственным разложением общества. Это во-первых. Во-вторых, те, кто в 1991 году громче все требовал «демократии», два года спустя прибегли к более жестким методам, когда расстреляли Верховный совет и протащили проект Конституции, фактически предоставляющей всю полноту власти президенту. По то, как они после расстрела парламента ввели режим чрезвычайного положения в Москве, как проводили массовые аресты (зачастую необоснованные), как развязали массовый террор в отношении не только участников антиельцинского сопротивления, но и случайных людей, тоже известно. И это лишний раз доказывает, что все их рассуждения о «борьбе за демократию», об осуждении «тоталитаризма» в 1991 году носили лицемерный характер и использовались в качестве прикрытия их разрушительной антисоветской контрреволюционной деятельности. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *